Русские народные сказки в развитии творческих способностей ребенка
Мария Ефимова
Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ»
Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие ребенка.
Сказка – это литературное произведение, к которому прикасается ребенок в период дошкольного детства. Она имеет большое психологическое значение. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым.
Задача педагога – поддержать фантазию ребенка, помочь ему раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет художественная деятельность, где проявляются, раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности, интересы.
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через драматизацию русской народной сказки.
Взаимодополняемость образовательных областей.
Задачи:
• обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурный досуг, экскурсии и т. д.);
• организовать развивающую среду, способствующую творческому развитию детей, развитию театрализованной деятельности.
Познавательное развитие – обогащать представления детей о жанре народного фольклора – сказке, познакомить с новыми произведениями, поддерживать интерес к фольклорному слову; помогать понимать скрытые мотивы поведения героев сказок;
Речевое развитие – развивать и совершенствовать связную речь дошкольников; обогащать словарный запас; совершенствовать умение пересказывать произведение близко к тексту, по частям;
Социально – коммуникативное развитие – создать условия для развития творческой активности детей в драматизации сказки; формировать оценку нравственных понятий правда и ложь, добро и зло, щедрость и жадность; развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения;
Художественно – эстетическое развитие – развивать эмоциональную отзывчивость к русской народной песне; закреплять навыки продуктивной работы с различными материалами; закреплять умение передавать образ героя, сюжет сказки в продуктивной деятельности;
Физическое развитие – развивать координацию движений, быстроту реакций; формировать нравственно-волевые качества.
Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, запись компакт-диска; познакомились с жанром сказки и его особенностями, обсуждали характер героев, их поступки. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. После чтения обращалось внимание дошкольников не только на содержание сказки, но и на художественную форму, проводился анализ произведения, при котором дети учились чувствовать образность сказок. Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Во время нерегламентированной деятельности дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам; была создана картотека дидактических игр на знание сюжета сказки,ее героев: “Чья песенка?” (закрепление знания песенок из сказок, использование их в пересказе, “Отгадай-ка!” (учить отгадывать сказку по словам-повторам, “Узнай героя сказки по описанию” (учить называть героя сказки по его характерным признакам, “Найди пару” (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Для успешного развития творческой активности детей в драматизации сказкисоздавались следующие условия:
– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
– подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
– этюды-упражнения на развитие внимания (“Сочини сказку“- ребенок смотрит на кукол и сочиняет сказку, другие в это время его отвлекают, смешат, делают замечания и др., воображения (“Оживи предмет”- дети общаются с различными предметами, представляя их живыми; “Фантазеры”- ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность, другие придумывают историю в заданном настроении, развитие мышления (“Бывает же такое”- дети рассказывают сказку, изменив характеры героев на противоположные, на развитие жеста (“Пошла Маня на базар”, “Ерема”, “Как у нашего Данилы”- дети жестом передают действия героев потешек, на выражение основных эмоций (“Уж ты серенький коток”, «Злой Кащей», «Грустная Василиса» – выражение характера героя жестами и мимикой).
– игры-драматизации по русским народным сказкам “Заяц-хваста”, “Маша и медведь”, “Рукавичка”, “Заюшкина избушка” и др.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
При организации работы со сказкой использовалась как специально организованная деятельность, так и нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Специально организованная деятельность включалась в другие виды НОД, запланированные в режиме дня. Так, например, в непосредственно образовательной деятельности по музыке осуществлялось развитие свободы и выразительности телодвижения (ритмопластики) – “Лиса идет”, “Пляска зверей”, дети учились игре на музыкальных инструментах, использованию их в игровой деятельности, озвучивали различных сказочных героев. В сотрудничестве с музыкальным руководителем проводились музыкальные развлечения, праздники, в которых участвовали герои сказок: «Масленица», «8 марта», «Новый год» и др.
Познавательная деятельность с детьми позволила дать им богатый материал по формированию представлений об окружающем, овладеть элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Был разработан проект «Сказка – ложь, да в ней намек», итоговым мероприятием НОД «Завалинка». Дети исполняли русские народные песни, обыгрывали сценки из знакомых сказок.
Для развития художественной деятельности использовались сюжеты из русских народных сказок,их герои: рисование “Мой любимый герой”, коллективная аппликация “Стоит в поле теремок” и др.
Двигательная деятельность проходила в форме физкультурных досугов «В стране сказок», «По следам Кощея», картотека спортивных эстафет по сказочным сюжетам, подвижные игры с использованием героев сказок.
Развивающая среда необходимое условие для успеха в любом направлении воспитательно-образовательной работы. Для решения этой задачи был организован центр “Театральная студия”,в котором находятся различные виды театров: пальчиковый, магнитный, настольный и др. ; предметы старинного быта для обыгрывания сюжетов из различных сказок, костюмы, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций. Были приобретены настольно-печатные игры “Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Сказка за сказкой», «Составь сказку».
Работа с родителями:
– анкетирование родителей «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?», «Читаете ли вы детям сказки?»;
– участие в обогащении игровой среды в группах: появились новые настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочное лото» и др.,новые виды театра: театр-матрешка «Гуси-лебеди», магнитные театры «Репка», «Колобок»;
– консультации «Сказки для наших детей», «Как сделать театр дома?», «Сказка воспитывает и обучает», «Читаем русские народные сказки»;
– родительское собрание «Значение театральной деятельности в жизни дошкольника».
Источник
Развитие творческих способностей детей через сказку.
Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Так, как же развить творческие способности в ребенке? Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.
Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:
– библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
– ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
– аудио и видео записи с различными произведениями;
– сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
– настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные методы и приемы:
– я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому. Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети затрудняются, и тогда я предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.
– с детьми изготавливаем поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников. После того как дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать характер героев, их настроение.
– предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам. Это учит детей последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.
– театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» – еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций. С интересом используем кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.
– вместе с детьми мы сделали цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или какую – то ситуацию: красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
– провожу игры – беседы, например персонаж одной сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.
Еще один метод, для развития творческого способностей который я использую это вопросы «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе, они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно.
После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй, тем самым развивают творческие способности.
Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:
– Игра “Хорошо – Плохо”, я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
– Игра “Нелепицы”. В этой игре одни дети рисуют картинка по любому сюжету – лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.
– Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру не только в помещении, но и на открытом воздухе.
– Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть – как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.
– Игра «Сказочный куб». Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.
Знакомя детей со сказкой, с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у детей через сказку, и используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей видеть происходящие события с различных сторон.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 11»
ДОКЛАД
«Развитие творческих способностей детей 5 года жизни через произведения русских народных сказок»
Воспитатель
Тлюняева Светлана Мугдиновна
Майкоп, 2016 год.
«Развитие творческих способностей детей 5 года жизни через произведения русских народных сказок »
Что такое русская народная сказка. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, «наставляла» уму – разуму.
Она – универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему «Развитие творческих способностей детей пятого года жизни через произведения русских народных сказок» считаю очень важной.
Что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Для этого необходимо постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Организовывать работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: Воспитанники средней группы, воспитатели,родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Цель:
Обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к народным и авторским сказкам и их героям.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психо-речевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге.
Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения.
Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов: Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой:
Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
• организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
• широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
• включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
• использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
• включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап:
1. изучение литературы по данной теме, опыт работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. изучение современных требований к содержанию и организации театрализованной деятельности дошкольников.
3. Анкетирование родителей.
4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
5. Определение личного вклада каждого участника проекта.
6. Разработать план проекта «Волшебный мир сказок».
Основной этап или этап реализации
Формы работы с детьми:
-Посещение театрализованных представлений.
-Чтение художественных произведений.
-Театрализованные представления для детей и родителей.
-Творческая мастерская (изготовление декораций, атрибутов к представлениям)
-Театрализованные игры.
– Развлечения, досуги.
Содержание деятельности педагога с детьми.
1. Беседа с детьми о домашних играх, кто из членов семьи с ними играет;
2. Дидактические игры по сказкам;
3. Театрализованная деятельность с использованием различных театров;
4. Обогатить предметно развивающую среду различными видами театров: фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр рези
Содержание работы с родителями:
1. Анкетирование родителей.
2. Родительское собрание на тему: «Проект: в гостях у сказки».
3. Оформление стендов.
4. Подготовка папок- передвижек с содержанием о театрализованной деятельности детей
5. Совместное посещение театров, музеев
6. Совместные мероприятия: викторины, конкурсы, выставки, стенгазеты, видеоролики, театрализованная деятельность, помощь в изготовлении атрибутов
новых игрушек, конусов, шапки – маски.
Содержание работы с родителями:
1. Анкетирование родителей.
2. Родительское собрание на тему: «Волшебный мир сказок»
(познакомили с предметно-развивающей средой группы)
3. Оформление стендов
(информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения)
4. Подготовка папок – передвижек с содержанием о театрализованной деятельности детей
( для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.)
5. Совместное посещение театров, музеев
6. Совместные мероприятия: викторины, конкурсы, выставки, стенгазеты
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где?, Когда?», «В стране добра и зла»
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями.
Сказка в системе нравственного воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло Сказки не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Заключительный этап
Оформление фотоальбома «Мы артисты», «В гостях у сказки»
2. Проведение открытого мероприятия показ сказки «Гуси-лебеди».
3. Создание серии видеоряда «Дети верят в сказку», «Дети и театр»,
«Взрослые и мир сказочного детства»
4. Создание мини-музея «Волшебный мир сказок»
5. Презентация проекта
6. Публикации в СМИ передового педагогического опыта по проекту.
Результат:
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всесторонн?