Роли шахмат в физическом и психическом развитии ребенка

Роли шахмат в физическом и психическом развитии ребенка thumbnail

Из выступления Президента РФ В.В. Путина 2 июня 2014 г.: «…в России очень большая шахматная традиция мне очень приятно отметить, что возрождаются именно школьные шахматы».

Шахматы и здоровье

«Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной

школы как одна из элементов умственной культуры». В.А.Сухомлинский

Роль шахмат в физическом и психическом развитии ребенка.

Введение.

Обучение шахматам” – это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика.

Стержневым моментом становится деятельность самих школьников, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать процесс умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы в школе являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря “Шахматному образованию” у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы и здоровье.

Самое главное в жизни – это здоровье. Не будет здоровья – не будет и мил белый свет. Жизнь потеряет смысл. Что спасет наше здоровье? На помощь нашему здоровью победоносно спешат положительные эмоции, положительная динамика увлеченности. Одним из таких увлечений являются шахматы. Поскольку я затронула разговор о здоровье, позвольте развить тему о влиянии шахмат на наше здоровье. Об их как положительных, так и отрицательных качествах. Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Шахматы развивают высокую духовно-творческую способность. Ведь здоровье – это, прежде всего, знание. А чем больше знание, тем больше здоровье. Здоровье физическое и психическое, прямое, хоть и не элементарное есть следствие здоровья духовного.

Ведь не даром сердцу на Руси всегда приписывали свойство хранилища души. Поэтому у здорового человека должен быть здоровый дух и сильное сердце.

Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут воспрепятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

Это гимнастика для нервной системы, сохраняющая тело всегда молодым, и исцеляющая болезни, вызванные стрессом, травмами, гиподинамией. Умственные занятия полезны для продления жизни. Особенно – при переключении одного типа мышления на другой. Творческая медитация размышления, решение шахматных задач, анализ – все это может стать очищающей и благотворной силой. Эта сила соприкасается с радостью мысли, производя созерцание и покой. В шахматах задействована левополушарная деятельность. Депрессия – болезнь «правого», болезнь жизненных мотивации и причин с постоянно «самогрызущим» вопросом «А зачем?» Разум, воскресая, мягко поднимает рыдающую душу, ведя ее к исцелению. Спокойная атмосфера игры, ее стройность и красота упорядочивает работу нервов – тонизируя возбудимость. Радостная и привлекательная картинка поднимет наше настроение, а, следовательно, и укрепит наше здоровье. Один из работающих компонентов – ритм. Как он реализуется? Ход, еще ход, размышление-обдумывание, вдох-выдох-задержка, сердечный цикл. Все синхронизируется с главными психофизиологическими процессами. Посредством лечения ума происходит исцеление всей психики, где ум и есть вершина. Послушаем слова гроссмейстера Прегера, врача-психолога: «Шахматы воспитывают активное отношение к жизни…». Животворение разума шахматами отмечают и многие именитые люди. Композитор Скрябин: «После шахматной партии приходит музыкальное вдохновение».

Каково влияние шахмат на здоровье? Физиологически очевидно: человек вовлечен всесторонне – повышается активность мозга, активизируются клетки и системы. Сильное оружие подобно талисманам волшебных сказок – может исцелять, а может и ранить.

Шахматы разрешают и «растворяют» конфликты. Сергей свободно рассказывал по памяти сначала на шахматной доске, далее, вслепую. Иногда шахматы помогают проявиться болезни, затаившейся в организме у человека. Стресс шахмат захватывает. Играя в шахматы, человек совершенствуется, приобретает навыки, помогающие в будущем решать уже не только шахматные, но уже и все другие проблемы, тем более связанные со здоровьем. Шахматисту дано творить свою судьбу. Ибо шахматист соприкоснулся и владеет тайной жизни. А познавшие тайну жизни – постигают тайну шахмат за шахматной доской – это взлеты и падения, победа и поражение. Психика должна закаляться в движении. При поражении. Не сникать, не переживать, не впадать в меланхолию,

Следует сделать правильные выводы: из-за чего произошел проигрыш. Проанализировать досконально все варианты партии. Впечатления, которыми питается человеческий мозг набираются из внешней среды в виде света, цвета, звука, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. И.М. Сеченов доказал, что для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Именно настольная игра способна передать информацию в мозг практически через все анализаторы. Практикующие “шахматную терапию” в лечении детей с нарушением в развитии, отмечают, что пациенты становятся общительней, появляется связная речь, могут задавать правильно выстроенные вопросы.

Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь не даром старая педагогическая мысль гласит “ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев”. Работая с шахматным материалом ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение. Шахматы наделены массой свойств, повышающих интеллектуально развитие человека. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, а так же самостоятельности, ответственности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях и силы воли. “Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна по многих случаях жизни.

Жизнь – своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, вы можете научиться:

I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист. А воля – это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение. Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели – победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть. С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а следовательно и к самовоспитанию.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать. Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями – благодаря которым человек может владеть собой. Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока.

Важнейшие факторы шахмат – это гигиена жизни, гигиена мысли, гигиена воли.

В конце шахматных занятий говорим о здоровом образе жизни знаменитых шахматистов, о шахматной гигиене, о поддержании своего здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы положительно влияют не только психическое но и физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Шахматные методики уже используются для реабилитации больных: укрепляют у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствуют восстановлению контактов с окружающими. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.

А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Вкусивший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдет курить, пить, ему это будет уже не надо.

Источник

Ирина Емелина
Роль шахмат в развитии ребенка

ПОЛЬЗА ШАХМАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей, которая сегодня считается вид спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Мы решили напомнить родителям о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.

СПОСОБ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ КОМПЬЮТЕРА (ТЕЛЕВИЗОРА)

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе – не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости – это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Прежде всего шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии, а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

ПРИУЧЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматыпомогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать,быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматызакаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Источник

И.А. Галкина (к.пс.н.)

«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» – говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте – в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.


Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего, шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.


Развитие внимания и усидчивости

Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте – они становятся спокойнее и уравновешеннее.


Развитие памяти

Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания – все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.


Формирование характера и воли

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.


Развитие целеустремленности

Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.


Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.


Эмоциональный интеллект

Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.


Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.


Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.


Развитие творческих способностей и возможностей

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.


Развитие способности к обучению

Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.

Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.

Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.

В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!

Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.

Источник