Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие

Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие thumbnail

Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие

Социальная роль — поведение, которое ожидают от челове­ка окружающие в определенных ситуациях. Роль — способ поведения, задаваемый обществом. В роли присутствуют две состав­ляющие — базовая психологическая установка нашего «Я» и ожидания других людей. Например, социальная роль родителя заключается в социализации детей в соответствии с их индивидуальными способностями.

Успеха добивается родитель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ей (роли) обязанности.

Кроме социальных человек осуществляет и межличностные роли.

Межличностная роль — поведение, ожидаемое окружающими, согласно установившимся отношениям.

У каждого человека есть определенный круг общения, в котором он взаимодействует с людьми по-разному, в отношении одного — роль партнера, в отношении другого — друга и т. д.

В межличностном взаимодействии человек может играть роль лидера, отверженного, «клоуна» и т. д. В разных группах роли могут быть различны: свой, чудак, эрудит…

Усвоение ролей происходит очень рано, когда ребенок начинает говорить.

Роль партнера по контакту.

Если к ребенку обращаются — он должен слушать говорящего, а затем отвечать. При этом надо слушать, вникая и в содержание обращения и в состояние партнера: хвалить или возмущаться.

Роли межличностные.

В зависимости от того, чего ожидают от ребенка разные партнеры, он ведет себя по-разному. Ребенок рано «схватывает» личные особенности партнеров и понимает, какие личные особенности они приписывают ему. Усвоенные способы отношений ребенок может использовать для удовлетворения своих потребностей.

Роли групповые.

Это могут быть роли лидера и исполнителя, союзника и соперника, чудака, задиры и т. д. Они необходимы ребенку при групповом общении, для завоевания определенного положения в группе.

Роли социальные, которые ребенок должен постичь, чтобы легче адаптироваться в обществе. Это могут быть роли ученика, соседа, гостя, друга и т. д.

Усвоение роли идет через подражание, отождествление себя с родителями. Например, дочка убаюкивает куклу в роли «мамы».

Обычно в дошкольном возрасте дети осваивают в процессе социализации разные роли. В качестве примера приведем ролевой репертуар группы (дошкольный возраст с 4—5 лет):

–  лидер — с 4—5 лет член группы, за которым остальные дети признают право принимать решения (быть главным);

–  пассивный — легко приспосабливающийся. Ребенок, который принимает любую ситуацию, не выражая своего мнения (трудно понять, есть ли у него это мнение);

–  предпочитаемый — активный член группы, владеющий многими умениями, веселый. Охотно помогает другим детям;

–  агрессор — тиран, желающий быть главным, но дети не признают за ним этого права, реагирует жестко, озлобленно;

–  обидчивый — ребенок, одновременно просящий о помощи и отказывающийся от нее, если она (помощь) ущемляет его чувства;

–  отвергнутый, не принимаемый другими детьми в силу его индивидуальных особенностей;

–  любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите, помощи, особенно младший по возрасту или недавно поступивший в группу. Такую роль выделяют дети с 6—6,5 лет.

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли ребенком имеет личностную окраску, зависящую от его знания и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.

C:UsersViktorDesktopстаршие 068.jpgC:UsersViktorDesktopстаршие 109.jpg

♦  Для чего необходимо освоение многих ролей?

Ответ. Овладение ролями необходимо человеку для полноценного общения с окружающими.

В результате у человека появляется «позиция обобщенного другого лица». Это позволяет ему предвидеть, какой реакции ждет от него собеседник. При невозможности предвидения реакции другого лица полноценного общения не возникнет.

Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью.

♦  Почему человек должен заниматься освоением ролей всю свою жизнь?

Ответ. Потому что изменяется возраст человека, позиция в семье, профессиональный статус, его межличностные отношения и т. д.

♦ Почему предпочтительнее общаться с людьми, освоившими много ролей, имеющими большой ролевой набор?

Ответ. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он становится. Каждая новая роль изменяет человека. Процесс развития личности можно рассматривать как динамику освоения новых ролей.

Проблема.

Большинство детей с радостью готовятся стать школьниками и с интересом идут в школу. Однако освоение данной социальной роли для некоторых представляет определенные трудности. Почему они возникают?

Решение. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников. Он не освоил до школы роли в совместных играх, не научился принимать правила. А в школе надо соблюдать правила поведения на уроке, присущие новой социальной роли ученика. Детям дошкольного возраста очень важно играть в сюжетно-ролевые игры. В играх дети, усваивая социальный опыт, могут имити­ровать социальные роли окружающих.

Читайте также:  Игры в детском саду на развитие эмоциональной сферы ребенка

Проблема.

Саша был робким мальчиком, но воспитатель по возможности каждый раз поручала ему роль, в которой требовалось проявление храбрости. Станет ли Саша в дальнейшем более храбрым?

Решение. Да, станет. Входя в образ храброго, стараясь долго «казаться» им, Саша можем стать таковым. Через смену ролей, поручаемых детям, взрослый должен развивать в детях те или иные качества личности.

Организуя с детьми сюжетно-ролевые игры, необходимо обращать внимание на характер ролевого поведения, чтобы ребенок мог выполнять в игре главные и второстепенные роли.

По окончании игры необходимо обсуждать выполнение ролей, правил, принимаемых детьми в игре. Это позволит сохранить положительное отношение к роли и понимание того, как можно было бы ее исполнить. Такое обсуждение развивает творческие способности детей, а также относительно свободное поведение.

Проблема.

Воспитатель назначил Мишу-забияку главным дежурным в группе. Какую цель преследовал воспитатель, давая эту роль Мише?

Решение. Воспитатель хотел, изменяя роль Миши и задавая соответствующее предписание для выполнения новой для него роли, изменить его поведение. В новой для себя роли Миша добился хорошей организации порядка в группе. Новый ролевой навык сыграл положительную роль в развитии и закреплении организаторских качеств Миши.

Усвоенное ролевое поведение в дошкольном возрасте поможет ребенку в дальнейшем правильно строить свое поведение в школе.

Проблема.

В начальной школе ребенок осваивает новые социальные роли: отличника, троечника, лентяя и др.

Если ребенок и хотел бы быть отличником, но ему трудно добиться успехов, и взрослые не помогают ему в этом, происходит изменение роли (более легкий путь), например, на позицию троечника. А если и эту роль не удается сохранить, остается роль «классного шута». Неудачи обычно огорчают ребенка, но он привыкает к роли. Что надо иметь в виду, когда ребенок будет осваивать школьные роли?

Решение. Первые приобретенные роли обычно сохраняются и во 2-м, 3-м и даже 10-м классах. И они могут стать главными в жизни, что может отрицательно сказаться на личностных качествах, выборе профессии и т. д. Со стороны взрослых (учителей и родителей) должна оказываться действенная помощь ребенку в том, чтобы он принял роль, которая в большей степени будет способствовать его развитию. Поэтому надо создавать условия для изменения отношения ребенка к себе и окружающих к нему как в условиях детского сада (затем школы), так и в семье.

Учитывая значимость рассматриваемых вопросов для нормального психического развития дошкольника, его успешной социализации и определения жизненного пути в дальнейшем, необходима совместная работа воспитателя с семьей. Об этом необходимо проводить беседы с родителями, побуждая их задумываться о ролевом поведении как собственном, так и своего ребенка.

Подготовил воспитатель

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№29 «Аист» комбинированного вида г.Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ

Консультация для педагогов

«Ролевое поведение ребенка и его психическое развитие»

Подготовила и провела: учитель-дефектолог Трамбукина С.О.

2018 год

В структуре сюжетно-ролевой игры центральным компонентом выступает роль — общественно принятый способ поведения людей в различных ситуациях (Д.Б. Эльконин). В игре дети выполняют различные роли, количество которых с возрастом увеличивается примерно до 10. Не все роли даются дошкольнику одинаково хорошо, 2 – 3 из них выделяются как любимые. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют ядро роли. Поэтому усвоение ролевого поведения ребенком выступает мощным средством развития произвольности, как ведущей личностного качества. Ребенок учится выстраивать свое поведение, подчиняясь требованиям к роли, как общественно одобряемого образца поведения. Выполняя роль, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, уступает личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает этические оценки. Хотя и хочется попробовать конфету продавцу, но он этого не делает. Выступая в разных ролевых позициях, ребенок воспринимает ситуацию с разных точек зрения: если водитель автобуса вдруг захочет изменить маршрут — «пассажиры» будут протестовать. Это способствует развитию у ребенка понимания других людей на основе усвоения механизма децентрации. Вместе с тем, глубоким становится и понимание своих обязательств относительно других людей. Ранее девочка капризничала, была упрямой, маме с ней было трудно. Выполняя роль мамы в игре, она поняла, как важно, чтобы дочь была послушной. Итак, сюжетно-ролевая игра формирует у ребенка навыки социальной перцепции и взаимодействия, учит ребенка ценить положительные взаимоотношения между людьми, раскрывает взаимозависимость между ними.

Читайте также:  Фото развития ребенка в утробе до рождения

Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа.

– ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);

– ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);

– ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.

Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т.4е. он хорошо знает эту реальность), а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как доктор), но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.

Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Игры старших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У малышей такой потребности еще нет. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя.

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка до года

С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и больше.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Источник

Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, событии). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

· планомерное обогащение жизненного опыта;

· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

· своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода. Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

На 3-ем году жизни игра может развиваться за счет словесных форм воображения. Это доступно детям этого возраста. Н.Ф. Тарловская является автором педагогических технологии сюжетно-ролевой игры, изложенной в программе «Радуга». Для третьего года жизни автором предложены игры способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Н.Ф. Тарловской как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.

На 4-ом году жизни Н.Ф. Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию, выделяя при этом два способа подготовки детей к принятию ролей:

· организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;

· эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Н.Ф. Тарловская предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М. Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей 3-4-го года жизни предлагаются следующие приемы руководства:

1. Обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности.

2. Исполнение воспитателем главной роли.

3. Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.

4. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

5. Сюрпризное появление игрушки.

6. Создание воображаемой ситуации.

7. Совет, напоминание.

8. Обновление игровых уголков.

9. Введение игрового тренинга, правил поведения.

10. Разыгрывание воображаемой ситуации.

11. Внесение образных игрушек.



Источник