Роль взрослого в развитии ребенка картинки
Ильина Анна
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения “
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.
Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М. И. Лисина):
1. Внимание и интерес к другому.
2. Эмоциональное отношение к другому.
3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий — содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение с взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение со сверстниками. Важно понять отличия общения детей с взрослыми и со сверстниками.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
2. Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
ОБЩЕНИЕ
Ребенок учится:
– говорить и делать как надо;
– слушать и понимать другого;
– выражать себя;
– управлять другими;
– вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения,которое можно отнести к одному ил 3-х типов:
Эгоистическое:
– безразличие к другим;
– интересы сосредоточены на предметах;
– грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
– высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное (характерно для детей 3—5 лет как естественное):
– стремление к первенству во всем;
– знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
– другой — конкурент, которого нужно превзойти;
– стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);
– завистливость, обидчивость.
Гуманное:
– другой как Человек;
– чувствительность к желаниям и интересам других;
– охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость;
Как учить общаться
Прежде всего, необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.
Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей:
1) организация совместной 2) формирование субъективного
предметной деятельности взаимодействия между детьми
1. Ребенок сосредотачивается 2. Гуманные чувства, чуткость к
на игрушке, а акт общения сводится к тому, состояниям другого
чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач, но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).
Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития, дошкольники не могут удерживать конечную цель действий, и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.
Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей,необходимо:
– знать социометрический статус ребенка;
– индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
– как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми.Педагогам нужно:
– снизить безапелляционность требований;
– ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
– увеличить число позитивных оценок;
– поощрять успехи в познании и доброжелательное отношение детей друг к другу;
– индивидуализировать общение;
– аргументировать требования;
– не давать ярлыков.
В повседневной жизни:
– направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
– формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);
– снизить соревновательное начало;
– минимизировать предметность общения;
– учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).
Список используемой литературы:
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
2. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. – М., 1984.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
5. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 77.
6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 1996.
9. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Источник
Определение 1
Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.
Общение между взрослым и ребенком и его роль
Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:
- Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
- Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
- Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.
Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.
Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.
Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.
Функции взрослого в жизни ребенка
От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.
Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.
С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.
Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:
- организацией совместной деятельности,
- педагогическими ситуациями,
- показом.
В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.
Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.
Замечание 1
Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.
Влияние взрослого на развитие ребенка
Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.
К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.
Замечание 2
Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.
Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.
Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.
Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.
Источник
светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:
1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:
– для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
– при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
– взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
– ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
– экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т. п.
– предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
– речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:
– внимания и интереса ребенка ко взрослому;
– эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
– инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
– чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:
– появление дискомфорта;
– крик;
– внимание взрослого;
– устранение дискомфорта этим взрослым.
Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:
– отсутствии сформированной речи;
– отставании в умственном развитии;
– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
– недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
– двигательной вялости и компенсационных движения.
– сниженном общем коэффициенте развития.
Три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная – присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.
Источник