Русские подвижные игры в развитии ребенка

Русские подвижные игры в развитии ребенка thumbnail

Учёные отмечают, что с развитием телевидения и компьютерных технологий дети всё меньше времени проводят на свежем воздухе и играют в подвижные игры. А врачи и педагоги отмечают необходимость игровой деятельности для всестороннего развития ребёнка. Особое внимание уделяется русским народным подвижным играм, которые не только являются универсальным средством оздоровления, но и прививают высокий эстетический вкус к национальным традициям, учат любви к Родине.

Подборка русских народных подвижных игр для детей разного возраста

В народных играх отражается многовековая история русского народа. Их правила сформированы образом жизни наших предков и отражают характер народа. Национальные игры формируют у ребёнка способность воспринимать мировую культуру через призму традиций русской культуры.

Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Классические русские народные игры для детей и взрослых

Существует несколько подвижных игр, которые возникли на территории России несколько веков тому назад, а сегодня стали официальными видами спорта.

Городки

Городки — это русская народная игра, которая зародилась в XVIII веке, а в XX столетии её признали видом спорта. В неё могут играть взрослые и дети с шести лет. Городки способствуют развитию:

  • ловкости;
  • силы;
  • глазомера;
  • собранности;
  • наблюдательности.

Играть можно один на один и команда на команду. Суть игры заключается в попытках выбить с ограниченной площади с помощью биты (палки) небольшие построения (городки), строящиеся из пяти цилиндрических столбиков. При этом бита бросается с определённого расстояния. Всего существует пятнадцать видов таких построений. Игра должна проводиться на ровной поверхности. Для детей правила модифицируются. Обычно уменьшается размер биты и расстояние от метающего до городков.

Городки — это исконно русская игра, в которую с удовольствием играют дети и взрослые

Лапта

Первые сведения об исконно русской игре под названием лапта упоминаются ещё в древнерусской письменности. На протяжении нескольких столетий в России лапту применяли для физического развития детей и подростков. Сегодня её также используют учителя на уроках физкультуры в школе. Но начинать обучать лапте можно и детей старшей группы в дошкольных учреждениях.

В классическом варианте в неё играют две команды по 10 человек. Но при упрощении правил количество участников можно сократить до двух. Лапта развивает:

  • координацию движений;
  • ловкость;
  • скоростные качества;
  • внимательность.

Для игры нужна деревянная бита, теннисный или тряпичный мяч, ровная площадка (25Х40 метров). На одном конце площадки со стороны более короткой линии прочерчивается линия дома, а на другом — линия кона. Первая команда занимает дом, а вторая располагается между этими двумя линиями. Один игрок первой команды подбрасывает мяч своему игроку с битой. Последний должен ударить по мячу и послать его как можно дальше в поле. После этого он обязан забежать за линию кона и вернуться. При этом игроки противоположной команды должны поймать мяч и попробовать запятнать им бегущего. В зависимости от удачных действий участников командам начисляются очки. Впоследствии команды меняются местами.

Для игры в лапту нужна деревянная бита и маленький мяч

Игры только для большого количества участников

Чаще всего для игр требуется большое количество участников. Игры обычно проводятся на открытом пространстве. Это связано с тем, что на протяжении столетий люди при отсутствии электричества в свободное от работы время, на праздники собирались во дворах и проводили досуг вместе.

Уголки

Для детей дошкольного возраста интерес представляет игра в уголки (кумушки). В неё могут играть даже четырёхлетки. Она развивает внимательность и подвижность. Местом для игры может быть пустая комната или свободное пространство на улице с обозначенными четырьмя углами.

Для уголков нужно пять участников. Четверо располагаются по углам, а водящий — в центре. Водящий обращается к одному из детей: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу говорит ему в ответ: «Иди, вон там постучи!» После произнесённого последнего слова участники перебегают из угла в угол, а ведущий пытается занять чьё-то место.

Гуси-лебеди

Гуси-лебеди считаются классической игрой для малышей. Она отражает быт в русских деревнях, когда гусей выпускали в поле и на речку в поисках корма, а на них охотились различные хищники. В неё часто играют в детских садах, начальной школе во время прогулок, массовых праздников, уроков физкультуры. Оптимальное число участников — 10–15 человек. На открытом пространстве размечаются:

  • гусятник, в котором находится большинство игроков и взрослый, выполняющий роль хозяина;
  • поле для гусей, которое находится на расстоянии 10–30 метров от гусятника;
  • логово волка, располагающееся между полем и гусятником.

Волков может быть несколько. По команде хозяина гуси идут гулять в поле. Далее хозяин зовёт гусей домой. Последние бегут в гусятник, а волки пытаются их поймать. Пойманные участники выбывают из игры. Игра в гуси-лебеди требует от детей подвижности и смекалки.

Перед игрой в гуси-лебеди из числа участников выбирают волка, хозяина и гусей

Колдунчики

Детская подвижная игра в колдунчики является усовершенствованной версией обыкновенных догонялок и отражает многовековую веру народа в злых людей, обладающих магической силой. В неё играют на площадке размером примерно 10Х10 метров. Количество играющих — 3–6 человек. Один из участников становится колдунчиком, догоняет других детей и старается до них дотронуться (заколдовать). Заколдованный игрок остаётся на месте, пока его кто-нибудь из оставшихся путём касания не расколдует. При этом колдунчик не даёт возможности подобраться к заколдованному и продолжает заколдовывать других.

Читайте также:  Невротическое развитие личности у ребенка

Играть в колдунчики можно с 3–4 лет. Колдунчик может быть не один. Размеры площадки изменяются в зависимости от количества участников. Игра способствует развитию:

  • двигательных качеств;
  • решительности;
  • ловкости;
  • выносливости.

Школьники часто играют в колдунчики на роликовых коньках

Игры, в которые можно играть вдвоём и большой группой детей

При определённой модификации правил и нехватке участников в некоторые игры можно играть даже вдвоём.

Вышибалы

Для игры, которая называется вышибалы, нужен один мяч. Лучше выбирать резиновый лёгкий мяч. На расстоянии 7–10 метров чертятся две параллельные линии, вдоль которых с обеих сторон располагаются двое игроков, именуемых вышибалами. Остальные участники должны находиться между ними. Вышибалы должны с силой бросать мяч в направлении друг друга, при этом стараясь попасть в других игроков. Тот участник, в которого попали, выбывает из этого раунда игры. Последнему оставшемуся игроку нужно продержаться в игре столько бросков, сколько ему лет. Если он выигрывает, то выбывшие возвращаются и игра продолжается. При его неудаче вышибалы заменяются другими участниками. Наибольший интерес игра вызывает у детей от 5 до 12 лет. Желательно, чтобы участники были примерно одного возраста. Более старшие дети могут не соразмерить силу броска и травмировать младших.

Для игры в вышибалы требуется мяч и большое количество участников

Моему младшему сыну шесть лет. Последние два месяца не проходит и дня, чтобы он не подошёл ко мне и не попросил поиграть в вышибалы. Играем мы вдвоём. Я сижу на стуле возле одной стены комнаты, а он бегает вдоль противоположной стены. Маленьким резиновым мячиком я стараюсь попасть по нему. При этом он заливается смехом и при своей удаче кричит: «Не попал, не попал!» Иногда мы усложняем игру. Он сидит на расстоянии метра от стенки. Я бросаю мяч в стенку так, чтобы он отскочил и попал в ребёнка. Сын пытается предугадать направление отскока и увернуться.

Жмурки

Название и суть игры в жмурки объясняется глаголом жмуриться. Суть её заключается в том, что водящий с закрытыми глазами должен поймать других участников, которые перемещаются в ограниченном пространстве и подают звуковые сигналы. Пойманный становится водящим. Играть можно как в доме, так и на свежем воздухе. Весёлыми и захватывающими жмурки становятся при количестве участников от четырёх до шести. Взрослый может играть с ребёнком вдвоём. Можно даже незаметно поддаваться ребёнку, что приведёт его в неописуемый восторг. В жмурки с удовольствием играют дети с четырёхлетнего возраста. Жмурки развивают:

  • умение ориентироваться в пространстве;
  • пространственную память;
  • слух.

Игра в жмурки развивает способность ориентироваться в пространстве и слух

Прятки

В прятки с удовольствием играют как школьники, так и дети дошкольного возраста. В неё можно играть даже вдвоём, но лучше, если количество участников будет более трёх. В прятки невозможно играть на открытом пространстве. Для пряток нужны деревья, гаражи, большие ящики, небольшие строения, за которыми можно прятаться.

Один из участников выбирается водящим. Водящий становится лицом к стене или дереву, считает, например, до двадцати. Затем он начинает искать спрятавшихся детей. А когда находит, то называет спрятавшегося по имени. После этого водящий и застуканный игрок бегут наперегонки к месту водящего. Кто добегает первым — тот и выигрывает. Игра продолжается, пока не найдутся все спрятавшиеся участники. Из числа проигравших выбирается новый водящий.

В прятки я очень люблю играть с детьми. Иногда мы играем втроём, а иногда вдвоём. В домашних условиях прятки являются не такой интенсивной игрой, как на улице. Во дворе к нам всегда присоединяются другие дети. Я беру на себя роль водящего. Участие взрослого помогает детям организоваться и соблюдать правила. В процессе игры взрослый способен своими действиями уравнивать силы и способности участников, делая игру интересней, а игроков конкурентоспособными.

Игра развивает в детях:

  • умение концентрироваться;
  • способность ориентироваться в окружающем пространстве;
  • внимание;
  • память;
  • подвижность;
  • способность к поиску.

Игра в прятки проводится на большом пространстве, на котором должны быть деревья, кусты, постройки

Петушки

Суть игры в петушки заключается в том, что игроки, стоя на одной ноге в круге диаметром около 1.5 метров, пытаются вытолкнуть друг друга из круга без использования рук. Свободную ногу при этом можно согнуть в колене и удерживать за спиной руками. У играющих развивается сила, устойчивость, ловкость. Играть можно один на один и команда на команду.

В петушки можно играть на ограниченном пространстве вдвоём

Шапки

Для мальчиков представляет интерес игра в шапки, для которой нужно всего двое участников и зрители. Участники стоят напротив друг друга. Руки у них находятся за спиной. На голове надеты шапки. По команде взрослого игроки пытаются одной рукой снять шапку с соперника. Кто это сделает первым — тот выигрывает.

Видео: примеры русских подвижных игр для детей

Вам понравилась статья? Помогите проекту!

Наша команда старается сделать ваше пребывание на сайте удобным и полезным. Мы будем благодарны, если вы поддержите наш проект, это поможет нам сделать его еще лучше!

Детские подвижные игры являются неотъемлемой частью русской культуры. Их правила легко модифицируются под возраст и количество участников. Для большинства игр не требуется сложный инвентарь и специально оборудованная площадка.

Источник

Ильичева Ольга
Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно – общинного строя. Но сведений об этом очень мало. Не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально – игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость, люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому. С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют том, насколько многообразна была ещё

в 19 – начале 20 века игровая деятельность и крестьянского и городского ребенка. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. С интересом наблюдали дети за ловлей рыбы большими сетями – неводами. Так как же им было не придумать игру, где можно половить рыбу. Зимой развлеченияносили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь разных слоев населения. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Упоминание об игре «Лапта» есть в древних русских летописях. И среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей (в разных областях России их изготавливали разными способами: из тряпок и тряпками набивали, или плели из коры деревьев и набивали песком, а также из овечьей шерсти – бросали в кипяток, затем просушивали) и сама лапта (палка-бита, давшая название игре. А это значит, что игра живет в народе более тысячи лет.Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру,дети хором вели разговор с водящим:

«Кот, кот, на чем стоишь?»

«На квашне»

«Что в квашне?»

«Квас»

«Лови мышей, а не нас!».

Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться несколько раз на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и др.). Как названия игр, так и правила в них были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Таким образом, русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, от старших к младшим, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игра – это школа воспитания. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Читайте также:  Нормативы развития ребенка до года вес рост

Оздоровительное, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона,- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала известный русский педагог А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. В народных подвижных играх, как подчеркивала Александра Платоновна, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне – соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развитияу него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра – это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению

П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения, доктор Е. А. Покровский своих трудах писал о том, что игры опираются на живую детскую инициативу, они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Е. А. Покровский указывал на существенное образовательное значение подвижных игр, наравне с фольклорной поэзией, сказками, бытовыми и трудовыми традициями. В 1892 году вышла в свет его книга «Русские народные подвижные игры», в которой рассказывается о различных видах русских народных подвижных игр (с мячом и палками, с шарами, с палками и деревяшками, с камешками и другие, сценарии этих игр, раскрываются условия, необходимые для успешного их проведения, значение детских игр в отношении воспитания и здоровья.

Игры, собранные Е. А. Покровским, помогут организовать активный летний отдых и послужат прекрасной профилактикой гиподинамии, от которой страдает здоровье современных детей.

Важным является то, что в русских народных подвижныхиграх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. В русских народных подвижных играх много юмора, соревновательного задора, образные движения часто сопровождаются неожиданными моментами,считалками и зазывалками:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле! или

Заря-заряница, красная девица!

По полю ходила, ключи оборонила,

Ключи золотые, ленты голубые!

Дошкольный детство – период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками.Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки:

Инцы – брынцы, балалайка!

Инцы – брынцы, поиграй-ка!

Инцы – брынцы, не хочу!

Инцы – брынцы, вон пойду!

Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому, он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать сильное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.

Русские народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного воспитания вышли на первое место.Выполняя различные функции: познавательную, развивающую, развлекательную, диагностическую, коррекционную они служат средством приобщения детей к народной культуре.

Поэтому необходимо широко использовать русские народные подвижные игры в работе с дошкольниками.

Источник