Роль взрослого в развитии ребенка диплом

Роль взрослого в развитии ребенка диплом thumbnail

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы общения дошкольников в современной науке. 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы общения детей в науке. 6
1.2. Динамика коммуникативного развития детей в онтогенезе и при патологии. 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению процесса общения детей со взрослыми. 22
2.1 Диагностические методики изучения процесса общения дошкольников со взрослыми. 22
2.2 Показатели сформированности навыков общения детей со взрослыми. 29
2.3 Рекомендации к устранению нарушений общения у детей со взрослыми 35
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Список литературы 49

Введение

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — внимание, память, восприятие, мышление, воображение — опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Особая роль общения со взрослыми неоднократно подчеркивалась Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейном. Они справедливо считали, что общение с взрослыми влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка, внося изменения в его психику. Отношения с взрослыми существенно влияют на развитие ребенка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье дошкольника, в
развитии творческого потенциала личности.
Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные им в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения его с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, развития его личности.
Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (А. В. Рузская, Е. О. Смирнова и др.).
В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения воли взрослого в развитии ребенка как проблемы комплексной.
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении рекомендаций по усовершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста со взрослыми.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе воздействия взрослых на развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности, присущие развитию детей дошкольного возраста под воздействием взрослых.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности роли взрослого в развитии детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ проблемы общения дошкольников в современной науке;
2. Исследование процесса общения детей со взрослыми;
3. Формирование рекомендаций к устранению нарушений общения у детей со взрослыми.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина), о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми (А.Г.Рузская, С.Л.Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы методы: 1. Теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Практические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка данных.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, которые посещают группу МОУ детского сада № 355, Дзержинского района, г. N.

Заключение

Проведя теоретический анализ общей и специальной психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, т. е. решая первую задачу нашего исследования мы приходим к выводу, что общение – является процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нём лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Далее нами было описана динамика развития общения в онтогенезе. Мы пришли к выводу, что общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность»
Решая вторую задачу нашего исследования мы делаем вывод, что процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Изучение характера общения обнаруживает преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей более раннего возраста. Предпочитаемым видом общения является общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.
Наличие речевых расстройств приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Решая третью задачу данной работы, мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня развития общения со взрослыми детей дошкольного возраста. Целью нашего эксперимента мы обозначили изучение особенностей общения со взрослыми дошкольников. В ходе исследования мы применили три методики по изучению данной проблемы – это «Диагностика форм общения», «Изучение навыков культуры общения со взрослыми» и «Изучение отношений дошкольников со взрослыми». При обработке результатов диагностического исследования нами было выявлено 40 % детей с низким уровнем сформированности общения со взрослыми, 40 % детей со средним уровнем и 20 % детей с высоким уровнем.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся, прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Во-вторых, имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. В-третьих, преобладающей формой общения со взрослыми у детей 5-6 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Таким образом, для детей с нарушениями речи требуется специальная работа по коррекции и развитию общения со взрослыми. Поэтому нами был предложен ряд рекомендаций по устранению нарушений общения. В них вошли цель, задачи, этапы и коррекционные приёмы по развитию общения детей со взрослыми с нарушениями речи. Так же мы описали рекомендации родителям по развитию культуры общения и навыков общения со взрослыми.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2011. 345 с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 2010. 257 с
3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 2009. 388 с
4. Бодалёв А.А, Об изучении общения // Психология общения, – М., 2009. 145 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2012. 254 с
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском возрасте. – М., 2011. 241 с
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2012. 157 с
8. Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. – М., 2009. 234 с
9. Дубровина И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2009. 211 с
10. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребёнка дошкольного возраста в группе сверстников. Автореферат. – М., 2011. 301 с
11. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. – 2012. – № 2. С. 86-93
12. Калягин В.А. Логопсихология. – М., 2009. 266 с
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, 2010. 236 с
14. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 2011. 347 с
15. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. – М., 2012. 425 с
16. Косякова О.О. Логопсихология. – Ростов, 2009. 411 с
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2011. 346 с.
18. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения. Автореферат. Новокузнецк, 2012. 256 с.
19. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2013. 813 с.
20. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М: Просвещение, 2010. 278 с.
21. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Стерхиной, – М., 2010. 421 с
22. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А.Бодалёва и Р.Л. Кричевского. – М., 2009. 288 с
23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2012. 257 с
24. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 415 с
25. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2012. 348 с
26. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г, Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2011. 274 с
27. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2009. 153 с
28. Развитие общения у дошкольников. – М., 2011. 255 с
29. Ребёнок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М; Воронеж, 2009. 341 с
30. Сатышева С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей. Автореферат. – Новокузнецк, 2009. 363 с
31. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. – Л., 2011. 290 с
32. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996 – № 1. С. 57-89
33. Социальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 241 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2013. 157 с.
35. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада. / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М., 2012. 276 с
36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2011. 316 с
37. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2009. 258 с.
38. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 317 с

Источник

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Источник