Роль закаливания в развитии ребенка

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.

Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.

Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.

В организме все жизненные процессы сопровождаются образованием тепла. Выработка тепла и его отдача во внешнюю среду для нормального теплового состояния организма должны быть уравновешены.

На интенсивность теплоотдачи влияют метеорологические условия (температура, влажность воздуха, сила ветра), а также одежда.

Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.

Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.

Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:

  • сужение или расширение кожных капилляров,
  • совершенствуется безусловные рефлексы,
  • повышается тонус скелетных мышц,
  • вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.

Виды закаливания.

Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20, для детей раннего возраста – 20 – 22, относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.

Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18 С.

Закаливание водой.

 Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.  

Закаливание солнечными лучами.

В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.

Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.

Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.

Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.

2.Принципы _        закаливания.

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

  И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.

Читайте также:  Влияние состояния здоровья ребенка на его развитие

Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.

При проведении закаливания необходимо соблюдать:

  1. Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
  2. Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
  3. Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов.
  4. Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход.
  5. Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.  

Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.

Гигиенические требования.

Схема проведения воздушных ванн в помещении

Возраст ребенка (в годах)

Продолжительность ванны, мин.

Температура воздуха в помещении

Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе

До 1 года

1-2

2-3

3-4

4-5

5-7

1-5

3-5

4-6

5

10

15

22-20

19-16

18-15

18-14

-10

-15

-15

Температура воды для влажных обтираний

Возраст детей (в годах)

Начальная

Предельная

Зимой

Летом

Зимой

Летом

До 1 года

1-3

3-5

5-7

36

34

34

32

35

33

32

30

30

28

26

24

28

25

24

22-20

Температура воды для обливания ног

Возраст (в годах)

Начальная

Предельная

Зимой

Летом

Зимой

Летом

1-3

3-7

36

33

35-33

32

24

28

22

16

Схема проведения свето – воздушных ванн

Возраст

Минимальная температура воздуха

В тени

Время проведения ванн (мин)

Температура воды для обливания после ванн

Первая

Последняя

Первая

Последняя

3-6 месяцев

6-12 месяцев

1-2 года

2-4 года

25-23

23-22

22-20

20-28

2

3

5

5

15

30

45

60

36

36

36

36

30

28

26

22

3.Организация закаливания в детском саду.

Организация закаливающих процедур в детском саду требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.

  1. В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
  2. В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
  3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
  4. Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.

Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.

На основе рефлекторной деятельности организма ответные реакции являются общими, а не местными. Так, после обливания стоп холодной водой изменяется температура кожи не только на стопе, но и на лбу и носу, изменяется также тонус кожных сосудов предплечья, частота пульса, объем легочной вентиляции, кровяное давление.

4. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.

Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.

Следует помнить:

  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
  • Комплексное использование всех природных факторов.
  • В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

5.Организация закаливающих процедур в конкретном образовательном дошкольном учреждении.

Методические рекомендации воспитателям старшей группы сада № 131 (ЗПР)

  1. Обязательно соблюдать постепенности и систематичности.
  2. Строго индивидуальный подход.
  3. Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
  4. Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
  5. При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
  6. Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30 – 40 минут после приема пищи.

 В данном детском саду в настоящее время вся оздоровительная работа строится на основе анамнеза развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его заболеваемости.

Особое внимание уделяется закаливающим процедурам, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Читайте также:  Развитие ребенка во время беременности с картинками

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья», индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.

Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведением закаливающих процедур.

Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.

Список литературы:

  1. Развитие движение ребенка – дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975
  2. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
  3. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛОДОС, 1999. – 144 с.
  4. Аршавский И.А. ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990. – 30с., ил. – (Физкультура для здоровья).  

Источник

                               Консультация для родителей.

Тема: «Роль закаливания в жизни ребенка».

Подготовил:  Скворцова О. А. инструктор по физической культуре (плаванию)

Умывание — самый доступный вид закаливания водой. Детям с возраста 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 с до 2 мин) проводят после воздушной ванны.

Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 с водой с температурой 38 °С; затем здоровых, крепких детей обливают в течение 3-4 с водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных — 28 °С. В первом случае проводят 4-разовое чередование воды, во втором — 3-разовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.

Закаливающим эффектом обладает и гигиенический душ, если он завершается обливанием холодной водой. В домашних условиях вместо обливания ног можно использовать такой способ закаливания, как «топание в тазу» в течение 2-5 мин, а также игру с водой (местная ручная ванна). Начальная температура воды при этом — 28 ° С, постепенно она снижается до комнатной. Закаливает и обычное ежедневное купание в ванне, если оно проводится при температуре воздуха не выше 22 ° С, воды — 35 ° С и завершается обливанием более прохладной (32 °С) водой.

Купание в реке, озере, море разрешается детям после 2 лет 1 раз в день при безветренной погоде, если температура воды не ниже 23 ° С, а воздуха — не менее 25 °С. Продолжительность купания — до 5 мин. Глубина при этом должна быть не выше пояса детей. В купании ребенка в открытом водоеме обязательно должен участвовать взрослый. После купания малыша следует вытереть, надеть панамку и не держать его долго на солнце.

Прекрасной закаливающей процедурой для детей дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием с грудными детьми (начиная с 3-4 недель жизни), благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом. Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Занятия проводятся дома и в бассейне. Грудным детям разрешение на занятия плаванием дает участковый педиатр.

Закаливание воздухом 2-3-летних детей проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (рук до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже – 10 °С.

Очень полезная закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний, — хождение детей босиком. Приучать к нему ребенка нужно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном одеяле или ковре, затем в теплые летние дни ему позволяют несколько минут побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность хождения босиком не должна превышать 30-40 мин в день. Постепенно она увеличивается.

Читайте также:  Тест на психомоторное развитие ребенка в 5 лет

Когда малыш приучен к таким условиям, ему можно позволить короткое время побегать босиком зимой по полу теплой квартиры, летом — по нагретому солнцем асфальту. Дошкольник, приученный к хождению босиком в теплой комнате зимой, может с пользой для здоровья в теплое время года бегать без обуви постоянно и дома, и во дворе.

Одно из самых эффективных закаливающих средств — солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.

Лучшая пора для закаливания — лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.

Сосновые и лиственные леса, озера и реки средней полосы страны — лучшее место для отдыха детей. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен, таит в себе большую целебную силу. Свежий сухой воздух, содержащиеся в нем мельчайшие частицы эфиромасличных веществ очищают легкие, укрепляют сердечно – сосудистую систему, повышают общий тонус организма.

Если родители отдыхают с детьми на юге не больше месяца, то им нужно учесть, что адаптация ребенка к новому климату (равным образом, как и адаптация по возвращении домой) протекает у него более длительно и болезненно, чем у взрослых, и продолжается около 2 недель. Поэтому пребывание на юге маленьких «северян» если и целесообразно, то на протяжении 2-3 месяцев, кроме случаев, когда дети нуждаются в специальном лечении.

Во время отдыха на юге ребенка в течение первой недели обтирают по утрам после гигиенической гимнастики подогретой до 28-30 ° С морской водой, постепенно снижая ее температуру до обычной в море. Только после этого можно начинать морские купания.

Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры, до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду.

Длительность купания с 2-3 мин может быть постепенно увеличена до 10 мин при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч). Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести в тень.

Категорически запрещается детям входить в море сразу после солнечной ванны или оставаться в мокрых трусах после купания.

Нельзя допускать и их длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело подвергается солнечному облучению.

Максимальная частота купания детей-дошкольников — 2 раза в день. На юге следует особенно осторожно относиться к пребыванию детей на открытом солнце. Оно может приносить им не только пользу, но и вред. Продолжительное пребывание чревато опасностью солнечных ожогов, особенно если кожа ребенка очень бледная и нежная. Ребенка нужно раздевать постепенно, чтобы он большую часть времени находился под прикрытием одежды или тента. Это предохранит его от солнечных ожогов.

Прогулки на свежем воздухе также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в «кружевной тени» (под деревьями). Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

Во время прогулки не следует закрывать малышу нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух — хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.

Задача родителей — оказать на него определенное психологическое воздействие, чтобы ребенок понимал необходимость закаливающих мероприятий для его здоровья.

Источник