Российская лекотека дневник развития ребенка

Российская лекотека дневник развития ребенка thumbnail

Слово
«лекотека» происходит от шведского leko —
«игрушка» и греческого tek — «собрание»,
«коллекция». Первая лекотека была основана в 1963
году в университетской клинике в Стокгольме по
инициативе родителей и педагогов. Ее создали,
чтобы с помощью игр смягчить психотравмирующее
воздействие госпитализации на больных детей.

«В чем состоит
отличие создаваемых сегодня лекотек от
традиционных служб помощи детям с нарушениями
развития? —  говорит директор ГОУ ЦПМСС
«Лекотека», один из инициаторов создания
московских лекотек Валерий Ярыгин. — Главным
средством помощи детям мы считаем игру. Только
через игру можно обеспечить ребенку
эмоциональное участие в происходящем, а значит —
способствовать его личностному развитию и
развитию его самосознания. Другой, не менее
важный принцип лекотек — это включение в работу
членов семьи ребенка, как для того, чтобы
помогать его развитию, так и для того, чтобы
оказывать им самим психологическую и
образовательную помощь».

Российская лекотека возникла 10 лет
назад и получила свое развитие именно в Москве.
Она является новым видом помощи детям с
нарушениями развития и ставит перед собой задачи
их абилитации.

Под абилитацией понимают развитие новых
функций и способностей — в отличие от
реабилитации, направленной на восстановление
потерянных функций и способностей.

Цель абилитации — в том, чтобы улучшить
развитие ребенка, основываясь на его сильных
сторонах, возможностях и ресурсах; предоставить
ребенку оптимальные возможности для
самостоятельной жизни в будущем, при поддержке
семьи. Цель абилитации достигается следующими
средствами:

— развитие способностей ребенка,
насколько это возможно;
— адаптацией окружающей среды к возможностям
ребенка и с целью его развития.

Ученые уже доказали необходимость и
высокую эффективность
психолого-медико-педагогической помощи детям
раннего возраста с отклонениями в развитии. И в
большинстве стран абилитация выделилась из
сферы медицины и перешла в сферу образования.

Место медицинских методов абилитации
все увереннее занимали методы
психолого-педагогические. Лекотека как раз и
является такой формой работы.

В 2000 г. группа сотрудников ГОУ «Центр
психолого-медико-социального сопровождения
«Лекотека» (до 2004 года —
Психолого-медико-социальный центр Северного
административного округа г. Москвы) начала
разрабатывать модель российской лекотеки. В
проекте работали сотрудники Московского
городского психолого-педагогического
университета (МГППУ, кафедра клинической
психологии раннего детства факультета
клинической и специальной психологии,
лаборатории научно- методических основ
организации деятельности
психолого-медико-социальных центров).

В 2001 году проект «Российская лекотека»,
был поддержан Агентством США по международному
развитию в рамках Программы АРО «Помощь
детям-сиротам в России». В этом же году на базе
Психолого-медико-социального центра Северного
административного округа г. Москвы была открыта
первая московская лекотека. Модель «Российская
лекотека» прошла экспертизу в Министерстве
образования РФ. В декабре 2001 года она была
представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в
образовании» и отмечена золотой медалью.

Создание лекотек в Москве было включено
в государственную программу «Столичное
образование».

В 2002 г. стартовал проект лекотеки в доме
ребенка. Проект реализовывался на базе дома
ребенка № 9 Москвы.

В процессе работы были определены
основные компоненты лекотеки, описаны игровые
сеансы, материальная часть лекотеки, а также
дополнительные компоненты лекотеки:

  • группа взаимной поддержки родителей,

  • индивидуальная игротерапия,

  • групповая игротерапия,

  • домашнее визитирование,

  • изотерапия, театро- и музыкотерапия.

С сентября 2003 по январь 2004 гг. был
успешно запущен в действие третий проект
программы «Помощь детям-сиротам в России»:
«Информационное пространство российской
лекотеки», в результате которого был создан сайт www.lekoteka.ru.

C 2003 г. на базе факультета повышения
квалификации МГППУ ежегодно проводятся
бюджетные курсы повышения квалификации для
специалистов лекотек.

В 2004–2005 гг. команда разработчиков
российской лекотеки под руководством В.Н.
Ярыгина осуществила очередной проект
«Российская лекотека как региональная модель
службы ранней помощи для детей-сирот домов
ребенка». Он также был поддержан Программой
«Помощь детям-сиротам в России».  В его рамках
обучились специалисты домов ребенка Тверской
области, открылась лекотека в Конаковском
специализированном доме ребенка, и создаются
лекотеки в домах ребенка городов Кашин, Вышний
Волочек, Тверь.

В 2006 г. в Библиотечке «Профилактика
социального сиротства» в серии «Особый ребенок в
семье: развитие услуг» вышла книга «Российская
лекотека: методическое пособие», обобщившая опыт
оказания помощи, полученный при реализации пяти
проектов.

Модель лекотеки была представлена в
книге как структурное подразделение таких
учреждений, как центры для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи; детские сады компенсирующего типа; дома
ребенка; детские поликлиники; детские больницы;
общественные организации.

Лекотека может быть создана и как
отдельная, самостоятельная служба, не входящая в
состав учреждения.

Принципы создания лекотеки:

  • добровольность;

  • семейноцентрированный подход;

  • ориентированность на личность ребенка;

  • ориентированность на семью и
    партнерство;

  • междисциплинарность.

Одно из условий оказания помощи детям и
членам их семей, учитывая, что они включаются в
систему образования, — минимальная
образовательная перспектива ребенка.

А привлечение к совместной деятельности
членов семьи детей с нарушениями в развитии —
обязательное условие эффективной работы
лекотеки.

Поэтому российская лекотека оказывает
услуги двум целевым группам.

Первая группа — дети в возрасте от
рождения до 4 лет с различными нарушениями
развития (двигательными, эмоциональными,
коммуникативными, сенсорными, поведенческими и
комплексными) и выраженными психогенными
расстройствами.

Вторая целевая группа — члены семей или
лица их заменяющие.

Специалисты лекотеки реализуют
индивидуально ориентированные
коррекционно-развивающие программы и проводят
работу по психологическому сопровождению семьи
— преимущественно в процессе игровой
деятельности.

Читайте также:  Подвижные игры в разностороннем развитии ребенка

Цели деятельности лекотеки

Развитие и поддержка
функциональных способностей ребенка

Максимально возможное развитие и
поддержка функциональных способностей ребенка в
соответствии с его возможностями
предусматривает развитие у ребенка общих умений
и навыков, предполагающих умение общаться и
взаимодействовать с другими людьми, получать
знания об окружающем мире, передвигаться и
обслуживать себя (функциональные способности).

Нормализация жизни ребенка

Нормализация жизни включает физическую,
функциональную и социальную нормализацию.

Физическая нормализация предполагает
изучение и оптимизацию качественных условий
жизни ребенка, потребностей, способностей
родителей отвечать на нужды ребенка.

Функциональная — изучение и улучшение
того, как ребенок спит, как принимает пищу, как
сидит, когда играет, как соблюдает режим дня
(смена занятий, наличие отдыха), как
передвигается и пр.

Для социальной нормализации необходимо
выяснить, имеет ли ребенок возможность общаться
с другими детьми, посещать детский сад, усваивать
общественные нормы поведения, иметь жизненный
цикл, как у всех (недельный, годовой, жизненный),
имеет ли свободное время, может ли им
распоряжаться, имеет ли возможность развиваться
и получать образование, — и способствовать
развитию его коммуникативных возможностей.

Поддержка родителей

Российская лекотека дневник развития ребенка

Российская лекотека дневник развития ребенка

Предполагает психологическую и
информационную поддержку, повышение уровня
образования в области, связанной с проблемами
ребенка.

Традиционно профессионалы привыкли
работать внутри своей профессиональной области
— оценивать, давать рекомендации, помогать
только детям. А родители традиционно всегда
играли несколько пассивную роль и прежде всего
были ориентированы на получение услуг со стороны
профессионалов.

Но родители, не имеющие специального
образования, тоже могут эффективно помогать
своим детям: ведь они много знают о ребенке и
потому могут быстрее и лучше найти приемы,
стимулирующие его развитие.

Люди, живущие вместе с ребенком,
ухаживающие за ним — родители, опекуны, приемные
воспитатели, — выполняют большую часть
абилитационной работы и помогают нормализовать
жизнь ребенка.

Однако, чтобы родители делали это умело,
необходимо предоставить им нужную информацию и
обучить важным навыкам общения с ребенком.
Родители нуждаются и в эмоциональной помощи и
поддержке, нуждаются в том, чтобы их выслушали.
Специалисты лекотеки беседуют с родителями,
внимательно их выслушивают, обсуждают важные
вопросы на индивидуальных занятиях. Также
родители могут посещать группы взаимной
поддержки.

Специалисты вместе с родителями
составляют «Индивидуальную программу помощи»
для данного ребенка. При составлении программы
специалисты и родители ориентируются на сильные
стороны, интересы, ресурсы и индивидуальные
потребности ребенка и семьи. Благодаря этому
каждый план специфичен и предназначен только для
одной семьи.

Конечно, развитие партнерства между
сотрудниками лекотеки и родителями не всегда
происходит легко. Но оно необходимо. И умение его
налаживать — одна из важнейших задач службы.

Сегодня в Москве функционируют 80
лекотек, и их посещают около 1000 детей с
особенностями в развитии. Результаты их работы
убедительно показывают: лекотека позволяет
достичь качественных изменений в
личностно-социальной сфере ребенка, существенно
повысить качество жизни и ребенка, и его семьи, а
иногда и сохранить ее для ребенка.

И это вселяет уверенность, что у российских
лекотек есть будущее.

Источник

БРИОП

Курсы повышения квалификации

Доклад на тему:

«Лекотека – новая форма дошкольного образования»

Выполнила:

Павлова Н.В.,

воспитатель МБДОУ

«Хоринский детский сад «Ромашка»

г.Улан – Удэ

2020 г.

Что такое лекотека?

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с   ограниченными возможностями,  лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. 

Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их  родителей. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище), т.е. лекотека – помещение, где можно играть и обращаться со специалистами.

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.

Воспитанники лекотеки – дети с нарушением развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребёнка  могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или их сочетания. 

 История лекотеки

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от рождения до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры.

Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF).

В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка №9 г. Москвы.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с  ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Читайте также:  Особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно – обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА – основной метод лекотеки

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
  • оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • игрушки для игры с водой;
  • игрушки для игры с сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации;
  • выставка самодельных игрушек;
  • специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным      дефектом.

Основные формы работы Лекотеки

Консультация (К)

Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Самым главным принципом работы  лекотеки является взаимодействие с родителями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

  Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Базовые концепции

 Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.  

         Таким образом, мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

Источник

Российская лекотека

форма ранней помощи, реализующая  психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нарушениями и проблемами развития в возрасте от рождения до 7 лет и их семей, в которой используются недирективные технологии взаимодействия с ребенком в игровой и других видах детской деятельности, а также методы и практики, с доказанной эффективностью в сфере ранней помощи.

Цели

содействие всестороннему физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей с родителями и другими людьми из ближайшего окружения,  повышению компетентности родителей и  других, воспитывающих ребенка лиц, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество.

Научная обоснованность

В обновленной модели “Российская лекотека” используются методики с доказанной эффективностью:

модифицированная методика «Улучшенное средовое обучение» (Parent-Implemented Enhanced Milieu Teaching) – при использовании родителями с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации;

нейроразвивающая терапия (Neurodevelopmental Treatment, Occupational Therapy) – при использовании родителями в естественных жизненных ситуациях;

недирективный коучинг – одна из наиболее эффективных технологий активного обучения взрослых (используется при обучении и консультировании родителей).

Используются лучшие практики, наибольшая эффективность которых в практике ранней помощи была научно доказана при проведении клинических исследований в нескольких странах:

Читайте также:  Характеристика ребенка с отклоняющимся развитием

семейно ориентированная и основанная на сильных сторонах практика заключается в том, что определение целей индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) и способов их      достижения, реализация и оценка эффективности ИРПР осуществляются с участием родителей, с учетом приоритетов и ресурсов семьи, интересов и сильных сторон ребенка, при этом, члены семьи рассматриваются как равные и активные партнеры специалистов;

культурно-отзывчивая практика проявляется в том, что специалисты выстраивают взаимодействие с семьей  на основе уважения к её образу жизни, культуре, языку, ценностям и убеждениям;

содействие повышению компетентности родителей и других воспитывающих ребенка лиц подразумевает недирективное обучение родителей (и других воспитывающих ребенка лиц) с целью достижения наибольшей эффективности в поддержке развития ребенка в естественных ситуациях повседневной жизни;

вовлечение ребенка в естественные жизненные ситуации – поддержка развития ребенка осуществляется только при мотивированном его(её) участии в естественных жизненных ситуациях: в совместной исследовательской и игровой активности, в ситуациях приема пищи, одевания, при формировании других навыков самообслуживания , в бытовой повседневной жизни, в досуговой и иной естественной деятельности дома и вне дома;

согласование действий специалистов и членов семьи при реализации ИПРП – при этом у семьи всегда есть ведущий специалист по  ранней помощи, как правило, психолог;

контроль качества оказания ранней помощи – специалисты обладают необходимыми компетенциями, уровень которых постоянно контролируется, регулярно осуществляется опрос родителей по оценке качества получаемых услуг;

контроль эффективности ранней помощи – специалисты сотрудничают с родителями и другими воспитывающими ребенка лицами для достижения наилучших результатов, эффективность реализации ИПРП оценивается при каждой встрече, в углубленном формате – раз в квартал и при завершении реализации ИПРП.

История проекта  “Российская лекотека”

«Российская Лекотека» разрабатывалась с 2000 года коллективом специалистов, работающих в ГОУ центре психолого-медико-социального сопровождения «ЛЕКОТЕКА» (до 2004 года – имевшим название – «Психолого-медико-социальный центр (ПМСЦ) САО города Москвы» Московского Департамента Образования) и Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) на кафедре «клинической психологии раннего детства» факультета «клинической и специальной психологии».  В 2001 г. при финансовой поддержке “Национального фонда  защиты детей от жестокого обращения”  был осуществлен проект «Российская Лекотека». По результатам проекта подготовлен и издан методический материал «Российская Лекотека». В этом же году  на базе ПМСЦ САО города Москвы открыли первую московскую Лекотеку. Модель «Российская Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве Образования Российской Федерации.

В декабре 2001 г. в Москве модель Российской Лекотеки была представлена на российской выставке «Новые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью выставки.

В декабре 2001 г. в государственную программу «Столичное образование-3» включено создание Лекотек в городе Москве.

С апреля  по август 2002 г. тем же коллективом разработчиков реализовывался краткосрочный проект программы «Помощь детям-сиротам в России» – “Российская Лекотека в доме ребенка” на базе  Дома ребенка № 9 города Москвы.

2003 г. – на базе факультета повышения квалификации МГППУ начали проводить бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов Лекотек.

2005 г. – развитие системы Лекотек в Москве вошло в программу модернизации московского образования «Столичное образование-4», в соответствии с которым Лекотеки открывались в каждом округе Москвы.

В 2004-2005 г.г. реализовался проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: “Российская Лекотека, как региональная модель службы ранней помощи для детей -сирот Домов Ребенка”, в рамках которого были обучены специалисты домов ребенка Тверской области и была открыта Лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка.

В январе 2006 г. Департамент Образования города Москвы утвердил «Положение о Лекотеке».

В 2006 году выпущено 2-е, переработанное издание книги «Российская лекотека» (Издательство Национального фонда защиты детей от жестокого обращения).

В период с 2007 по 2010 г.г. по программам Национального фонда защиты детей от жестокого обращения были открыты лекотеки в домах ребенка городов Твери, Вышнего Волочка, Кашина, Тамбова, в Новосибирске на базе Ленинского отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.

С 2009 г. в МГППУ была открыта программа профессиональной подготовки для сотрудников лекотек и служб ранней помощи города Москвы (504 часа).

В 2005-2015 г.г. в  г. Москве функционировала сеть лекотек.

С 2011 г., в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при содействии Департамента образования города Москвы, на базе МГППУ, началось дистанционное повышение квалификации сотрудников (72 часа) вновь открываемых лекотек в городах Российской Федерации.

С  2011 по начало 2013 г. прошли первичное обучение специалисты из Краснодара, Ставропольского края, Нижегородской области.

В 2012 в рамках госзадания, утвержденного Департаментом образования города Москвы, была разработана Программа организации образовательной деятельности в лекотеке.

В 2013 в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, издано методическое пособие “Технологии и методики работы лекотек города Москвы”.

В 2015 разработана программа “Лекотека 2”

В 2017 – создание сайта лекотека.рф

В 2018 – модернизация программы “Лекотека”.

В 2018 программа “Лекотека” заняла первое место на Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2018, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией “Федерация психологов образования России”  в номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся».

Источник