С развитием речи ребенка тесно связано развитие воображения
Ольга Торопова
Развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей д в с ОНР
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливают некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, с трудом справляются с такими заданиями,как: составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, составление описательного рассказа по игрушке, придумывание сказки, рассказа по заданному началу. Почему же дети затрудняются выполнить все эти задания? Да всё потому, что они сосредотачивают свой взгляд только на том, что видят перед глазами в данный момент и не могут отойти от этого, т. е. представить, что было до того, а что после – не могут пофантазировать. Недостаточное развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи и недостаточное развитие психических процессов слились воедино.
Изучив особенности детей с общим недоразвитием речи,я сделала вывод: для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и психические процессы, в частности воображение.
Л. С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что “. очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи. “.
Существует три группы факторов, показывающих связь речевого развития ребенка с воображением:
• само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение;
• задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения;
• не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.
Современные исследования, направляемые на выявление роли слова в развитии воображения, весьма не многочисленны.
Изучением особенностей проявления творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи и использование практических приёмов для активизации воображения занимались В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова. Однако, вопрос развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, остаётся в настоящее время мало изученным, недостаточно существует методик, направленных на изучение и коррекцию данного аспекта. Поэтому проблема более глубокого разностороннего изучения воображения, развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей с нарушениями речи является актуальной и значимой для дошкольной логопедии и логопсихологии.
Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Необходимо расширять опыт ребёнка. Чем больше он видел, слышал, пережил и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Дефектологи утверждают, что развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово даёт возможность ребёнку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие речи и творческого воображения. Кроме того интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние вербального воображения на речь дошкольников.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных и личностных особенностей подбор игр изменяется. Речевые игры теснейшим образом связаны с такими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду», как ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, изодеятельность, развитие речи. Это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.
Задержка в развитии речи ведет за собой задержку развития воображения.
Бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы, отсутствие связной монологической речи в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают серьёзные препятствия для словесного творчества детей. Поэтому я в своей работе с детьми нахожусь в постоянном поиске эффективных практических путей развития творческого воображения, как одним из методов развития связной речи.
Цель моей работы: При работе над развитием связной речи, повысить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ.
Отсюда вытекают основные условия развития творческого воображения,созданные в нашем дошкольном учреждении:
•Воспитание взрослых, способных руководить творчески;
• Совместная деятельность взрослого и ребёнка, где взрослый своим поведением и поступками раскрывает новые неожиданные стороны окружающего мира. Обучающийся творчеству ребёнок начинает понимать, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями, что окружающий мир может быть осмыслен с самых различных позиций
• Организация предметной среды. Особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям предлагаются задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листы бумаги и кубики. Наряду со знакомыми предметами в среду вносятся предметы неспецифические,полуфункциональные: бросовый материал и природный материал. Такие предметы легко включаются в игру, способствуя одновременно и развитию творчества, и развитию самой игры.
Коррекционно-развивающаяработа условно делится на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, был предложен приём «Волшебная палочка».
Дети с восторгом восприняли игру в «волшебство», узнали, кто такие фантазёры.
В конце занятия, для закрепления пройденного материала предлагалось детям превратиться в какой-либо предмет и рассказать о себе (предмете).
На основном этапе проводилась работа, направленная на всестороннее знакомство с предметами ближайшего окружения, используя метод системного анализа, который позволяет рассматривать прошлое, настоящее и будущее той или иной вещи, разложить её на детали, составные части.
Цель основного этапа – развивать у детей творческое воображение и учить их определять главную функцию предмета и находить много дополнительных, расширять функциональное применение предметов на практике.
Кроме бесед на основном этапе осуществлялась работа, направленная на развитие творческого воображения, в тесном сотрудничестве с педагогами –музыкальным руководителем, воспитателями физической культуре, педагогом-психологом, а также воспитателями группы и родителями воспитанников. Дети дорисовывали геометрические фигуры, кляксы, графически изображали музыку, строили жильё для животных.Использование в работе с детьми продуктивной деятельности носило для нас также диагностический характер: мы наблюдали динамику детских рисунков. На первых занятиях почти все детские рисунки были схематичные, без деталей. В дальнейшем, рисунки детей отличаются оригинальностью.
Для создания и поддержания позитивного эмоционального фона вместе со специальными приёмами использую музыкальное сопровождение. Игры и упражнения, направленные на решение основных задач, подбирались по принципу усложнения от игры к игре.
На заключительном этапе работы с детьми проводятся игры с целью обобщения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих этапах, проверки умений детей применять имеющиеся навыки видоизменять, преобразовывать, комбинировать представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и образные ситуации.
На завершающем этапе детям предоставляется возможность действовать самостоятельно: загадывать предметы, рисовать открытку, подбирать определение к слову, придумывать загадки, сказки. Все дети с желанием играют, всегда активны.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей повысился уровень проявления творческого воображения: рисунки стали более детализированными, оригинальными.
Таким образом, подобранные игры оказались эффективными.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
К вашему вниманию я предлагаю несколько игр, способствующих развитию вербального воображения и речи. Для проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру, включиться в неё и фантазировать вместе с детьми. Игры я использую как на занятиях, так и в режимных моментах.
Игра «увеличение – уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.
– Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. – Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. – Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
– О чем думает ваша обувь.
Игра «Разными глазами»
1 .Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
2. Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
“Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)“.
«Фантазер»
Предложите ребенку пофантазировать на самые разнообразные темы:
«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);
«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого);
«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать);
«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил);
«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство);
«Пиктограммы»
Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».
Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том,как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка или любые другие.
“Выведение следствий”
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов “Что произойдёт. “. Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
“Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?”
“Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?”
“Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?”
“Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?” и. т. п.
Используя речевые творческие игры в своей работе, я добилась того, чего хотела.
Дети научились составлять интересные сказки, составлять описательные рассказы по игрушкам. Игры помогают развивать фантазию и логическое мышление детей, научил их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь.
Источник
Ирина Лебедева
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника.В игре ребенок реализует все свои качества: проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для развития творческого воображения детей дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.
Например, в сюжетно – ролевой игре «Семья», дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения.Можно придумать много разных сюжетов: «Мама готовит завтрак», «Готовимся к приходу гостей», «Бабушка приехала», и т. п. А в сюжете «Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.
В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.
Например, показывая сказку «Теремок», в домике могут поселиться любые персонажи, а медведь не хочет ломать дом, и они весело водят хоровод вокруг теремочка.
А в сказке «Зайкина избушка» лисичка просит прощения у зайчика и остается жить у него, а может быть звери вместе строят дом для лисы.
В своей работе для развития творческого воображения детей мы используем следующие дидактические игры.
Младшая группа
Упражнение, “Какая игрушка?”
В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше его проводить по подгруппам из 3-7 человек.
Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.
Возможные варианты ответов:
Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т. д.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.
При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 картинок.
Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.
Игра “Что это такое?”
В игре может участвовать вся группа детей.
Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т. п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Упражнение “Дети на прогулке. “
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого неопределенный предмет (например, палочка, полукруг, веревочка и т. п.). Картинки.
Возможные варианты ответов:
Шарик, флажок, цветок, мороженое, машинка, собака, лодка, корзинка, сумка, портфель, ведро, удочка, сачок, ружье, мяч, лодочка, корзинка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку.Объясняет: “Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках”. Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну – две картинки.
Игра “Камушки на берегу. “
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить ее по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход игры.Воспитатель показывает детям картинку и говорит: “По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого “или на что он похож”.Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов. Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Для старшего возраста
«Составь загадку»
Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.
«Нарисуй и расскажи»
Попросите детей нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.
«Что у меня за спиной?»
Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.
«Космическое путешествие»
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.
Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
«Необитаемый остров»
Предложите детям поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
«Волшебные превращения»
Игра развивает воображение, образную память, образное движение.
Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
«Сочиняйка»
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Сочиняйте сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Записывайте эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать.
«Пластилиновый театр»
Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.
В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.
Источник