Рост и развитие опорно двигательного аппарата ребенка
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Физическое развитие детей школьного возраста
Школьный возраст принято делить на три периода:
- младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
- средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
- старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 – 40 минут
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Источник
Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы – его активную часть.
Опорно-двигательный аппарат у детей
К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название “костный возраст”.
Развитие костной системы у детей
После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).
Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.
Формирование костной системы у ребенка
Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год – всего 5%.
По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых – 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.
Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.
Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте – в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.
Особенности развития костной системы у детей
Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу “зелёной ветки”. Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.
Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.
Формирование суставов у детей
Возрастные особенности суставов у детей
К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.
Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.
Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.
Источник
На сегодняшний день одна из главных причин обращения людей различного возраста в медицинские учреждения – это проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
При этом заболевания такого характера достаточно легко поддаются коррекции в детстве, что позволяет полностью устранить или значительно уменьшить их негативное влияние на остальные жизненно важные системы организма – в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную.
Каким образом вовремя диагностировать заболевания опорно-двигательного аппарата в начальной стадии и не допустить их перетекания в хронические формы, мы узнаем в интервью со специалистом Центра иммунологии и репродукции, врачом-педиатром Мухамедовой Гульнарой Фархатовной.
Ортопедические заболевания в период раннего развития ребенка
– В каком возрасте ребенок должен пройти первичный осмотр у врача-ортопеда и на каких нюансах следует заострить внимание такому специалисту при осмотре детей возрастом до 1 года?
Детские поликлиники под государственным управлением принимают детей с рождения и по достижению ими 18-ти лет. Как правило, первичный осмотр ортопедом назначается ребенку в месячном возрасте и затем, согласно требованиям стандартов здравоохранения РФ, повторяется ежеквартально – соответственно, на 3, 6, 9 месяце и в 1 год.
При этом некоторые дефекты, нуждающиеся впоследствии в корректировке, можно диагностировать уже в новорожденный период – то есть в первый месяц. К ним относятся проблемы развития тазобедренного сустава диспластического типа, косолапость, вывихи, врожденная кривошея.
Исключая тяжелые генетические заболевания, специалист может проследить динамику физического развития уже у трехмесячного ребенка и рекомендовать соответствующее лечение при ее незначительных нарушениях.
Начиная с полугода, ребенок значительно увеличивает свою двигательную активность – он начинает ползать, сидеть, стоит при наличии опоры и пытается ходить. Физическое развитие ребенка в норме, если последовательность осваивания этих навыков будет именно такой. В этом возрасте несложные упражнения или массажи помогут быстрее укрепить мышцы ребенка, подготовить его к ходьбе.
Когда ребенку исполнится год-полтора, и он начнет ходить, внимание врача-ортопеда акцентируется на постановке стоп, потому что самое распространенное отклонение от нормального развития в этом возрасте – их плоско-вальгусная деформация. При этом малыш во время ходьбы опирается на внутреннюю часть стоп, что вызывает дискомфорт и болезненные ощущения. Данная проблема успешно решается ношением ортопедической обуви до двух – двух с половиной лет.
– Стоит ли что-то предпринимать родителям, если их ребенок слишком рано для своего возраста пытается сидеть или вставать?
Запретить двигаться ребенку мы не можем! Все дети имеют различный темперамент и вполне нормально, если некоторые будут пытаться сделать то, что физически им еще не по силам.
Лучшим выходом из этой ситуации будет избежать рисков раннего вертикального положения и приблизить условия развития к естественным – начиная с полугода пускать ребенка на пол и следить за его движениями. В такой ситуации ребенок будет вынужден развивать определенные группы мышц, ответственные за вертикальное положение тела, использовать свои врожденные инстинкты, обеспечивающие познание окружающего мира.
Видео: “Вальгус стоп у детей: что это и как быть?”
– Влияет ли на здоровье стоп хождение ребенка по полу босиком? Нужно ли одевать дополнительно какую-либо обувь?
Проблема плоскостопия наших предков совсем не волновала, поскольку они ходили по неровным поверхностям, камням, траве. А вот сейчас этот диагноз очень распространен – особенно это касается детей, которые живут в городе и постоянно ходят по гладкому асфальту или постеленному в комнате ламинату.
Хорошей профилактикой плоскостопия является ношение анатомической обуви, которую следует одевать ребенку на несколько часов. И не принуждайте носить ее постоянно – скорее всего малыш будет противиться и пытаться ее снять.
В летнее время альтернативой такой обуви может послужить прогулка босиком по неровному рельефу – гладким камням, песку, мягкой траве. Это оказывает очень хорошее влияние на формирование свода стопы.
Также для предотвращения плоскостопия можно использовать прыгунки – приспособление для поддержки ребенка в вертикальном положении, с помощью которого он отталкивается, прыгает, пружинит на ногах. Его можно подвесить в любом дверном проеме.
– Часто ребенка сажают в так называемые ходунки – поскольку это позволяет родителям заняться своими делами и избежать необходимости находиться все время малышом. Насколько это правильно и полезно с точки зрения ортопедии?
Ортопеды сходятся во мнении, что данные приспособления не относятся к полезным, и на то есть две причины.
Первая представляет собой чисто психологический момент – использование ходунков ведет к тому, что ребенок привыкает к постоянной поддержке и впоследствии опасается ходить самостоятельно.
С ортопедической же точки зрения ходунки мешают образованию правильного навыка хождения, так как ребенок подает свой корпус вперед, опираясь на носочки, так называемой «гусиной походкой». При этом мышцы ребенка, отвечающие за поддержку тела в вертикальном положении, не тренируются должным образом, что особенно плохо для детей, имеющих избыточную массу тела. Поэтому лучше всего, если требуется оставить ребенка, использовать манеж.
– Довольно часто для профилактики ортопедических отклонений у ребенка рекламируются специальные резиновые коврики, имеющие неровную поверхность. На самом ли деле они так эффективны?
Да, это прекрасный снаряд для профилактики нарушения формирования свода стопы у ребенка, поскольку правильно стопа сможет сформироваться только под воздействием на нее собственного веса малыша, когда он наступает на какую-либо рельефную поверхность. Лучше всего разместить такой коврик в тех местах, где ребенок чаще всего топчется – возле ящика с игрушками, например, или стульчика для кормления.
Проблемы с опорно-двигательным аппаратом при взрослении ребенка
– Какие проблемы в ортопедическом развитии могут проявляться при взрослении ребенка?
Часто родители очень пугаются записи «диспластический синдром» в медицинской карте своего ребенка, хотя это всего лишь особенность развития детского организма, его конституция, а не болезнь.
Также не стоит путать это с серьезным генетическим заболеванием под названием «дисплазия соединительной ткани». Упомянутый синдром подразумевает гипермобильность суставов, мышечную гипотонию, повышенную растяжимость кожи, V-образную голень, асимметрию лопаток, развернутую реберную апертуру, лягушачий живот, грыжи, вальгусную деформацию стоп, однако данные признаки в той или иной мере имеют все дети в возрасте до 5 лет.
Вызвано это тем, что после 3 лет начинается очень активный рост детей, и поэтому могут появиться отклонения от нормы. Они не критичны и хорошо корректируются при должном внимании – упражнениями, массажами и другими профилактическими мерами и не переходят в более зрелый возраст.
Также педиатры рекомендуют заботиться, чтобы ребенок получал достаточное количество витамина Д, потому что именно его нехватка ведет к диспластической деформации. В регионах с низкой солнечной активностью данный витамин следует принимать дополнительно в назначенных дозировках.
Школьные годы по-своему опасны для развития опорно-двигательного аппарата ребенка, так как ношение тяжелого ранца, несоблюдение элементарных правил посадки за партой на уроках способны испортить даже правильную осанку, привести к сколиозу или кифозу.
По мере увеличения физических нагрузок могут появиться травмы и воспаления суставов. В подростковом возрасте в связи с изменяющимся в период полового созревания гормональным фоном возможно нарушение питания хрящевой ткани, что может привести к остеохондропатии позвоночника.
Также в этот период ребенка может привлечь и малоподвижный образ жизни – пристрастие к телевизору или компьютеру, что может спровоцировать развитие остеохондроза.
Наблюдение ребенка в этой возрастной категории врачом-педиатром обязательно для своевременной диагностики возможных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата.
– При каких диагнозах ребенку рекомендуется заниматься плаванием? С какого возраста это можно делать?
Так как до трехмесячного возраста у ребенка отлично сохраняется плавательный рефлекс, лучше всего начать заниматься плаванием именно в этом возрасте. Ребенок не пугается воды и легко учится держаться на поверхности и нырять.
Но ничего страшного, если вы и пропустили этот момент – можете начать в любой сезон, лучше в теплое время года. При плавании задействованы практически все группы мышц, что благотворно влияет и на формирование скелета, особенно позвоночника. Однако следует внимательно отнестись к возможным противопоказаниям – отит, болезни горла, артрит.
Видео: “Плавание для грудничков: рекомендации”
– Не опасно ли при этом пользоваться кругом, который остается на плаву и держит голову ребенка на поверхности за шею. Вредит ли это позвоночнику?
Это абсолютно безопасно, так как данный круг разработан специалистами-ортопедами. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать элементарными требованиями безопасности и никогда не оставлять ребенка вне доступа рук его родителей или тренера.
– Возможна ли ситуация, когда даже при постоянном наблюдении ребенка у ортопеда данный специалист не сможет вовремя обнаружить какой-либо проблемы? И есть ли такие нарушения, возможно, врожденные, которые до поры до времени вообще никак себя не проявляют и появляются только с возрастом?
Тяжелые врожденные пороки в ортопедии диагностируются визуально – они на поверхности. Если же нарушение не настолько заметное – например, патология тазобедренного сустава, то можно провести ультразвуковую диагностику. Многие специалисты делают упор именно на этот метод исследования.
Чаще всего же проблемы возникают при пропусках периодических посещений врача-ортопеда или игнорировании его рекомендаций. Важно понимать, что именно в раннем возрасте, в период становления и формирования опорно-двигательного аппарата ребенка ортопедические нарушения лучше всего поддаются коррекции. Например, кривошея, вызванная неправильным положением во время рождения, устраняется в первый год жизни.
– Часты ли случаи переломов костей у детей
Этот фактор зависит не только от физической активности ребенка, но также и от упомянутого ранее недостатка витамина Д. Как правило, у детей при переломах надкостница остается целой.
Видео: “Рахит и витамин D: в чем связь?”
– Что бы вы рекомендовали родителям на прощание?
Самое главное – следить, чтобы ребенок постоянно посещал ортопеда. Это будет гарантией своевременного выявления проблемы в случае ее возникновения и назначением соответствующего лечения. Повторюсь – чем раньше начать лечение, тем более эффективным оно будет.
И, конечно же, соблюдение ребенком здорового образа жизни, профилактических мер – занятия гимнастикой, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, водные процедуры – лучше всего плавание. Пусть ваш ребенок будет активным, ведь движение – это жизнь!
Комментарии для сайта Cackle
Источник