Рост и развитие ребенка анатомия

3. Рост и развитие

Закономерности роста и развития. Пропорции тела с возрастом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно 1/4, а у взрослого человека – 1/8 длины всего тела. Ноги, наоборот, у новорожденного очень коротки, а у взрослого обычно несколько превышают половину длины тела. Такие различия в пропорциях свидетельствуют о неравномерности роста и развития отдельных частей тела.

Рис 2. Пропорции тела: пунктирные линии делят длину тела на 8 равных частей, а короткие линии с цифрами справа от фигур - на части, равные длине головы
Рис 2. Пропорции тела: пунктирные линии делят длину тела на 8 равных частей, а короткие линии с цифрами справа от фигур – на части, равные длине головы

Известно, что вес взрослого человека в 20 с лишним раз больше веса новорожденного. Вес сердца, почек и некоторых других органов увеличивается почти пропорционально увеличению веса тела, лишь с небольшим отставанием; так, вес сердца увеличивается в 15 раз. Очень интенсивно растут мышцы: их вес у взрослого человека в 35-40 раз больше, чем у новорожденного. Некоторые органы еще в период внутриутробного развития растут столь интенсивно, что после рождения их вес увеличивается всего лишь в 3-4 раза. Так, например, головной мозг у новорожденного весит примерно 390 г, а у взрослого в среднем 1480 г. При этом основное увеличение веса мозга после рождения приходится на первые несколько лет жизни. После 10 лет вес мозга увеличивается лишь незначительно. Есть органы, вес которых после рождения совсем не меняется. К таким органам относятся расположенные в височной кости слуховой орган и полукружные каналы. Половые железы увеличиваются в весе в течение первого года жизни, затем в течение 7-9 лет их вес остается почти неизменным, и лишь на 10-м году жизни он вновь увеличивается.

Возрастные периоды. По мере роста и развития меняется строение и работа органов, меняются потребности организма, иными становятся интересы и поведение ребенка. Соответственно должна изменяться организация условий жизни, воспитания и обучения ребенка. В целях установления важнейших особенностей, характеризующих последовательные этапы роста и развития ребенка, давно делались попытки выделить несколько возрастных периодов. Основанием для деления служили различные признаки развития, как, например, прорезывание зубов, особенности роста, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности психического развития и т. д. Наиболее целесообразным и практически удобным следует считать такое деление на периоды жизни ребенка, которое учитывает особенности воспитания и обучения. Различают период внутриутробного развития; период новорожденности (первые 2 недели жизни); грудной возраст (до одного года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 2 лет); младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); школьный возраст.

В дошкольных учреждениях дети грудного возраста от 3 месяцев до 1 года составляют первую группу раннего возраста, которую делят на 3 подгруппы (3-6 месяцев, 6-10 месяцев, 10-12 месяцев), преддошкольники – вторую группу раннего возраста. Детей младшего дошкольного возраста делят на две группы (от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Детей старшего дошкольного тоже делят на две группы (вторая называется подготовительной к школе).

Показатели физического развития ребенка. О физическом развитии ребенка можно судить по его весу, росту, окружности его грудной клетки и другим показателям. Даже совершенно здоровый ребенок растет в длину и увеличивается в весе неравномерно. В одни возрастные периоды он растет быстрее, в другие – медленнее. При рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, а к концу года – 75 см, т. е. увеличивается на 50%; вес (в среднем 3200 г при рождении) за год утраивается, достигая 9,5-10 кг. За 2-й год ребенок вырастает на 10-15 см и увеличивается в весе на 2,5-3 кг. В последующие годы, до периода полового созревания, ежегодная прибавка в весе ребенка составляет приблизительно 1,5-2 кг, в росте – 4-5 см.

Показатели физического развития очень изменчивы, особенно в первые годы жизни. Они сильно снижаются под влиянием тяжелых бытовых условий, при отсутствии достаточного количества свежего воздуха, плохом питании, недосыпании, малой подвижности и пр.

Любое, как незаразное, так и заразное (инфекционное), заболевание, особенно если оно протекает тяжело, ослабляет организм ребенка, нарушает его нормальное развитие. Постоянное наблюдение за физическим развитием позволяет вовремя выявить неблагоприятные сдвиги в состоянии ребенка.

Для определения основных показателей физического развития ребенка пользуются антропометрией. Сразу же после рождения, а затем регулярно в определенные периоды времени измеряют рост, вес, окружность грудной клетки ребенка. На основании измерений, проведенных у большого количества детей соответствующего возраста и пола, составляют средние показатели (стандарты) физического развития детей в данном городе, районе, стране. Этими стандартами пользуются для разработки размеров детской одежды, мебели, физкультурного и прочего оборудования.

При оценке физического развития каждого отдельного ребенка учитывают также состояние и окраску кожных и слизистых покровов, упитанность (развитие подкожножировой ткани), развитие и тонус мышц, осанку и пр.

Желательно, чтобы воспитатель присутствовал при врачебном обследовании детей его группы. При этом он знакомится с проведением обследования, помогает врачу и дает ему нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, интересах, аппетите, сне, о том, как ребенок переносит низкие и высокие температуры, и пр. Воспитатели, которые знают, как определяется физическое развитие ребенка и какие признаки характеризуют его нарушения, легче заметят у детей те или иные отклонения от нормы. Результаты обследования и оценки состояния детей воспитатель учитывает при работе с детским коллективом.

Вопросы. 1. Каковы строение и свойства клеток организма? 2. Какое строение и значение имеют эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани? 3. На какие возрастные периоды делят развитие ребенка, какое это имеет значение? 4. Какие показатели характеризуют физическое развитие ребенка?

Источник

Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).

Таблица 2. Возрастные периоды развития человека

Рост и развитие ребенка анатомия
В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.

Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Рост и развитие ребенка анатомияРис. 126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.

Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.

Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.

С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.

Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.

Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.

Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.

К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре. Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.

1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.

Источник

ДЕТСКАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ. Глава 3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВОЧКИ В ПРОЦЕССЕ СОЗРЕВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

В
половом развитии девочки различают несколько периодов: внутриутробный,
период новорожденности (первые 28 дней жизни), младенчества (до 1 года
жизни), “нейтральный” (от 1 года до 8 лет), препубертатный (от 8 лет до
первой менструации), пубертатный (от первой менструации до 15 лет) и
юношеский период (16-18 лет). Каждый период имеет свои
анатомо-физиологические особенности.

Внутриутробный период. Основные звенья репродуктивной системы в эмбриональном периоде интенсивно развиваются и начинают функционировать.

Гипоталамо-гипофизарная
система закладывается на очень ранних этапах развития. Супраоптические и
паравентрикулярные ядра гипоталамуса появляются у эмбриона с 8-й нед
гестации. К 16-й нед внутриутробного развития эти ядра имеют топографию,
характерную для взрослой женщины; появляются признаки продукции
нейросекрета. Дифференцировка ядер гипоталамуса в основном заканчивается
к 28-й нед внутриутробного развития, а гипофиз выделяется как
анатомическое образование к 5-й неделе. ФСГ и ЛГ определяются с 9-й нед
эмбриональной жизни в крови плода и амниотической жидкости в ничтожных
количествах. Секреция пролактина передней доли гипофиза плода начинается
позднее – с 19-й нед геста-ции. Секреция АКТГ отмечается почти
одновременно с началом образования гонадотропинов (ФСГ и ЛГ), т.е. с
8-9-й нед. Гонадотропины играют определенную роль в формировании
первичных фолликулов и, возможно, в синтезе стероидов в текаклетках
фолликулов. Во II триместре беременности уровень гонадотропинов
снижается. Это обусловлено чувствительностью аденоцитов гипофиза к
плацентарным эстрогенам, уровень которых в III триместре становится
максимальным.

Развитие женских
половых желез в эмбриогенезе обусловлено набором половых хромосом,
образующихся после оплодотворения яйцеклетки. Ка-риотип 46,XX определяет
развитие яичников, а 46,XY – яичек. Мужские и женские гонады
развиваются из целомического эпителия, мезенхимы и примордиальных
терминальных клеток. Первичная половая дифферен-цировка, т.е. развитие
гонад, начинается на 6-7-й нед гестации. Развитие почек, надпочечников и
половых желез тесно взаимосвязано, они имеют общее происхождение и
являются производными одной и той же области примитивной мезодермы.

В
области семенного тяжа у женской особи половые клетки рассеяны в строме
мезенхимы, из которой дифференцируются корковая и мозговая зоны
яичника. В мозговое вещество врастают сосуды.

Трансформация
первичной гонады в яичник происходит на 17-20-й нед гестации, когда
примордиальные терминальные клетки образуют ооциты, окруженные слоем
гранулезных клеток (аналог клеток Сертоли в яичке). Максимальное их
количество (6,2-6,7 млн) определяется после 20-й нед эмбрионального
развития, затем оно начинает снижаться и к периоду рождения составляет
около 2 млн.

Как мужские, так и
женские наружные половые органы развиваются из общего полового
возвышения с 4-й по 7-ю нед жизни эмбриона. У женщин половой бугорок
преобразуется в клитор, а половые складки – в малые половые губы.
Большие половые губы развиваются из половых валиков. Большие
вестибулярные железы представляют собой производные мочеполового синуса.
Протоки Мюллера образуют репродуктивные органы: маточные трубы, матку и
верхнюю треть влагалища. Верхние 2/3 влагалища являются производным урогенитального синуса. Этот процесс начинается с 5-6-й и заканчивается к 18-й нед.

В
период внутриутробной жизни происходит не только морфологическое
развитие основных уровней репродуктивной системы, но и формирование ее
гормональной функции. О функциональной активности репродуктивной системы
плода женского пола свидетельствуют элементы механизма обратной связи,
что выражается в снижении содержания ЛГ и ФСГ в крови плода в конце
гестационного периода в ответ на высокий уровень плацентарных
эстрогенов. Яичник способен к стероидогенезу в антенатальном периоде, но
в меньшей степени, чем яичко. Гормоны яичников не оказывают решающего
влияния на половую дифференцировку репродуктивной системы в период
антенатального развития.

Период новорожденности и младенчества. Половые
органы новорожденной девочки испытывают влияние половых гормонов, в
основном материнских, полученных во время внутриутробной жизни.
Клинические признаки действия эстрогенов наиболее выражены в течение
10-20 дней после рождения. Механизм гормональной перестройки у
новорожденных может быть и иным: в конце антенатального развития высокий
уровень материнских гормонов тормозит выделение гонадотропинов
фетального гипофиза; после рождения, когда уровень материнских
эстрогенов в организме новорожденной резко падает, происходит стимуляция
ФСГ и ЛГ, ведущая к кратковременному усилению гормональной функции
яичников новорожденной. С гиперэстрогенией у новорожденной связана и
кратковременная стимуляция выделения пролактина, приводящая к нагрубанию
молочных желез и даже выделению молозива из сосков. Как правило, к
10-му дню жизни все проявления эстрогенного влияния исчезают. Слизистая
оболочка влагалища истончается, число слоев эпителия уменьшается до
двух-четырех, клетки становятся в основном базальными и парабазальными,
секреция цервикальной слизи прекращается, молочные железы уплощаются.

Вульва
несколько набухшая, клитор относительно велик. Девственная плева и
отверстие в ней могут быть различной формы (кольцевидной, полу-

лунной;
одно, два или несколько отверстий). Вход во влагалище может закрывать
вязкая слизь. Влагалище расположено вертикально, его слизистая оболочка
состоит из трех-четырех слоев плоского эпителия, присутствуют палочки
молочно-кислого брожения, реакция содержимого кислая, плоский эпителий
представлен преимущественно промежуточными клетками.

Уровень
половых гормонов значительно снижается в первые 10 дней после рождения,
в результате чего число слоев многослойного плоского эпителия влагалища
уменьшается, реакция из кислой переходит в нейтральную, палочки
молочно-кислого брожения исчезают.

Матка
новорожденной располагается в брюшной полости, над входом в малый таз.
Длина матки около 3 см, масса около 4 г, отношение длины шейки и тела
матки 3:1, угол между ними не выражен. В эндометрии определяются
пролиферативные и даже секреторные изменения. Миометрий хорошо развит.
Внутренний зев шейки матки не сформирован. Наружный зев из точечного (у
плода) превращается в щелевидный (у новорожденной). В области наружного
зева нередко имеется псевдоэрозия. Цервикальный канал заполнен густой
слизью, которая может поступать во влагалище.

К
моменту рождения маточные трубы девочки весьма длинные (в среднем 35
мм), извитые – из-за относительно коротких широких связок, проходимы на
всем протяжении.

Яичники
новорожденной расположены в брюшной полости. Они имеют цилиндрическую
или призматическую вытянутую форму, длину 1,5-2 см, ширину 0,5 см и
толщину 0,1-0,35 см. Поверхность гладкая, число примор-диальных
фолликулов достигает 500-700 тыс, отмечается большое число
атрезирующихся фолликулов. Имеются и зрелые фолликулы, что указывает на
возможность синтеза эстрогенов в период новорожденности.

Нейтральный период. Некоторые
авторы рассматривают нейтральный период как период гормонального покоя,
или асексуальный. В гипоталамусе в небольшом количестве образуется
ГнРГ; гипофиз выделяет ЛГ и ФСГ.

В
нейтральном периоде половых гормонов мало. Несмотря на низкую
гормональную активность, в корковом слое яичников можно обнаружить
зреющие и атретические фолликулы. Вторичные половые признаки в этот
период не выражены, оволосения в подмышечных впадинах и на лобке нет,
молочные железы не развиты.

Низкое
содержание половых гормонов обусловливает анатомо-физиологические
особенности половых органов: половая щель сомкнута, малые половые губы и
клитор закрыты большими половыми губами, промежность и вульва
расположены относительно глубоко, задняя спайка выражена, ладьевидная
ямка, как правило, глубокая. Слизистая оболочка вульвы тонкая, гладкая,
бледно-розового цвета. Большие вестибулярные железы не функционируют.

Девственная
плева представлена в виде тонкой полулунной или кольцевидной пленки.
Влагалище изменяет вертикальное направление и находится под углом к оси
таза. Стенки влагалища тонкие, складчатость слабо выражена, своды почти
отсутствуют.

Слизистая оболочка
влагалища содержит 2-4 слоя плоского эпителия; в мазке определяются в
основном парабазальные клетки. Содержимое вла-

галища
чрезвычайно скудное, имеет нейтральную или слабощелочную реакцию,
обнаруживаются лейкоциты (до 10-15 в поле зрения) и смешанная флора
(кокковая и палочковая).

В
первые 3 года жизни матка несколько уменьшается, а затем начинает
медленно увеличиваться. Длина матки к концу первого года жизни
составляет 2,5 см, масса – 2,3 г. К 4 годам масса матки увеличивается до
2,8 г, а к 6 годам достигает массы матки новорожденной. Изменяется и
соотношение шейки и тела матки: в конце первого года жизни оно
составляет 2:1, в 4 года – 1,7:1, в 8 лет – 1,4:1. К 3-4 годам матка
опускается в малый таз, при этом передняя стенка влагалища приближается к
мочевому пузырю, а задняя – к прямой кишке.

Маточные трубы в “нейтральный” период изменяются незначительно, оставаясь удлиненными и извитыми.

Размеры
яичников до 5-6 лет также изменяются незначительно, их масса
увеличивается с 0,53 до 1,01 г и к 8 годам составляет около 1,5 г.
Несмотря на то, что с 6-го месяца гестации число ооцитов уменьшается,
яичники увеличиваются в связи с ростом фолликулов. Их созревание
беспорядочное, ни один из них не достигает стадии зрелого фолликула.
Происходят интенсивная атрезия фолликулов и гибель заключенных в них
ооцитов.

К 8 годам жизни у
девочки сформированы все пять уровней репродуктивной системы;
функциональная активность последней реализуется только по механизму
отрицательной обратной связи; выделение эстрадиола ничтожно, созревание
фолликулов до антральных происходит редко; в ядрах медиобазального
гипоталамуса образуются рилизинг-гормоны, но выделяются эпизодически.

Препубертатный период. В
гинекологии детского возраста препубертат-ный период (с 8 лет до первой
менструации) начинается с развития вторичных половых признаков, а
заканчивается с наступлением первой менструации (менархе). От начала
появления вторичных половых признаков до менархе проходит 1-3 года. В
этот период происходят значительные изменения в половых органах в
результате активации гипоталамо-гипофизарной области, яичников и
надпочечников.

В гипоталамусе
происходит незначительное образование ГнРГ, он выделяется эпизодически,
синаптические связи между нейросекреторными нейронами развиты слабо, ФСГ
и ЛГ выделяются в незначительном количестве в виде отдельных
ациклических выбросов. Эстрадиола очень мало, но механизм обратной связи
функционирует.

Волнообразные
выбросы ЛГ исключительно во время сна – стимул для коры надпочечников,
гиперфункция которой свойственна препубертатному периоду. Андрогены
вызывают бурный рост ребенка. Под влиянием эстрогенов появляются первые
изменения фигуры: округляются бедра в результате увеличения количества
жировой ткани и ее перераспределения, начинается рост костей таза.

Половое
развитие девочки в этот период тесно связано с ее общим физическим
развитием и совпадает с интенсивным ростом костей. В возрасте 11-12 лет
девочки опережают в росте мальчиков. У девочек с хорошим физическим
развитием, как правило, раньше происходит и половое созревание.

Вторичные
половые признаки в препубертатный период развиваются не одновременно.
Увеличение молочных желез и оволосение лобка обычно проявляются раньше
оволосения подмышечных впадин. В развитии вторичных половых признаков
выделяют несколько стадий.

Молочная железа (mamma): Ma0
– ткань молочной железы не определяется, пигментации нет; Ma1 – ткань
молочной железы пальпируется в пределах ареолы, плотная, нередко
болезненная; Ма2 – сосок и ареола приподняты, молочная железа
возвышается в виде небольшого конуса; Ма3 – молочная железа представлена
в виде конуса, основание которого занимает площадь от III до VI ребра,
но сосок не поднимается над железой; Ма4 – молочная железа
полусферической формы, сосок пигментирован и возвышается над ареолой
(как правило, после 15 лет).

Оволосение подмышечных впадин (axillaris): Ax0
– оволосение отсутствует; Axl – единичные прямые волосы; Ах2 –
оволосение в центре подмышечной впадины; Ах3 – оволосение всей
подмышечной впадины.

Оволосение на лобке (pubis): Pb0
– оволосение отсутствует; Рb1 – прямые единичные волосы; Рb2 –
оволосение в центре лобка; Рb3 – оволосение всего лобка, линия
оволосения горизонтальная.

Развитие вторичных половых признаков заканчивается в пубертатный период.

В
течение препубертатного периода уменьшается втянутость вульвы,
слизистая оболочка становится бархатистой, девственная плева утолщается,
увеличиваются малые половые губы, повышается складчатость влагалища.
Нарастает число слоев влагалищного эпителия.

В
мазках из влагалища увеличивается количество промежуточных и
поверхностных клеток плоского эпителия. Количество отделяемого из
влагалища увеличивается, реакция среды из нейтральной переходит в
кислую. К концу препубертатного периода матка, имевшая длину 3,7 см в
возрасте 7 лет, достигает 6,5 см в возрасте 12-13 лет. Масса яичников
увеличивается, фолликулы находятся на разных стадиях развития, но ни
один из них не достигает зрелости, овуляции нет. Матка не только
увеличивается, изменяется соотношение ее тела и шейки (1:1).

Пубертатный период (от
1-й менструации до 15 лет). В этот период происходит созревание
гипоталамических структур, образуется тесная синапти-ческая связь между
клетками, секретирующими нейротрансмиттеры и либе-рины (ГнРГ,
соматолиберины, кортиколиберины, тиролиберин). Секреция ГнРГ становится
ритмичной, устанавливается циркадный (суточный) ритм выбросов этого
гормона, причем сначала выбросы происходят во время ночного сна. Под
влиянием увеличивающегося выделения ГнРГ усиливается синтез
гонадотропинов, выброс которых также становится ритмичным. Увеличение
выбросов ЛГ и ФСГ стимулирует синтез эстрогенов в яичниках. Возрастает
число рецепторов к половым стероидам в клетках всех органов
репродуктивной системы, в том числе в гипоталамусе и гипофизе.
Изменяется их чувствительность к эстрадиолу. В результате достижения
высокого уровня эстрадиола в крови происходит мощный ответный выброс
гонадо-тропинов, который завершает созревание фолликула и выход
яйцеклетки. Формируется циклическая секреция гонадотропных гормонов.

Фолликулы
начинают циклически созревать, но овуляция, как правило, отсутствует,
фолликулы подвергаются обратному развитию. У 20% девочек в первые 2 года
пубертатного периода наблюдаются ановуляторные циклы. При овуляторных
циклах в начале пубертатного периода желтое тело еще функционально
неполноценно, так как прогестерон секретируется мало. Циклические
менструальноподобные маточные кровотечения могут проходить без овуляции и
без образования желтого тела, а также без секреторной фазы эндометрия. К
концу пубертатного периода у большинства девочек происходят овуляция и
образование полноценного желтого тела.

Рецепторы
матки в период становления менструальной функции развиты недостаточно,
возможны маточные кровотечения пубертатного периода.

В
первые 0,5-1,5 лет после менархе менструации могут быть нерегулярными
(через 1-2 мес); регулярные менструации у некоторых девушек
устанавливаются лишь к 2 годам пубертатного периода.

Вторичные
половые признаки в пубертатном периоде достигают полного развития.
Происходит быстрый рост матки, изменяется соотношение размеров ее тела и
шейки (до 3:1); матка устанавливается таким образом, что дно ее
направлено вперед, а передняя поверхность – вперед и вниз (положение anteflexio versio). Маточные
артерии становятся извитыми, улучшается кровообращение матки и
влагалища. Под влиянием гормонов яичника в функциональном слое
эндометрия происходят циклические изменения.

К
концу пубертатного периода заканчивается формирование телосложения по
женскому типу в результате расширения костей таза, развития подкожной
жировой клетчатки. Изменяется тембр голоса, формируются психологические
черты, свойственные женщине (застенчивость, желание нравиться,
повышенный интерес к своей внешности).

Юношеский период . Происходят
активация и синхронизация деятельности репродуктивной системы как в
центральном (гипофиз), так и в периферическом (яичники) звеньях.
Заканчивается формирование функции репродуктивной системы с переходом к
овуляторным менструальным циклам.

В
этот период устанавливается стабильный цирхоральный (часовой) ритм
секреции ГнРГ, который является отражением гонадотропной функции
аденогипофиза. В ответ на ритмическое выделение ГнРГ увеличивается
выделение ЛГ и ФСГ, что приводит к усилению синтеза эстрадиола в
яичниках. Наряду с существовавшим еще в период антенатального развития
механизмом отрицательной обратной связи формируется механизм
положительной обратной связи: достижение определенного уровня эстрадиола
в крови становится сигналом к овуляторному выбросу ЛГ и ФСГ,
восстанавливается постоянный ритм секреции гормонов.

Контрольные вопросы

1. Назовите периоды полового развития у девочек.

2. В чем заключаются анатомо-физиологические особенности каждого периода?

3. Каковы анатомо-физиологические особенности периода новорожден-ности?

4. Перечислите стадии развития вторичных половых признаков.

5. Укажите особенности менструального цикла в пубертатном периоде.

6. Каковы особенности гормонального статуса в юношеском периоде?

Источник