Роли матери и отца в развитии ребенка
Анастасия Нургалиева
Роль матери и отца в развитии ребенка
Консультация для родителей на тему:
«Роль матери и отца в развитии ребенка».
Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условие его физического и психологического, эмоционального развития.
Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого
ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог
уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи
занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и
развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребенком и его воспитание возлагается в основном на плечи
матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его
жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети
вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать
ошибок.
Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и
ребёнка?
предоставляйте ему свободу выбора действий, занятий, игрушек, партнеров по игре;
уважайте право ребёнка на собственное мнение, проявления самостоятельности;
будьте внимательны к малышу.
Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе. Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребёнку
позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в
освоении окружающего мира.
Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает,
берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и
окружающих людях. Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.
Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного
формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.
Роль отца в воспитании сына и дочери различна.
Роль отца в воспитании сына.
Папа в жизни мальчика очень важен, потому
что он является для него примером правильного мужского поведения – в
отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает
чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря
способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине
рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится
отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по
сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и
излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным.
Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это
и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери.
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу,
девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим
мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе,
воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане
эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной
экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности
способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку
спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы,
не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность,
выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у
девочки. Так,отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда:
«Хозяюшка растет!»,а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем,
займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к
детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если
у ребенка что-то не получилось,она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый
лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не
понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не
даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами
неудач.Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки
опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и
делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно,
чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление
мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен
на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин
лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации,
они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные
превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности
ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и
отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком
— два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать
минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой
минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте
уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком,
умеющим преодолевать трудности и не страшиться жизненных препятствий!
Памятка для родителей
1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность в вашей жизни!
2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.
4. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.
5. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.
6. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
7. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
8. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
9. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
10. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
11. Больше играйте со своими детьми, читайте книги, разучивайте стихотворения, общайтесь!
Желаем Вам успехов в развитии ребенка!
Источник
Согласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детёнышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всём мире.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость её наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познания о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Л. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
В одном из Московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределяли между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – лёг на диван и скачал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провёл всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».
В самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый дет, где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор. По существу, работ, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребёнка. Отец – не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться»,- часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребёнком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает. Вот подрастёт, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».
Установка на отстранённость часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности.
Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребёнка доверия и привязанности к отцу.
По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребёнка.
Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания – следовательно воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С.Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черту своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13 – 15 лет) она должна приучить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности.
У девочек, воспитывающихся без отца, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнср).
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающая постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребёнка.
Источник
Родительское собрание на тему:
«Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад № 19 «Василек» Касирова Л.О.
Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть особенности влияния матери и отца на становлении личности ребенка;
- развивать у родителей умение понимать собственного ребенка не ущемляя его прав
- воспитывать любовь, уважение к родителям и способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье
- обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье
- определить индивидуальные особенности общения родителей с детьми в семье с целью определения единых методов воспитания
Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас – о наших детях и о том какую роль в их воспитании играют мама , папа и в общем семья.
Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение ребенка к полезным и увлекательным хобби отца и матери.
Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Знакомьте ребенка с картинами великих художников (Пикассо, Шишкина и т.д.), получайте удовольствие , слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но разговаривайте с ребенком как со взрослым не сюсюкайтесь, правильные языковые навыки не сформируются. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать , главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией, акцентом.
Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память.
– Кто из вас родителей дому разучивает с детьми стихи? (кто какие стихи знает).
Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться ребенку. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению.
Задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенок захотел рисовать , вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.
Конечно, интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка – важное условие мира и совершенно необходимо ему для умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребенок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
Мы все знаем, что у детей ведущий вид деятельности это Игра. Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.
Как вы считаете, сколько игрушек – много или мало – должно быть у ребенка?
Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители. Ребенку будет куда интереснее играть с ним, чем с дорогими игрушками из магазина. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать – ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры.
Все хорошее и плохое в детях – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой, и тем самым создать приятную психологическую атмосферу в доме. Так как большое влияние на формирование личности ребенка оказывает то как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. В присутствии ребенка нужно обращать внимание на свое поведение, ведь дети любят подражать взрослым. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто повторяет – он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.
Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой Вам кажется наиболее действенным? Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком.
Дело в том, что похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Давайте, обсудим ситуацию, например:
– Ребенок, которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит «нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.
Каковы последствия такого воспитания? (В дальнейшем ребенок не будет помогать маме). Как бы Вы поступили, что бы сделали?
Да, если ребенок хочет что-то сделать, но ему это дается с трудом, надо похвалить: «Какой ты у меня молодец, стал совсем взрослым, мне помогаешь». Пусть даже если ребенок прольет сок, но дать ему донести стакан. С детьми гораздо легче, если их не порицать, а хвалить. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться похвалой и порицанием.
Скажите, у кого из вас есть время для занятий с ребенком?
Да, все мы всегда заняты, забот невпроворот и часто не хватает времени на общение с ребенком. Однако понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вынуждены работать с утра до позднего вечера. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам так плохо. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным, спойте песенку, расскажите сказку перед сном. Исследования показали, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии полусна. Папа, которого малыш не видел целый день, может уложить его в постель. Причем ребенок как можно чаще должен общаться со своим отцом. Если ребенок видит отца редко и только выслушивает нотации, он, скорее всего, будет воспринимать его как постороннего. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И скорее всего покорным и бесхарактерным.
Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей женам. Мужчина должен быть настоящим другом и помощником в домашнем воспитании. Гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.
Важно для себя уяснить, что нет ничего важнее воспитания ребенка. При этом следует отделять уход за ребенком и его воспитание. Это ведь не одно и тоже. Самое лучшее воспитание – это материнская любовь. И самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. При этом не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он мал. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияют на становление характера и способностей. При этом все время следует учиться у своего ребенка. Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.
Воспитывать ребенка – это значит все время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» – это основная цель воспитания.
Источник