Рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста

Рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста thumbnail

Уметь:

· Войти в психологический контакт с ребенком данного возрастного периода

· Осмотреть ребенка, оценить физическое , психомоторное развитие.

· Провести беседу с родителями на тему подготовки ребенка к поступлению в ДДУ и школу.

· Провести беседу с родителями на тему профилактики детских инфекционных заболеваний у детей в данных возрастных периодах

· Составить примерное меню детям преддошкольного и дошкольного возраста

· Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице.

Знать:

· Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

· Принципы формирования у ребенка раннего и дошкольного возраста привычек самоухода, соблюдения гигиены, организации игровой деятельности

· Роль медсестры в организации рационального питания и распорядка дня ребенка

· Правила подготовки детей к поступлению в ДДУ и школу

Манипуляции:

1. Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления

2. Техника измерения роста ребенка

3. Техника измерения окружности головы, грудной клетки

Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.

Темпы физического развития начинают уменьшаться. В среднем масса тела увеличивается при мерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Типичен внешний вид ребенка ясельного возраста: хорошее развитие подкожно-жирового слоя, короткие конечности, физиологический шейный лордоз, выступающий живот. Активными темпами имеет нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):

– в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу

– в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду

– в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)

Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда он энергично осваивает окружающее пространство. Подражая взрослым, он четко проявляет индивидуальные черты характера, активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми, детьми, очень любознателен и подвижен. Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление (плохо представляет себе, что может случиться) и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного. Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (а не сидение в коляске). Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер, в которой находят отражение наблюдаемые действия (кормит куклу, строит ворота), обычно не нуждается в компаньоне для игры (достаточно игрушек).

Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа). Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия.

Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется запас понимаемых слов, так и активная речь. Вначале ребенок пользуется отдельными облегченными словами (говорит на «своем языке»), к концу второго года жизни появляются двухсловные предложения (обычно это существительное и глагол). К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов. В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).

Перед поступлением в ДДУ ребенок должен быть осмотрен следующими специалистами: невропатолог, хирург, ЛОР-врач, окулист, стоматолог и дерматолог; сдает анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз; делает все необходимые по возрасту прививки. Заключение о возможности посещения ребенком детского сада дает врач-педиатр.

Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 7 лет.В этом периоде жизни ребенка продолжает активно развиваться костно-мышечная система: нарастает масса крупных мышц, развивается скелет, ребенок становится боле гибким, ловким, выносливым. После 5 лет значительно улучшается координация движений, что дает ребенку возможность с хорошими результатами заниматься многими видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), танцами. В возрасте 4-6 лет происходит первое вытяжение, которое приводит к изменению пропорций тела ребенка: вытягиваются конечности, уменьшается подкожно-жировой слой, ребенок как бы визуально худеет, хотя и продолжает активно расти. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.

Читайте также:  Зачатие ребенка и его развитие в утробе до рождения

Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект (абстрактное и ассоциативное мышление, логика), улучшается память, мелкая моторика (ребенок хорошо рисует, лепит, собирает мозаику), большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, ассоциативной («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей. С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий. Личность ребенка формируется под воздействием того, как к нему относятся окружающие его люди и в первую очередь родители. Для ребенка дошкольного возраста родители – главные люди не земле, их авторитет вне критики. Очень важно с честью оправдывать, оказываемое ребенком доверие, воспитательные моменты всегда подкреплять личным примером, не забывать говорить о своей любви (даже если ребенком совершен предосудительный проступок). В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья (то, что сказала мама хорошо), там же приобретаются основные привычки (предпочтения в еде, виде отдыха, распорядок дня). Дети дошкольного возраста уже осознают, что пока очень беспомощны в этом большом мире без помощи взрослых, поэтому очень важно сформировать для ребенка привычный уклад жизни, где события им прогнозируемы (сначала завтрак, потом прогулка, затем игра). Это правило поможет снизить риск невротических расстройств и отклонений в поведении дошкольника, которые часто развиваются в этом возрасте. Для рационального воспитания ребенка помимо личного примера требуется и наказания за плохое поведение. Следует обратить внимание родителей, что для получения воспитательного эффекта необходимо следующее: наказание должно сразу следовать за проступком, сила воздействия должна соответствовать серьезности вины, при наказании ребенка родители должны четко представлять цели наказания (эмоциональная реакция может только ухудшить ситуацию). Физические методы наказания недопустимы, т.к. унижают личность ребенка (возможно детям раннего возраста показать, как может быть больно кошке или братику, когда ребенок делает с ними тоже, что в настоящую минуту испытывает он).

С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением конченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.

В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходим, профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании

Очень важным моментом является подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются:

  1. Соответствие биологического возраста паспортному – рост ребенка в 4-5 коридорах центильной шкалы показателей физического развития; число постоянных зубов в 6 лет не менее 1. В 7 лет – не менее 4-х у мальчиков и 5-ти у девочек
  2. Ребенок хорошо социально адаптирован: знает свою фамилию, имя, отчество, адрес, имена и профессии родителей и т.п.
  3. Речь ребенка выразительная (находит не менее 5 определений любого предмета), без логопедических отклонений (произносит все звуки)
  4. Хорошие показатели теста Керна-Иерасика: рисует человечка с прорисовыванием анатомических деталей (пальчики, волосы) – абстрактное мышление; аккуратно и читаемо срисовывает фразу «Он ел суп» – мелкая моторика; хорошо развито пространственное восприятие – правильно срисовывает узор из точек

К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония). Родители должно четко представлять себе, что важны не срок, когда ребенок пойдет в школу, а его успешность как ученика и личность при обучении. Лучше сначала решить имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, повысить качество психофизических показателей, чем долгое время решать возникающие трудности в обучении и бороться с комплексами неполноценности. Порой в течение всей жизни.

Читайте также:  Информация для родителей по развитию речи ребенка

Прокрутить вверх

©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции

Период преддошкольного возраста

Лекция №7

1. Физическое развитие

2. АФО преддошкольного возраста

3. Нервно-психическое развитие

4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста

5. Диспансерное наблюдение

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.

Анатомо-физиологические особенности.Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация и перестройка структуры костной ткани. скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют.

Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Читайте также:  Что купить ребенку 2 года для развития

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условно-рефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10884; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник