С какого возраста начинать раннее развитие ребенка

С какого возраста надо начинать заниматься с ребенком? Где именно – дома, в детском саду или в ближайшем центре развития? Эти вопросы задают себе все мамы, заботящиеся о своих чадах.

О развитии ребенка впервые задумываются еще до его рождения. Мужчина и женщина осознают себя в роли родителей и определяют, что же будет значить для них появление ребенка, какое будущее они ему желают: хотят ли вырастить великого ученого, спортсмена или музыканта. Вот ребенок появился на свет, а мама с папой не знают, с чего начать, как же заниматься с этим маленьких человечком. На деле же все просто – развитие малыша начинается с общения с ним. Наверное, вы не раз наблюдали за картиной: катится коляска, в ней лежит неподвижный сверток, а мама увлеченно рассказывает ему обо всем вокруг: о небе, о птичках, о солнышке, о погоде … Так инстинктивно еще неопытная мама начинает заниматься со своим ребенком. Ведь описать каждый предмет, помочь восприятию мира – это и есть первые шаги в развитии личности. Не важно, о чем говорить, – главное, чтобы звучал ласковый, самый любимый для него голос мамы. Постоянное общение с ребенком поможет ему вовремя произнести первые слова, построить первую фразу, да и просто познать окружающий мир.

Дети от рождения и до 2,5 лет – наблюдатели. Они аккумулируют в себе опыт окружающих, чтобы потом применить его самому. Поэтому малышам с самого раннего возраста нужно «участвовать» в маминых делах – смотреть, как она моет посуду, видеть, как она готовит и убирает. Тогда в какой-то момент он захочет «быть как мама», захочет научиться все делать сам. Мамы, которые не позволяют своим чадам помогать «по хозяйству», сдерживают их развитие. Тем более что кухня – прекрасная школа для знакомства с окружающим миром. Различные крупы, мука, вода – все это источник новых тактильных ощущений, ведь на рассыпанной муке можно рисовать, гречку можно перебирать, а пшено – зачерпнуть рукой и смотреть, как оно сыпется между пальцев. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики ребенка, а моторика, как известно, напрямую связана с речью и интеллектом.

Важнейшая часть развития ребенка – купание в ванночке, игры с водой. Малышу нужно давать побултыхаться вволю, поиграть с яркими игрушками. Пусть он ощутит разницу между водой и воздухом, почувствует, как вода течет, выталкивает его на поверхность. Сидя в ванной, попереливать воду из стаканчика в стаканчик, поиграть с брызгалкой, посмотреть, как плывет кораблик – это первые физические опыты вашего ребенка.

Малыш скоро должен пойти, и его сажают в ходунки. Считается, что ребенку так проще исследовать мир. Но ему хочется подойти к маме, а мама, увы, недосягаема: ходунки мешают приблизиться к ней. Хочется проползти самому все комнаты – тоже не получается. Помните: длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит его физиологическое развитие.

Вот ребенок подрастает и начинает ходить. Важно во время прогулки заглядывать на детскую площадку. И хотя ребенок еще мал для того, чтобы самому участвовать в играх, он уже осознает себя таким же, как дети постарше, внимательно наблюдает за их игрой и скоро будет готов присоединиться к ним. Именно с детской площадки начинается формирование «социального интеллекта» ребенка – способности правильно понимать поведение людей, прогнозировать последствия своих и чужих поступков.

В разгаре лето – время игр с песком. В песочнице у ребенка появляются первые друзья. Песок – отличный материал для развития пространственного мышления. Как из кучи песка получается куличик, объемные фигуры – много нового увидит и узнает малыш в песочнице.

Мама или педагог?

До двух-трех лет с малышом можно успешно заниматься дома. У любого действия ребенка есть мотивация – мама рядом, она помогает, хвалит. После трех лет у ребенка формируется собственное «я», теперь его поступкам необходима дополнительная, внешняя, мотивация. Например, если вам нужно, чтобы ребенок научился завязывать шнурки, не пожалейте времени перед походом в зоопарк – пусть он это сделает сам, иначе поход не состоится. Эту особенность развития ребенка (внешнюю мотивацию) необходимо учитывать и при выборе игр – например, шнуровкой ребенок будет заниматься только вместе с вами и не даст вам помыть полы. Поэтому, затевая ту или иную игру, «вписывайте» нее в график домашних дел.

В этом возрасте занятия с мамой не всегда продуктивны. Мама уже не является беспрекословным авторитетом для ребенка, начинающего проявлять самостоятельность, не каждый раз она может настоять на выполнении каких-либо правил. Кроме того, к занятиям с ребенком нужно готовиться, а маме трудно выкроить на это время. Поэтому для 3-летнего ребенка стоит поискать хорошего педагога. Чтобы получилось дешевле, можно договориться с друзьями из песочницы, если дети близки по темпераменту и развитию, сформировать группу из 2-3 человек и заниматься вместе.

В возрасте 3-4 лет ребенка нужно активно вводить в социум. Это хорошее время, чтобы пойти в детский сад. Ведь именно общаясь с себе подобными, маленький человек сталкивается с первыми конфликтами и учится их решать. Внутри коллектива ребенок усваивает такие понятия, как плохо-хорошо, можно-нельзя. И чем ближе к школе, тем социальный интеллект ребенка должен становиться выше – так он может проще вступить в школьную жизнь. Поэтому в 5-6 лет ребенку просто необходимо учиться работать в группе под руководством педагога.

Читайте также:  Как понять что ребенок отстает в физическом развитии

Источник

На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года

Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?

Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.

Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.

В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :

6 месяцев ????

Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.

Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:

3 месяца ????

Вот скриншот:

Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?

Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.

Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.

Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:

  • Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
  • Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
  • Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
  • Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
  • Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.

Какой вывод я делаю для себя:

До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.

Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.

Источник

Когда уже пора?

На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени — учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша — это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка — ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во-первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во-вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.

Читайте также:  Ребенок как субъект социальной заботы защиты и социального развития

Выбираем методику

Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.

Методика Монтессори

Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.

В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.

Метод Глена Домана

Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка — от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию.  Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

Источник

Под ранним развитием мамочки обычно понимают неординарные способности, которые пытаются разглядеть и развить в малыше. Но стоит ли торопиться? О том, как правильно заниматься с малышом, рассказывает врач Ольга Макушникова.

Раннее развитие: что это такое на самом деле

Мамы пытаются вбить в голову малыша огромное количество стихов, сказок и прочих не слишком нужных сведений, чтобы потом похвастаться познаниями ребенка перед подругами.

Папы с радостью учат малыша различать марки автомобилей и управляться с компьютером или сотовым телефоном. Однако «ранним развитием» подобные навыки можно назвать с большой натяжкой.

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными.

Конечно, заучивание стихов и любой другой информации поможет развить память ребенка. Но не более того.

В действительности раннее развитие подразумевает стимулирование любознательности, общительности, внимания, мышления и других функций и навыков, которые помогают сформировать гармоничную личность.

Об том, что ребенка надо «социализировать» с раннего детства, тоже слышали многие. Сегодняшние мамы начинают присматриваться к методикам раннего развития, едва малыш появится на свет. Выбрать, действительно, есть из чего.

Методики Монтессори, Зайцева, Ибука, Домана и Береславского доказали свою эффективность. Они действительно помогают маленькому человечку изучать окружающий мир, приобретать полезные навыки, общаться и развиваться. Но, к сожалению, стоят занятия в школе раннего развития недешево.

Как же быть? На самом деле, сложные методики раннего развития вполне могут заменить правильные игры с мамой и папой.

Развитие детей до года

Развивать малыша можно с самого раннего возраста. Это заложит хорошую основу для дальнейшего умственного и физического совершенствования. Чтобы оценить, насколько гармонично развивается ребенок, и какие навыки стоит стимулировать на каждом этапе, важно знать общие закономерности развития грудничков.

1 месяц жизни

Уже к месячному возрасту ребенок реагирует на звуки и яркие игрушки, может следить за ними глазами. Заботливые родители непременно будут развивать эти способности: показывать малышу яркие игрушки и медленно водить ими в стороны на расстоянии примерно 30 см от лица малыша.

А еще в этом возрасте очень полезно выкладывать ребенка на животик, это позволит быстрее научиться держать головку.

2 месяц

На втором месяце уместным будет повесить над кроваткой мобиль. Малыш с удовольствием будет рассматривать вращающиеся под музыку фигурки.

А еще он активно изучает свои ручки, так что не стоит ему в этом препятствовать — пеленать или надевать специальные варежки для малышей.

В два месяца здоровый малыш порадует родителей «комплексом оживления»: будет бурно реагировать, как только кто-то из родных склонится над кроваткой.

Примерно в это же время или чуточку позже он одарит папу с мамой первой осознанной улыбкой и начнет гулить — издавать певучие звуки. Почаще говорите с малышом, это подарит много позитивных эмоций и ему, и вам.

3 месяц

На третьем месяце ребенок, лежа на животике начинает приподниматься на предплечья. Ставьте перед ним яркую игрушку, и малыш будет стараться задержаться в таком положении, чтобы ее рассмотреть.

Вкладывайте ему в ручку погремушку, и он быстрее научится ее захватывать.

В этом возрасте малыш пытается подражать мимике взрослых и еще более активно гулит, некоторые детки уже умеют смеяться.

Обычно в трехмесячном возрасте дети стараются переворачиваться на бок и на живот.

Читайте также:  Возрастные задачи развития личности ребенка

5 месяц

К пяти месяцам ребенок обычно легко переворачивается с животика на спинку и обратно. Эти нехитрые «упражнения» впоследствии помогут ему научиться сидеть и ползать.

Переворачиваться на бок и начать ползать малышу могут помочь родители. Это совсем не сложно: главное — соблюдать простые правила и проявить чуточку терпения.

Помогаем освоить перевороты:

  • Аккуратно возьмите лежащего на спинке малыша за ножки, выпрямив ту из них, в какую сторону собираетесь совершить поворот.
  • Не спеша поворачивайте малыша, заводя одну ножку над другой.
  • Дайте крохе побыть в этом положении несколько секунд и самостоятельно завершить поворот.
  • Не стоит форсировать естественный ход развития и пытаться посадить малыша раньше времени, даже если он активно поднимает головку и плечики, лежа на спине. А вот стимулировать ползание полезно.

Родители могут научить малыша ползать.

Помогаем научиться ползать:

  • Подложите валик из одеяла под грудь и спинку ребенка так, чтобы ручки и ножки свисали: ребенок непременно захочет на них опереться. Подойдет и наглядный пример: ползающий рядом старший ребенок или, на худой конец, папа или мама.
  • Поставьте перед малышом ставят яркую игрушку, до которой он захочет дотянуться.

Полезные советы для родителей:

  • С самого раннего возраста развивайте мелкую моторику малыша: играйте в пальчиковые игры. Это способствует скорейшему развитию речи ребенка.
  • Читайте ребенку книжки и рассматривайте картинки. Стимулируйте его активность: спрашивайте, понравилась ли ему сказка или картинка, и старайтесь выяснить, почему у него сложилось такое мнение.
  • Выбирайте правильные игрушки:
  • К 8-9 месяцам кроху вполне можно научить собирать несложную пирамидку.
  • Развитию малыша будут способствовать всевозможные панели с кнопочками и звуковыми сигналами, пальчиковые краски, которыми он будет рисовать вместе с мамой.
  • Когда ребенок будет делать первые шаги, уместна будет игрушка-каталка.

Развитие детей раннего возраста

В возрасте 1,5-2 лет полезно развивать у деток любознательность и мелкую моторику, мышление, память и речь. Разумеется, родителям нужно знать, в каком возрасте каких «подвигов» стоит ожидать от малыша.

1,5 года

В полтора года ребенок будет охотно играть с кубиками, пирамидками и матрешками. Он с удовольствием подберет подходящие гаражи для машинок разного размера. Доступны и примитивные сюжетные игры: с куклой, посудкой, солдатиками и машинками.

2 года

Детям в возрасте двух лет уже доступно разучивание стихов, изучение форм и цветов, рисование и лепка, знакомство с основами счета.

Как помочь малышу научиться познавать мир:

  • Подкрепляйте теорию практикой. Считайте все что угодно во время прогулки. Давайте малышу потрогать руками гладкое и шероховатое, твердое и мягкое, теплое и холодное.
  • Учите малыша находить различия и общие признаки. Развивайте внимание и память, предлагая игры «Чего не стало», «Третий лишний». Особенно важны игры на развитие внимания для гиперактивных детей!
  • Не забывайте о физическом развитии малыша: гуляйте на свежем воздухе и играйте в активные игры.
  • Из множества кружков выбирайте те, куда ребенок идет с удовольствием и откуда не хочет уходить. Не заставляйте его делать то, что он ему не нравится.
  • Считайте, что ребенку пора осваивать алфавит, а потом и чтение — превратите это в игру.

Развитие речи детей раннего возраста

Первое осознанное слово — это серьезный прорыв для малыша. Чтобы речевое развитие не запаздывало, как можно больше общайтесь с ребенком с первых дней жизни, развивайте «пассивную речь» — умение слышать и понимать взрослых. Уделяйте большое внимание развитию мелкой моторики, это стимулирует речевой центр головного мозга.

1-1,2 года

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте 11-14 месяцев. Как только малыш сказал первое слово, его словарный запас будет активно расширяться.

Стимулировать речь несложно путем многократного повторения отдельных слов, общения в формате «вопрос-ответ» и разучивание коротких стишков, в которых малыш сможет договорить последнее слово.

На этом этапе очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить правильно и при этом эмоционально выразительно.

2 года

Дети учатся складывать слова в предложения и с удовольствием «беседуют» со сверстниками.

Продолжайте говорить с малышом, описывать ему все, что он видит на прогулке, а позже задавайте вопросы об увиденном, и уже к трем годам сможете беседовать с ним на самые разные темы.

В этом возрасте очень важно учить ребенка правильно выговаривать слова и строить фразы. Обратите внимание не только на произношение отдельных звуков, но и правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3-4 года

Важно понимать, что совершенно нормально, если ребенок в три и даже четыре года не выговаривает сложные звуки: р, ж, ч и другие звуки.

Насторожить должно искажение слоговой структуры и смешение звуков, которое может оказаться нарушением фонематического слуха. В этом случае не обойтись без помощи логопеда.

Ускорить развитие правильного произношения помогает артикуляционная гимнастика. Сегодня представлено огромное количество игр с язычком, которые помогают тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

Ребенку можно помочь научиться говорить.

Как помочь малышу изучать языки:

  • Для начала, развивайте связную речь на родном языке. Учите малыша пересказывать сказки, контролируя правильность построения фраз и предложений.
  • В раннем возрасте ребенку доступно изучение иностранных языков. В межнациональных семьях дети с легкостью переходят с одного языка на другой, поэтому почаще общайтесь друг с другом на том языке, которому хотите научить ребенка.
  • Если вы решили воспитать полиглота, учтите, что, если прекратить занятия иностранным языком, а уже полученные навыки не использовать, вскоре малыш забудет все, чему его научили.

Раннее развитие: за и против

Несмотря на многочисленные плюсы раннего развития детей, у этой медали есть и обратная сторона.

  • Зачастую, родители так рьяно берутся за обучение малышей, то у тех не остается времени ни на прогулки на свежем воздухе, ни на свободное время.
  • Бывает, дети устают от переизбытка информации, что чревато неврозом.
  • Если кроху заставляют изо дня в день заниматься тем, от чего он не в восторге, будь то танцы или изучение алфавита, пользы это тоже не принесет.

Как не навредить ребенку: три совета по обучению

  • Прислушивайтесь к своему малышу, его желаниям и индивидуальным особенностям.
  • Не перегружайте ребенка, оставьте ему время вдоволь наиграться с самим собой или своими друзьями.
  • Не торопите события, стремясь научить малыша всему, что изучают первоклассники. Иначе велик риск того, что при поступлении в школу ребенку будет неинтересно на уроках, и он привыкнет к тому, что он «и так все знает» — а, значит, учиться вовсе не обязательно.

Здоровья вам и вашему малышу!

Читайте также:

Неправильный прикус у детей: что делать?

Ветрянка у детей: симптомы и лечение

Заикание у детей: причины и лечение

Источник