Ручной труд в развитии ребенка дошкольного возраста
Жмакина Наталья
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста
1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.
Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.
Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.
Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.
1.1. Что ручной труд развивает у детей
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Занимая ребёнка ручным трудом помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.
Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте ручной трудзаключается в разнообразной предметной деятельности:
– застёгивание с расстёгивании пуговиц;
– шнуровании ботинок;
– шнуровка на специальных рамках;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозайкой;
– сортировка мозайки по ячейкам;
– игры с конструкторами;
– перебирание круп, зёрен.
Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.
Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).
Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
1.2. Организация работы по ручному труду в ДОУ
Всё это подтолкнуло организовать кружок «Премудрости Василисы» по ручному труду в детском саду. Кружковая работа ведётся со старшей группы. Занятия в кружке помогают сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки, развить художественно-творческие способности в постижении мастерства традиционного русского рукоделия;
Воспитать трудолюбие и аккуратность.
Организуя работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.
В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Занятия в кружке «Премудрости Василисы» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику рук; самоутверждаться,
Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, знакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
К концу года дошкольники научились работать с тесьмой, тканью, подбирая нужные цвета для оформления (юбка, фартук, овладели швом «вперёд иголка».
Продолжала работу по ознакомлению детей с рукоделием в подготовительной группе. Занятия оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему более самостоятельным и уверенным в себе, продолжает развиваться мелкая моторика рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
На этом этапе больше времени отводится для развития ручных навыков, используя иголку, бисер, бусины различной величины, нитки, тесьму. Работая с пуговицами, учу различать их по форме и цвету, составлять из них различные узоры и композиции.
Познакомила детей с «Матрёшкой», рассказала историю народной игрушки и народного костюма. Новый вид рукоделия изонить, где у детей развиваются более точные движения пальцами, чувство цвета, фантазия и пространственное мышление. Овладевают новыми видами швов «назад иголка», «через край».
Данные занятия требуют от детей усидчивости и терпения, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Доступные по содержанию занятия помогают ребёнку развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, навыки самообслуживания.
Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организовались выставки «Мир удивительных поделок», «А у мамочки моей ручки золотые», «Игрушка будущего», информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».
Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, наборы для шитья и аппликации.
Занятия проводятся один раз в неделю. Интересно использование фольклора в рукоделии. Наследие русского народа чрезвычайно богато и даёт широкие возможности для приобщения дошкольного к рукоделию. Формы и методы работы использую самые разнообразные. Это беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.
2. Приёмы и методы организации кружковой работы
В работе кружка широко используются практические методы обучения:
Упражнение (при освоении приёмов шитья и вышивания, моделирование, игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приёмы:
-наблюдение;
-рассматривание готовых поделок и вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
-показ образца;
-показ способа вышивания, шитья, аппликации.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям занятия, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
3. Рекомендации по организации кружка по ручному труду
На занятиях кружка дети учатся, и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке одного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и доброжелательное отношение. Дети охотно помогают друг другу освоить какой – либо приём, способ, навык. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и их проведение.
Для успешного освоения, умения и навыков количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, для второго года обучения – 7 человек.
Режим работы кружка один раз в неделю.
Первый год обучения продолжительность занятия 25 минут;
Второй год обучения – 30 минут.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
???? 636785, Томская область, г. Стрежевой,ул.Кедровая дом73
????8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru
Выступление на педагогическом совете № 8
«Система организации и интеграции
трудовой деятельности в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО»
«ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Разработала:
воспитатель
Савинкова Е.М.
г. Стрежевой – 2016
«ОРГАНИЗАЦИЯ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
В.А.Сухомлинский подчёркивал:
«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребёнка. Художественно- творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».
Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще?
Труд включён в социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
А в нашей программе «Мир открытий» художественный ручной труд направлен на художественно- эстетическое развитие.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, – это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.
Художественный ручной труд — это творческая работа с различными материалами в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы ;
Это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребёнка, важнейшее средство умственного, художественно – эстетического развития и нравственного воспитания.
Основная задача взрослого при обучении ручному труду состоит не в том, чтобы научить мастерить конкретного зайчика или котика, а в том, чтобы дать обобщённые способы изготовления, усваивая которые ребёнок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом фантазию и выдумку. Мы должны научить ребёнка, учиться максимально использовать собственную познавательную активность, способность к самообучению, умение организовывать свою поисковую деятельность, научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы, а также дать обобщённые способы изготовления
Ручной труд у детей, как никакой другой
Удовлетворяет познавательную активность;
Способствует развитию пространственного и математического мышления;
Ребёнок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки;
Развивает речь, воображение, мелкую моторику, сенсомоторику, глазомер,
Формирует умение планировать работу,
Развивает волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца),
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
– объяснительно – иллюстративный,
– репродуктивный,
– частично поисковый,
– наглядный методы,
– практический метод,
– игровые приёмы,
Мы используем объяснительно – иллюстративный- это беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
репродуктивный метод – это упражнение в том или ином способе. Например, после нашего показа мы предлагаем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами.
Частично – поисковый метод- когда мы воспитатели ставим проблему, а дети самостоятельно или под нашим руководством находят решение. Мы направляем ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.
Также мы используем наглядныйметод, то есть показ предмета, выполненного взрослым . В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используем для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Мы совместно с детьми составляем композицию, рассказывание вслух все этапы изготовления. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работ с простейшими инструментами и материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Изготовление конкретной поделки не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребёнка.
Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Но в нашей группе вся эта работа проходит в центрах активности.
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
v Работа с тканью, нитками ;
v Работа с природным материалом;
v Работа с бумагой, картоном;
v Работа с бросовым и искусственным материалом;
По программе «Мир открытий» художественный ручной труд выстроен в единой логике с условным названием «Школа дизайна». На выбор предлагается серия дизайн проектов: например: «Цветик – Семицветик» – мы изготавливаем сувениры и подарки, «Друг детства» – дизайн игр и игрушек, «Золотой ключик» – театральный дизайн, «Изумрудный город» – архитектурный дизайн.
Условия успешной организации ручного труда:
– насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно – развивающая среда
– свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
– использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
– непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Рекомендации по ручному труду.
Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.
Педагог выявляет и поддерживает индивидуальные интересы детей в художественной деятельности на всех уровнях её освоения( восприятие, творчество, исполнительство), консультирует родителей в вопросах приобщения детей к искусству.
Источник