Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка
«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.
Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его действия в «реальные». Для ребенка игрушки служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.
Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах.. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методов коррекции душевных переживаний ребенка. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.
Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить-значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.
Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.
Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не падают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушает его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык поможет ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень цениться умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.
Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, на в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.
Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.
Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками-стоит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьезных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.
Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках их двух-трех действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.
У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими.
У 5-6- летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.
Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, но новому употребить самые необычные предметы. В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им.
В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры-осуществить взятую на себя роль. Результат – эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры.
Играя с ребенком, важно:
-воздержаться от критических замечаний;
-не выходить из роли, пока не закончилась игра;
-отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;
-быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;
-чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;
-подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;
-предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;
-создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.
В заключении хочется отметить еще раз очень важное значение грамотного участи взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско -детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игр взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый.
Конечно, же самое главное, чтобы взрослые и дети получали искренне удовольствие от деятельности.
Источник
Ольга Писарева
Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Игра представляет собой особый вид деятельности, который, зарождаясь в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Основными функциями зарождающейся в младшем дошкольном возрасте игровой деятельности выступают: освоение предметного мира, овладение способами действий с предметами, ознакомление с их свойствами, качествами и назначением.
Зародившись, игра начинает определять важнейшие качественные изменения в психическом развитии ребенка: способствует формированию способности производить действия в умственном плане, осуществлять психологическую замену реальных объектов. Игра становится и своеобразным “полигоном” для первых социальных проб детей, освоения способов решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Поэтому важнейшей задачей психолого-педагогической практики является организация руководства взрослым игровой деятельностью детей, в ходе которого создается специальное пространство для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Данные психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский,А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) свидетельствуют о необходимости специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, раскрывая особенности руководства взрослым игровой деятельностью детей,различают две тесно связанные составляющие: совместную игровую деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой у детей формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель, непосредственно не включаясь в игровую деятельность, создает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Вместе с тем, проблема обогащения игровой деятельности современных дошкольников и формирования их игровых предпочтений, в настоящее время, вызывает растущую озабоченность, как педагогов так и психологов. Отмечается происходящие изменения в детской субкультуре и, связанная с этим, деградация традиционной детской игры.
Так В. В. Абраменкова и В. Т. Кудрявцев констатируют некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Согласно их данным, развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. А игровая деятельность младших дошкольников при этом остается, в достаточной мере, предметной, и, зачастую, представляет собой просто отдельные игровые действия с игрушками. Ребенок как-бы “застревает” на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. Даже младшие дошкольники, имеющие достаточный социальный опыт, умеющие общаться и вполне овладевшие необходимыми навыками предметных действий, продолжают по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если и присутствует, то однообразен, стабилен. Младшие дошкольники не умеют самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен – обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Оздоровление игры невозможно без осознания взрослым своей ведущей роли в обогащении содержания детских игр, ведь “именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившийся смысл эмоционально переживание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей деятельность“.
Таким образом, руководство взрослым игровой деятельностью облегчит младшим дошкольникам становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нем.
Источник
Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка
Довольно долго в практике и теории детского воспитания господствовал узкодидактический подход к игре как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога сводилась лишь к созданию условий для игры, обеспечению ее игровым материалом.
В последние десятилетия ведущим стал принципиально иной подход: игра рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился и взгляд на позицию воспитателя. Он должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в «детском обществе».
Такая позиция очень ценна для педагогики, ибо обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в их процессе общественно ценных качеств, положительного стержня личности. Справедливость такого подхода доказана практикой детского воспитания и целым рядом специально проведенных исследований. Руководство игровой деятельностью — тонкий и сложный процесс.
Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.
Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования (Семушина Л. Г., 1979; Зворыкина Е. В., Новоселова С. Л., 1981; Панько Е. А., 1986), и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:
♦ наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
♦ проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
♦ обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
♦ организовать начало игры, побуждать детей к игре;
♦ проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
♦ широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;
♦ изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;
♦ включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
♦ прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
♦ предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
♦ регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;
♦ обсуждать и оценивать с детьми игру.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле. Если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.
Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.
Детские объединения, возникающие на основе полного «подчинения — подчиненности», могут оказывать вредное влияние как на подчиненных, так и на подчиняющих. У первых подавляется активность, самостоятельность, творчество, у вторых — не воспитывается умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с их желаниями.
Более благоприятные условия для формирования общественных качеств создает объединение на основе «частичного подчинения — подчиненности». В этом случае у подчиняющего не только проявляются организаторские способности, но и возникает умение считаться с замыслами «подчиненного» товарища, активность которого при этом не подавляется. Такое объединение создает благоприятные условия «передачи» основ общественных качеств от подчиняющего к подчиняемому. Положительное влияние на развитие общественных качеств оказывает объединение, основанное на равенстве. В таких ситуациях создаются благоприятные условия для воспитания у детей активности, инициативы, творчества, умения считаться с желанием, замыслом товарища.
Своеобразие поведения детей в этих «малых группах» определяет особую педагогическую задачу для каждой из них. Так, например, наиболее активных детей надо учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, а у детей, значительно уступающих им по активности, необходимо развивать инициативу, самостоятельность. Важно найти верный путь управления детскими объединениями. Воспитатель должен стремиться к созданию групп на основе «частичного подчинения — подчиненности » и «равенства» и к устранению группировок, созданных на основе «полного подчинения — подчиненности».
Оптимизация положительного и нейтрализация отрицательного взаимовлияния детей оказывается тем успешнее, чем в большей степени, изменяя состав игровых микрогрупп, педагог учитывает межличностные отношения детей, их стремление к совместной деятельности, индивидуальные особенности.
Источник