Сайт развитие ребенка времена года осень

Сайт развитие ребенка времена года осень thumbnail

Время года – Осень.

 

 

(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)

 

 

Рассказ об Осени: 
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Стихи об Осени
***
Осень. Осыпается весь наш: бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
***
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
***
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***
Осень. (А.С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
***
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
***
Стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
***
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.

Закончи предложение об Осени
 На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из—за туч).
Деревья надели … (разноцветный наряд).
… (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит,        мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки  Осени
***
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
***
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)

Подбери действие
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

Источник

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.

С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:

  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.

В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.

  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Примеры:

    • Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
    • Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
  • На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
  • Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!

Источник

Вера Базарова
Проект «Времена года». Тема «Осень»

Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1.Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2.Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осеничерез разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.);игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды».ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой.Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?».Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре».Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»;Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе».Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы,посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам.Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками.ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад».Хороводные игры: «Огород», «Овощи».Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1.Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2.Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осеничерез разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.);игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды».ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой.Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?».Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре».Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»;Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе».Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы,посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам.Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками.ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад».Хороводные игры: «Огород», «Овощи».Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».

Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1.Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2.Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осеничерез разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.);игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды».ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой.Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?».Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре».Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»;Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе».Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы,посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам.Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками.ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад».Хороводные игры: «Огород», «Овощи».Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».

Источник