Рост и развитие ребенка 8 класс

Рост и развитие ребенка 8 класс thumbnail

Глава 13. Размножение и развитие человека

ВСПОМНИТЕ

От чего зависят особенности развития детёнышей млекопитающих животных после их рождения?

Для установления особенностей развития ребёнка после рождения выделяют несколько возрастных периодов. Наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: новорождённость (первые 2—3 недели жизни); грудной (до года); ясельный (от 1 года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный, включающий младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет) и старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Новорождённость

Грудной период

Грудной период. Новорождённым ребёнок считается первые 10—30 дней своей жизни, а затем его называют грудным, подчёркивая этим его зависимость от питания грудным молоком матери (рис. 77). Грудной возраст условно продолжается до года. За это время увеличивается рост и масса тела, объём мозга, в частности мозжечка. Ребёнок овладевает всё более сложными движениями. К трём месяцам он должен держать голову, а к шести — ползать и самостоятельно садиться. Обычно к годовалому возрасту ребёнок овладевает навыками ходьбы. Одновременно он начинает говорить.

Ясельный период. В раннем детстве (1—3 года) скорость роста ребёнка несколько замедляется, но зато активно формируется мышление и речь. К концу этого периода словарный запас может составлять 500—600 слов. Ребёнок стремится во всём подражать находящимся рядом с ним взрослым, он активно исследует окружающий мир. Он становится способным совершать тонкие движения, овладевает довольно сложными двигательными программами. Если период раннего детства протекает в плохих условиях (ребёнком мало занимаются, не обращают на него внимания), то это обязательно приводит к нарушениям его физического и психического развития.

Дошкольный период. Этот период условно продолжается от 3 до 6 лет. В это время дети быстро развиваются, общаясь во время игр со своими сверстниками (рис. 78). Активно развивается мозг, совершенствуется абстрактное мышление и внутренняя речь. Многие дети овладевают чтением и зачатками письма.

Дошкольный период

Школьный период (рис. 79). Этот возрастной период (7—18 лет) характеризуется очень большими изменениями, ребёнок превращается во взрослого человека. В частности, в период 11—15 лет происходит половое созревание, причём в настоящее время наблюдается значительное ускорение и физического, и полового развития — так называемая акселерация. В среднем человек стал на 10—12 см выше, чем его предки 100 лет тому назад. Да и грудная клетка заметно увеличила свой объём. Доспехи средневекового рыцаря, которые носили сильные и хорошо тренированные взрослые мужчины, с трудом могут надеть 14—15-летние современные школьники. Причины акселерации поняты не до конца, но считается, что люди стали получать больше полноценных пищевых белков, витаминов.

Половое созревание. Половые железы закладываются ещё в эмбриональном периоде, но мальчики и девочки рождаются с ещё незрелыми семенниками и яичниками, то есть их железы ещё не могут выполнять свои функции по продолжению рода человеческого. Половое созревание начинается у различных людей в разное время. Начало созревания зависит от того, к какому народу принадлежит ребёнок, от условий жизни и многих других факторов. В наше время половое созревание у девочек начинается в 11—13 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет (рис. 80). Половое созревание может значительно задержаться, например из-за неправильного питания или длительного инфекционного заболевания. В период полового созревания и мальчики, и девочки очень быстро растут и прибавляют в весе. Например, рост может увеличиваться на 20 см в год! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови. Всё это требует больших затрат энергии. Кроме того, нужен кальций для растущих костей, железо для гемоглобина крови и т. д. Иногда кости рук и ног удлиняются так быстро, что мышцы не успевают расти за ними, растягиваются и могут возникнуть болезненные, но не опасные судороги.

Половое созревание

Половое созревание определяется деятельностью нейроэндокринной системы и является очень сложным и многосторонним процессом. В результате этого процесса гормоны мальчиков обеспечивают рост полового члена, утолщается кожа мошонки, а в яичках начинается выработка сперматозоидов. Появляются непроизвольные выделения спермы — поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Параллельно изменениям в половой системе происходит формирование вторичных половых признаков. Увеличивается гортань, и голос делается ниже. Начинается рост волос на лице, груди, лобке, подмышечных впадинах. Оволосение у мальчиков происходит по мужскому типу. Кожа делается более жирной, и на ней могут появиться угри, так как протоки сальных желёз забиваются кожным салом. Меняется форма тела: плечи делаются шире, мышцы мощнее, ноги длиннее. Формируется брюшной тип дыхания: вдох происходит в основном за счёт сокращения мышц диафрагмы живота.

У девочек в период полового созревания наряду с развитием мышечной системы равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, то есть вдох происходит в основном за счёт сокращения межрёберных мышц. Кроме того, в этот период быстро развиваются молочные железы и происходит становление менструального цикла. Яичники производят зрелые яйцеклетки, способные к оплодотворению, а также гормоны, необходимые для нормальной деятельности женской половой системы. Голос практически не меняется, оволосение происходит по женскому типу. В результате полового созревания яичники и семенники начинают устойчиво вырабатывать половые клетки.

Читайте также:  Развитие ребенка на первом месяце по дням

Моя лаборатория

Подростковый период — важнейшая составляющая школьного периода жизни человека (от 11 до 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми подросток проходит великий путь в своём развитии. В это время проявляется неустойчивость характера и противоречивость эмоциональных состояний — выраженный психологический дискомфорт, тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п.

Он начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, что часто выражается в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Характерной чертой поведения подростков является стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. По крайней мере так это чаще всего воспринимается родителями. На самом деле подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать наравне с ним, что, конечно, трудно осуществить при определённой экономической и социальной зависимости.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трёхлетнего малыша: всё те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Тогда он не хотел ходить за руку со взрослым, желая утвердить право на самостоятельность, сейчас для него важно признание своего достойного положения в обществе и самостоятельности.

Новые понятия

Новорождённость. Грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды. Половое созреванье

Ответьте на вопросы

1. Какие этапы развития проходит человек после роодения?
2. Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?
3. Что может привести к нарушениям в развитии ребёнка в ранний детский период?
4. Каково значение игры в развитии детей?
5. Что такое акселерация?

Выполните задание

Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период.

ПОДУМАЙТЕ!

От чего может зависеть длительноть периода полового созревания? Какие негативные явления связанные с поведением подростка, могут сопровождать этот процесс?

Источник

Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.

Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Тип урока (по способу организации): урок-беседа

Тип урока (по дидактической цели): комбинированный

Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Планируемые результаты обучения

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители

Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка к уроку

Проверка выполнения домашнего задания

1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.

2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )

1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?

Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради

2.каковы основные условия нормального протекания беременности?

3.какова роль плаценты в период беременности?

4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?

Подготовка к активной познавательной деятельности

Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).

Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся определяют задачи урока.

Усвоение новых знаний

При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).

Примерное содержание.

а) изучение понятия «возрастные периоды »

Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника

Просмотр фрагмента.

Работа с текстом учебника.

Записывают схему.

б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды

Работа с учебником – прочитайте стр. 234 – 237

1 вариант – период новорожденности

2 вариант – ясельный период

3 вариант – дошкольный период

4 вариант – школьный период

5 вариант – подростковый период

Заполните таблицу (слайд 8)

Работа в парах.

Заполнение таблицы.

(после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1)

Закрепление знаний

Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация)

Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

Читайте также:  Игра в коррекции эмоционального развития ребенка

Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.

Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, – период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).

В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.

Обобщение и систематизация знаний

Каковы причины происходящих изменений?

Учебник с. 237

Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте»

Фронтальная проверка.

генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги

работа в парах

Контроль и самоконтроль знаний

Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал).

Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации).

Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»?

Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю.

Домашнее задание

Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради

Подведение итогов, рефлексия

Какую тему изучали?

Какие задачи урока решали?

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Приложение 1.

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Приложение 2.

Тест по теме «Размножение и развитие человека»

1. Мужские половые железы:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

2. Женские половые клетки:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

3.В ядрах мужских половых клеток содержится:

1)46 хромосом

3)28 хромосом

2)36 хромосом

4)23 хромосомы

4.Половой гормон мужского организма:

1)адреналин

3)эстрадиол

2)тестостерон

4)тироксин

5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:

1)яйцеводе

3)матке

2)семенниках

4)яичниках

6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:

1)кожу

3)трахею и бронхи

2)легкие

4)плаценту и пуповину

7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:

1)акселерация

3)адаптация

2)акклиматизация

4)овуляция

8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.

Признак пола

Пол

А.Половые хромосомы ХХ

1. Мужской

Б.Половой гормон – тестостерон

В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая.

Г.Половые клетки – сперматозоиды

2.Женский

Д.Половые железы – яичники

Е.Половые хромосомы XY

Приложение 3 .Список литературы.

1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.

2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.

3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери по неделям видео для детей

4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.

5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014

Интернет-ресурсы.

1. individualnoe_razvitie.doc

2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos

3.urok_metamorfozy_na_sayt.doc

Источник

Источник