Роль взрослого в развитии ребенка младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Удовлетворяет он и потребность во впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.
Двигаясь в пространстве с помощью взрослого, оно имеет возможность видеть больше предметов, прикасаться к ним, схватывает их. По инициативе взрослого возникают основные слуховые и осязательные впечатления.
Положительное эмоциональное отношение ребенка к взрослому, очевидное удовольствие от общения с ним оказываются уже в комплексе оживления. Такое отношение усиливается течение всего младенческого периода. Эмоциональное общение со взрослым существенно влияет на настроение ребенка.
Своим появлением он поднимает настроение ребенка, побуждает к действиям, к которым перед этим она относилась равнодушно. К концу 4-б-месячного возраста общение со взрослым приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих: знакомому взрослому радуется, незнакомый может вызвать у него страх.
Потребность в эмоциональном общении, которая имеет важное значение для развития ребенка, может вызвать и негативные проявления. Если взрослый постоянно находится с ребенком, он привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если ее хотя бы на минуту оставляют одну.
При правильном применении методов воспитания характерно для начала младенческого периода непосредственное общение (общение ради общения) уступает место общению по поводу предметов, игрушек, а затем перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка.
Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает внимание к предметам, демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит как в руководстве со стороны взрослого действиями ребенка, так и в том, что младенец, не имея возможности выполнить какое-то действие, обращается за помощью и содействием взрослого. Большое значение в их совместной деятельности имеет способность подражать действиям взрослого, которая открывает широкие возможности для обучения.
В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего она воспроизводит показанное ему действие не сразу, а через некоторое время, даже через несколько часов. Иногда подражание возникает после многократного показа. К концу младенческого возраста дети проявляют большую способность к подражанию, повторяя за взрослым разнообразные действия.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для его психического развития. Уже в младенческого возрасте ярко проявляется общая закономерность его психического развития – психические процессы и качества формируются у нее под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В связи с зависимостью от взрослых отношение младенца к действительности и к себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. То есть отношение ребенка к действительности является социальным отношением.
Сразу после рождения младенец еще не нуждается в общении с окружающими людьми, это возникает под воздействием следующих условий:
1) объективная потребность младенца в уходе и заботе взрослых. Только благодаря постоянной помощи близких людей ребенок может выжить в этот период, поскольку еще не способен самостоятельно удовлетворять свои органические потребности. Заинтересованность во взрослом вовсе не является потребностью в общении.
В первые дни после рождения ребенок учится использовать взрослых для преодоления дискомфорта и получения того, что ей необходимо, с помощью различных криков, хникання, гримас. Младенец в этот период не адресует своих сигналов конкретному лицу, оно еще не общается;
2) обращенная к ребенку поведение взрослого. С первых дней появления ребенка на свет взрослый обращается с ней так, будто она может включаться в общение: разговаривает с ней, ищет знаков, по которым можно считать, что ребенок включилась в общение.
Сначала ребенка привлекает к общению взрослый, позже у него самого возникает потребность в этом. Важнейшим средством общения в младенческого возрасте является экспрессивные ДЕЙСТВИЯ (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).
“Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он оценивает его поведение, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если он ведет себя не так, как нужно. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.
Итак, роль взрослого в общении с ребенком является одной из главных предпосылок успешного развития ребенка и социализации его в человеческой среде.
Чистим организм – советы натуропата
Итак, вот-вот осень. А в природе, как говорится, нет плохой погоды, а значит и у врачей-натуропатов не любимой, или такого-себе времени года нет.
Для каждого сезона у меня свои советы говорит натур …
Питание и знаки зодиака
Рацион согласно знаков зодиака.
Не для кого не секрет что каждому знаку зодиака подходит тот или иной рацион питания. В этой статье описаны продукты наиболее подходящиее соответствующему знаку зодиак …
Осенняя сказка с несчастливым концом
Она шла по тропинке осеннего парка, бесцельно кидая в разные стороны красочные осенние листья. С каждым шагом носы новых супермодных осенних ботинок ярко сверкали в лучах солнца. Но какой в этом теп …
Источник
Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.
С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать её прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать её возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребёнка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.
Маленький ребёнок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание не его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.
Ребёнок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребёнка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребёнок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.
Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребёнка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растёт спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребёнка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.
Умение ребёнка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом.
Любовь к ребёнку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.
Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребёнка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.
Категорически запрещается высмеивать ребёнка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте формируется самооценка.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя ребёнка оставлять в бездеятельном состоянии. И все же ребёнок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к на птичка прилетела!».
Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются.
В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребёнок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Ещё хуже, когда взрослый пытается наказать ребёнка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»
Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует спокойно и грамотно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребёнок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребёнок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего.
Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребёнок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если взрослый говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.
В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетённом состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т.п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми.
Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, взрослый должен чутко реагировать на изменения самочувствия и настроения детей.
Источник
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
· оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
· оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
· оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
· экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п.
· предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
· речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:
· внимания и интереса ребенка ко взрослому;
· эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
· инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
· и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется т.н. комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т.е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей), но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических) по принципу: появление дискомфорта ® крик ® внимание взрослого ® устранение дискомфорта этим взрослым. Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
Выделим сначала основные параметры общения у детей этого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):
1) форма общения:
· ситуативно-личностная;
· ситуативно-деловая (1-3 года);
2) содержание потребности в общении:
· доброжелательное внимание взрослого;
· потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
3) ведущий мотив общения:
· личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
· деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
· неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;
· развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);
Перед тем как мы рассмотрим негативные последствия, возникающие в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка в этом возрасте , необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и ввести ряд понятий.
Депривация – неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Выделяют несколько типов депривации:
· сенсорная – заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;
· двигательная;
· социальная – среди ее примеров такие хрестоматийные случаи как Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое – например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства Мы, завистливость и чрезмерная критичность.
Итак, что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности общения с близким взрослым в этом периоде? Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:
· отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше);
· отставании в умственном развитии;
· трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
· недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
· двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений. Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3 слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной активности в этом возрасте;
· сниженном общем коэффициенте развития.
Выше были названы три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная. Все три присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа (далее как ДУИТ), в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным), а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы 2 условия, которых лишены дети из ДУИТ: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
Рассмотрим коротко специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Самоидентичность – чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из ДУИТ она сформирована недостаточно. Так например, они позже других узнают себя в зеркале; пугались и плакали, если видели себя в зеркале в непривычном виде (комок ваты, спрятанный под платок). Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3 -лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».
Источник