Рост и развитие ребенка кратко
Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 8314 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).
В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.
На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.
С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.
Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:
- Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
- У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.
После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
- Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
- То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
- Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
- Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
- Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
- Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
- Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
- Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
- Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
- Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
- Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
©
Источник
Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).
Таблица 2. Возрастные периоды развития человека
В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.
Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Рис. 126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.
Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.
Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.
С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.
Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.
Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.
Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре. Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.
1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.
Источник
Всем из нас интересно, каким наш ребенок будет, когда вырастет – толстый он будет или худой, высокий или низкий? В основном комплекция ребенка наследуется в генах от папы с мамой, он будет нечто среднее между ними. Но что и как конкретно будет влиять, и как, хотя бы примерно, он будет расти.
Итак, что такое рост?
Рост ребенка – это закономерный процесс увеличения тела по длине и в ширину, как он будет набирать вес. Наиболее верными процессы роста и развития будут тогда, когда ребенок растет в наиболее благоприятных для него условиях – он достаточно ест и спит, много гуляет, за ним правильно ухаживают, окружающая его среда благополучна.
На динамику роста будет влиять множество условий – влияние генов, гормональных воздействий, нагрузок, воспитание в семье и влияние среды, в которой он будет находиться. В процессе роста могут возникать различного рода неприятные и даже болевые проявления, могут возникать болезни, связанные с ростом и нарушения в развитии по росту или его прибавкам. Как родителям понять, что нужно беспокоиться и когда панику поднимать не стоит? Как помогать детям пережить ростовые скачки, чем помочь при болях роста и когда обращаться к ортопеду или другому врачу? Давайте с вами подробно разбирать все ростовые закономерности, прибавки и проблемы, которые могут возникать в процессе роста вашего карапуза.
Как растет ваш малыш?
Многие родители спрашивают меня на приемах, какого роста примерно будет наш малыш, как это узнать и рассчитать? Кроме того, родителей интересует, как правильно будет расти ребенок, на что нужно будет обратить внимание в периоды особенно активного роста тела. Конечно, в вопросах роста есть свои определенные закономерности, которые будут отражать правильный процесс роста скелета в определенном возрасте. Ребенок должен удвоить свой рост при рождении к возрасту четырех лет, к возрасту 12-13 лет утроить. То есть на примере моего сына – при рождении он был 56 см, в четыре года он должен быть минимум 112 см, а в 12 лет – 168 см.
Наиболее активно ребенок будет расти в первый свой год жизни, в среднем они вырастают наполовину, то есть на 20-25 см, с средних роста в 50-55 см они достигают 75-80 см в длину. Хотя могут быть вариации роста от 15 до 25 см, и это зависит от особенностей развития, состояния здоровья и многих факторов – часто болеющие дети, имеющие рахит и анемию, растут медленнее. Обычно дети растут пропорционально весу. На втором году детишки вытягиваются еще в среднем на 12-15 см, в третий год дети расту уже медленнее – прибавляя от 8 до 10 см в длину. А затем рост детей становится более стабильным, медленным и равномерным.
Теперь отдельно необходимо остановиться на явлениях, когда ребенок буквально за лето вырастает на несколько сантиметров в длину, вырастая из всех вещей. Это явление имеет в нашей научной среде название «ростовых скачков» или периодов скелетного вытяжения. У мальчишек он начинается обычно в пять лет, у девчонок в шесть – это первый скачок и он длится около полугода. Затем рост опять замедляется на несколько лет и второй скачок роста начинается уже в 10 лет у мальчиков, и в девять лет у девочек. Опять за полгода они подрастают сильно и быстро, а затем опять рост замедляется.
Третий период вытяжения и быстрого роста начинается в подростковом возрасте – обычно у мальчиков это период в возрасте от 12-13 до 15 лет, у девочек с 12 до 14 лет, и рост у молодых людей завершается в среднем к 17-18 годам, а вот девушки растут еще в среднем до 19-20 лет.
Итоговый приблизительный рост ребенка можно рассчитать таким образом:
Мальчики – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и к этому результату прибавить 6-7 см.
Девочки – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и вычесть из результата 6-7 см.
Но это достаточно усредненная формула, на рост детей влияют разного рода факторы.
Но зачем я так подробно об этом говорю?
При ростовых скачках, когда ребенок наиболее активно растет, возможны различного рода проблемы в самочувствии ребенка и могут развиваться патологии скелета. Об этих нарушениях в скелете необходимо помнить всегда. Чтоб у ребенка могла реализоваться заложенная программа роста, ему необходим запуск в организме особенных процессов – нейро-гормональной регуляции и программ, заложенных в генах. Однако, какие бы ни были правильные программы нервной и эндокринной системы, без дополнительного и регулярного поступления в организм строительного материала в виде белков, углеводов и жиров, а также достаточного количества витаминов и минеральных веществ, нормально расти малыш не сможет. Причем, это справедливо как для недостаточности этих веществ, но и при их избыточном поступлении в организм.
Процессами роста командует мозг, а точнее особый отдел мозга – гипоталамус с гипофизом, они задают гормональные программы роста и развития с самого рождения и до самой смерти организма. Особый отдел мозга – гипоталамус, выделяет группу рилизинг-гормонов, регулирующих факторов. Они могут выполнять функции регуляторов, стабилизаторов роста – их называют соматостатинами, и еще одной группы – соматолиберинов – активаторов роста. Эти гормоны в гипоталамусе выделяются в строго определенных концентрациях и помогают росту или тормозят его, в зависимости от концентраций.
Рост реализуется полностью запрограммированным процессом через действие эндокринной системы, гипоталамус подает сигналы гипофизу на выработку СТГ (сомато-тропного гормона). Его определенные концентрации влияют на рост малыша в детстве. Кроме того, под воздействием этого гормона делятся все клетки организма, происходит их обновление и растет тело в длину и ширину. Помимо этого, на рост оказывают влияние гормоны щитовидной железы, поджелудочной железы, гормоны надпочечника, половые гормоны и при повреждениях различных органов эндокринной системы могут быть нарушения роста с гигантизмом или карликовостью – о них мы поговорим позднее.
При постоянных стрессах адреналин, выделяющийся из надпочечников, начинает тормозить выделение СТГ и тормозить рост – именно поэтому дети из неблагополучных семей обычно более низенькие и щупленькие, чем их благополучные сверстники.
Как может меняться здоровье.
В периоды активного роста организма ребенка, особенно в периоде ростового вытяжения, могут быть некоторые сложности в здоровье, которые должны корректироваться в самых начальных этапах развития. При интенсивном росте организм ребенка начинает активно потреблять такие минералы, которые жизненно необходимы телу малыша, как кальций для прочности, фосфор для скрепления костей, и магний для упругости, без него кости будут хрупкими.
Если в периоде активного роста питание ребенка будет не полноценно сбалансированным, продукты будут содержать недостаточно этих минералов, тогда возникнет дефицит минеральных компонентов скелета. Это выражается в болезненности позвоночника и длинных костей, патологической хрупкости костей скелета и возможно даже деформации позвоночного столба и костей рук и ног. Устраняется проблема достаточно простым и быстрым способом, необходимо, чтобы питание ребенка было достаточным и правильным с достаточным объемом кальция, магния и фосфора. Это дают молоко и молочная продукция. Если же молоко или кисломолочку ребенку нельзя, тогда питание обогащается кальцием в виде витаминно-минеральных добавок, их рекомендуют обычно педиатр или ортопед.
Вторая и очень актуальная и распространенная проблема в здоровье ребенка в периоде его активного роста это развитие анемии, чаще всего возникает железодефицитная анемия, хотя могут быть и В-12, фолиево- и витамино-дефицитная анемия. Они могут возникать из-за повышенных расходов организменного железа или других необходимых организму веществ. Эти вещества необходимы на то, чтобы активно строилась мышечная ткань, обновлялась кровь и доставлялся кислород к активно делящимся клеткам тела. С пищей зачастую железа поступает немного, и оно дополнительно теряется с естественными отправлениями тела. Кроме этого, железодефицитная анемия и другие ее виды возможны при потерях железа с заболеваниями кишечника, при частых кровотечениях из носа, десневых, при частых простудах и обострении хронических болезней.
В периоды интенсивного роста, которые мы озвучивали уже выше, контроль за периферической кровью необходимо осуществлять не менее одного раза в полгода и при снижении гемоглобина ниже границы в 110 гл необходимо будет назначать курс железосодержащих препаратов наряду с правильной диетой не менее чем на три-шесть месяцев. Либо у детей из группы риска препараты железа назначают в составе поливитаминных минеральных добавок с целью превентивной профилактики анемии.
Это далеко не все проблемы роста и родителей зачастую волнуют периодически возникающие болевые приступы в теле или руках и ногах – так называемые боли роста. О них мы с вами подробно поговорим во второй части статьи, разберем проблемы роста и патологии с ним связанные.
Источник