Рост и развитие ребенка факторы влияющие на рост и развитие организма

Рост и развитие ребенка факторы влияющие на рост и развитие организма thumbnail

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась – в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, – осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].

Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

  • 3. Личная гигиена. Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы – от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
  • 4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День – это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь – период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • – нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • – недостаточная двигательная активность;
  • – нарушение организации питания;
  • – отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • – неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • – неблагоприятные экологические факторы;[2]

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

Источник

Уровень
биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном  взаимодействием
генетических  и  средовых факторов.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка 214

            I. Генетические факторы
роста.

            Нормальный
внутриутробный и постнатальный рост детерминирован генетически. Он подчинен
закономерностям мультифакториального наследования: множество генов (предполагается,
что их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспортных  белков, чувствительность клеточных рецепторов
к стимуляторам или тормозящим рост факторам и т.д., определяя скорость и предел
роста человека. Наследственные факторы определяют главным образом темп,
возможный предел роста ребёнка и некоторые особенности телосложения при
оптимальных условиях окружающей среды. Отсутствие оптимальных условий жизни
влечет за собой нарушение генетической программы развития и,в частности, нереализацию
максимально возможного предела роста.

 II. Гормональные
факторы роста организма.

Ведущую роль в
процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон (СТГ). Другие
гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в присутствии
СТГ и модулируют его действие на рост.

            Рост
эмбриона и плода
  мало зависит от
собственных гормональных влияний. Основное влияние на внутриутробный рост
оказывают маточный кровоток, плацентарная перфузия, материнские гормоны:
хорионический соматомаммотропин, хорионический  
гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя
секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к моменту
рождения его уровень в 30-40 ,раз выше, чем у матери, его роль в регуляции
внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепторов к нему.

            В
постнатальном периоде
  в первый год
жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную
скорость роста в этом периоде. У маленьких детей в обеспечении  высокой скорости роста большое значение имеют
тиреоидные гормоны.

            В
допубертатном возрасте
  скорость
роста замедляется и СТГ остается почти единственным ростовым фактором,
однако  ростовой скачок в 5-7 летнем
возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уровень
которых в этот период заметно повышается.

            В
пубертатном возрасте
скорость роста возрастает, что связано с повышением
среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием половых
гормонов.

            У
мальчиков под влиянием тестостерона увеличивается амплитуда секреторных
выбросов СТГ при неизменной частоте, у девочек отмечается учащение пиков, хотя
они ниже. При этом у девочек имеется более высокий межпиковый уровень гормона
роста.

            Другие
гормоны, обладающие ростовым и анаболическим 
эффектом (тиреоидные гормоны, кальцийрегулирующие гормоны, инсулин),
проявляют свои эффекты лишь в присутствии СТГ.

            На
секрецию СТГ влияют: сон – максимальный уровень СТГ определяется в
стадии медленноволнового глубокого сна;  аминокислоты
( в большей степени – аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ –  глюкоза, свободные жирные кислоты.

            III. Средовые факторы

·       

Алиментарный фактор.Белковая и калорийная
недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и
т.д.) могут нарушать процессы роста.

·       

Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный
сон, организация правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его
развитию, в том числе и физическому.

·       

Острые и хронические  заболевания могут отрицательно сказаться на
процессах роста и развития.

·       

Влияние различных климато-географических
условий. Жаркий  климат и условия
высокогорья обладают тормозящим действием на процессы роста, но в то же время
могут существенно  ускорять созревание
детей и т.д.

Источник

Главная
•
Библиотека
•
Полезная информация
•
Развитие ребенка и рост

Рост, длинна тела – один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но
и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом
определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост
ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в
последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка – рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и
5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост
увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около
10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост
увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста
замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков – к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с
внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно
велика, но при благоприятных внешних условиях – хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и
эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень
показателен пример – Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При
переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
Также установлено, что благоприятное
воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать
зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 4 лет консультация для родителей

Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и
внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а
так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются
формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста
его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес: 66см – 2см х n, где n – число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см – 2см х
2 = 62см – это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n – число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен
быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8лет: 130см – 7см х n, где n – число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см – 7см х 2 = 116см

Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает
вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет
на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а
соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на
кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту
ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том,
что он средний. Интервал 10% – 25% – рост ниже среднего, 75%-90% – рост выше среднего, 3%-10% – низкий рост, 90%-97% – высокий рост, до 3% – очень
низкий рост, свыше 97% – очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

См. подробнее: Как увеличить рост на 10-15 см.

“Развитие ребенка и рост” и другие статьи из раздела Полезная информация

Читайте также:

  • Отставание в росте у ребенка
  • Вся информация по этому вопросу

Источник

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

Читайте также:  Перечислите факторы психического развития ребенка

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник