Роль занятий творчеством в развитии ребенка

Краткий план работы:

  1. Введение
  2. Значение детского творчества для развития личности ребенка
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

 «Истоки творческих способностей и дарования детей 

 – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут 

 тончайшие ручейки, которые питают источник творческой 

 мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в 

  движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с 
орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для 
этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие 
руки с природой в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, 
чем больше мастерства и творчества в детской руке, тем умнее 
ребёнок». 

 В.А. Сухомлинский. 

Дети, это самое прекрасное, что есть в жизни каждого человека. 
Большинство родителей недооценивают роль творчества в развитии ребёнка. Без занятий творчеством становится невозможным полноценное развитие малыша. 

Эстетическое развитие ребёнка, формирование базиса его личностной культуры не может осуществляться без привлечения детей к занятиям изобразительной деятельности. Развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, способствуют формированию у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. 

В.А. Сухомлинский писал, «что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Важно развить интерес, желание у ребёнка творить красоту, открывать для себя окружающий мир через художественную деятельность, сформировать положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с искусством, жажду к изобразительной и декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. 

Значение детского творчества для развития личности ребенка

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, педагоги и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность,  креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Читайте также:  Консультация на тему развитие творческих способностей ребенка

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего «учитель» (воспитатель в детском саду), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

  • ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
  • раннее выявление творческих способностей и их направленности;
  • формирование мотивации к творческой деятельности;
  • нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
  • создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без — включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

Заключение

Таким образом, воспитание творческой личности — насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности воспитанника. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность ребенка.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? Общечеловеческими, которые вне меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Читайте также:  Дневник развития ребенка до года скачать

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность нравственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств,  их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.
  2. Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.
  3. Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т.1. – С. 48

Источник

Екатерина Афанасьева
Роль художественного творчества для развития ребенка

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос неординарной, яркой личностью, творцом своей жизни. Но для того, чтобы этим мечтам было суждено осуществиться не достаточно лишь “не мешать” – родители должны принимать активное участие в творческом развитии своего ребенка. И пройдет немало времени, прежде чем бутон раскроется и задатки превратятся в способности и таланты.

Можно с уверенностью сказать, что художественно – творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве.

Для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.

Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие творчества у детей с нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ребенок – дошкольник не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал», дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).

Всем уже хорошо известно, что художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка, начиная с момента появления на свет.

В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей дошкольного возраста, и главное, к их возможностям, резко изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься еще задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Художественная деятельность неотделима в дошкольном возрасте от познавательной. Исследуя различные материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами, расширяя свой сенсорный и эмоциональный опыт, что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие в целом. К тому же, развитие мелкой моторики работа с различными материалами и инструментами в свою очередь стимулируют развитие речи.

Кроме того, совместное художественное игротворчество – это еще один способ общения взрослого с ребенком и другими детьми. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает ваши взаимоотношения с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни.

Поэтому творческое развитие – это не столько приобретение каких – либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, развивать речь, окунаться в неизведанное, творить.

Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке,пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются своему произведению.Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Кроме того, ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т. д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать. А значит, общаясь с ним, и развивает речь ребенка.

Читайте также:  Ребенок с задержкой психического развития в детском саду

Чрезвычайно высока роль рисования, лепки, конструирования и другой деятельности в интеллектуальном развитии ребенка – способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.

Художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка.

Источник

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности

Одним из важнейших вопросов детской  педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.

Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. [1].

Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.

Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.

На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера ребенка. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать ,придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы – показатель умственного развития.

Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно – эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности  (умение сопереживать , чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и д.р.),формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. [2].

Таким образом, говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа.

Литература

1. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности. Статья первая. // журнал «Дошкольное воспитание» № 9 -2009 г.

2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4.

Источник