Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка thumbnail

Светлана Бондарева
Роль взрослого в развитии познавательных интересов у детей

Как хочется нам вырастить своих детей не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это невозможно, если ребенок обладает нестандартным, творческим мышлением. Значит, детей необходимо учить мыслить, фантазировать, придумывать новое, что, несомненно, формирует гибкость и оригинальность мышления.

Активность детей постепенно переносится с процесса действия на его результат, проявляется стремление и умение предвидеть конечный результат, итог своих действий. Ребенок способен самостоятельно поставить несложную цель, наметить пути, ведущие к ее достижению. Способен, это не значит умеет. Если не помочь, не направить, возможности останутся скрытыми и не превратятся в умения.

Немалую роль в формировании устойчивых интересов играет успех в той деятельности, которой занимается ребенок.

Достичь успеха без упражнений невозможно. Если не спешить, стараться опереться на те детские интересы, которые уже сложились, замкнутый круг вполне можно разорвать. Можно предложить с помощью взрослого нарисовать постройку, посоветовать что – то изобразить для украшения постройки и при этом помочь так, чтобы ребенок получил удовольствие.Детям хочется принимать личное участие во всех делах близких людей: вместе с папой прибивать полочку, вместе с мамой приготовить обед, вместе с бабушкой покупать продукты. И если ребенка привлекают к простым видам труда, он проявит интерес и к тому, как ими пользуются, и к процессу труда, и к его результату.

В игре развиваютсявсе стороны личности ребенка: чувства и воля, воображение и мышление, память и любознательность.

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.

Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека (ребенка, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны: учебные цели, развивающие цели.

Учебная цель: проверить уровень полученных знаний. В данном случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию;

стимулирование самостоятельного изучения материала, например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер, или чтение сказок взрослых ребенку. … Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.

Регулярное проведение игр такой направленности дает детям много знаний.

Развивающие цели: развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность. Это основные цели проведения таких игр, как викторина. Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Интеллектуальная игра преследует помимо воспитательной, и игровую, и познавательную цель. Интеллектуальные игры влияют положительно на познавательную деятельность интеллектуально- пассивных детей. Игра носит обучающий характер, и игровой. Поэтому они представляются ребенку не просто забавой, а интересным необычным занятием.

Источник

Роль взрослого в развитии познавательной активности детей
Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок, через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации, значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо, а многое будет усвоено примитивно, поверхностно и даже превратно. Психические и интеллектуальные возможности малыша пока не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушивающийся на него извне поток информации. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник, который занимает особое место в жизни маленького ребенка.

Взрослый – обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.

При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка,- чтобы не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открывать мир. И, конечно, надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.

На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми трех-четырех лет?

Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает активно осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности, постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные, внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета -его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно осознать очень трудно, а иногда и просто невозможно. Ведь функция – скрытая характеристика. Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет, постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту.

Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого, который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению.

И еще один, существенный для развития ребенка трех-четырех лет, момент. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему, что его наполняет.

Бережное отношение к предметному содержанию нашего мира проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией.

Созидательное отношение к миру проявляется в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности. Важное, а возможно, и первостепенное значение в данном вопросе имеет поведение взрослых, которые окружают ребенка. В их поступках, как в зеркале, отражается истинное чувство к окружающему. Маленький ребенок, наблюдая за взрослыми, воспринимает их поведение как норму, эталон человеческого отношения к миру. Поэтому рядом с маленьким ребенком должны быть добрые, внимательные люди, с действительно бережным и созидательным отношением к окружающему миру.

Читайте также:  Книга речь и интеллект в развитии ребенка

Зная, что дети трех-четырех лет стремятся подражать взрослым, педагоги должны быть очень требовательны к себе: к своим поступкам, манерам, речи.

Помните, что от” внимания детей не ускользает ничто. Если они вас любят, то очень хотят быть во всем похожими на вас, смотреть на мир «вашими глазами», говорить с людьми вашими словами. Поэтому трехлетние малыши слепо перенимают, присваивают себе все, что есть в вас хорошего и плохого.

Формируя у ребенка бережное и созидательное отношение к миру, педагоги должны использовать его стремление активно включаться в различную деятельность тех взрослых, к которым малыш испытывает глубокую симпатию: И здесь важно всячески поддерживать ребенка, осуществляя разумное «разделение труда», предоставляя детям возможность участвовать в реальных делах взрослых. Только активное, посильное участие детей в реальных делах наравне со взрослыми способствует становлению бережного и созидательного отношения к миру. И главное, ваш совместный с ребенком труд должен быть таким, чтобы малыш мог видеть, наблюдать, как результаты его усилий приносят радость другим, используются в жизни. Так ребенок постепенно начнет осознавать необходимость, значимость и ценность созидания, у него появится стремление как можно больше и лучше что-то делать на благо всему окружающему, бережно относиться к результатам своего и чужого труда.

Задачи работы педагога

Наступило время назвать основные задачи работы педагогов по развитию познавательной активности у детей трех-четырех лет.

1. Создавать условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей их действительности.

2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающей ребенка действительности.

Реализовывать вышеназванные задачи можно по-разному:

– через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности;

– через специально организованные взрослыми мероприятия.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru: 
В. Шишкина

Источник

Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно. Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес. В совокупности они образуют познавательную сферу. 

Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.

Познавательные процессы

Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.

В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.

Интерес познания

Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.

Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.

Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.

В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.

Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.

Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.

Познавательные способности

К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.

Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.

Интерес

Познавательный интересУстойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений.

Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.

Познавательная активность

На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в рязани

Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.

Ребенок познает окружающий мир

Ребенок познает окружающий мир

Новообразования дошкольного возраста

Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.

Формирование мировоззрения

Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.

Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.

Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.

Формирование произвольности

Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.

Произвольное восприятие

Произвольное восприятие

Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.

Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника

Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.

Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.

Источник

                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №1056

Выступление на вебинаре

«Развитие познавательной активности дошкольника»

Тема: Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой

           познавательной активности детей

Подготовила: ст. воспитатель Иванова Е.В.

Москва, 2017 г.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению активности в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Одной из важнейшей задачей педагогов является развитие личности ребенка, готовой к школьному обучению.

Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Что же мы вкладываем в понятие «познавательная активность» и «познавательный интерес»?

Определение познавательной активности в толковом словаре Ожегова нет, но можно найти два определения ее составляющих:

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Активность – оживление, интенсивность, подъем, всплеск, инициативность, предприимчивость, энергичность.

Таким образом, Познавательная активность – это приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности.

В педагогике Познавательная активность определяется:

  • Как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности;
  • Как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности.

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, более интенсивно, плодотворно.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

Познавательный интерес в соответствии с работами Владислава Борисовича. Бондаревского, Галины Ивановны Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т.е. средством привлечения внимания к обучению. Активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В таком случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

  • Первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
  • Своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив к формированию учебной деятельности. В младшем дошкольном возрасте достаточно внешних воздействий (занимательности), а в старшем дошкольном возрасте мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность.

Читайте также:  Возрастные особенности музыкального развития ребенка

В работе над формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы.

  • Создание благоприятного психологического климата в группе; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку.
  • Стимулирование. Включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, продуктивную и др.);
  •  Включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, вкусовые).

Одним из источников развития познавательного интереса старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях Василий Васильевич Давыдов и Николай Евгеньевич Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.

Светлана Викторовна Кожакарь и Светлана Акимовна Козлова выявили педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников:

  • создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса;
  •  организация познавательного поиска детей;
  •  вовлечение в выполнение творческих заданий;
  •  интеграция разнообразной деятельности;
  • формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности,
  • использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремиться выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими из познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большей мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляют особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. По мнению К.Д. Ушинского, только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

  • делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
  • развивает у них чувство собственного достоинства;
  • развивает творческие силы детей;
  • поощряет их за продвижение;
  • не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
  • использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Большое значение имеет профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты собственным трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

  • стимулировать каждого ребенка на поиск;
  • создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать прошлый опыт;
  • организовывать поисковую деятельность;
  • ставить простейшие опыты;
  • формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса, будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремленны, настойчивы. Проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы)

Важнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы);
  • выражения («Следите за моей мыслю!», «Продолжи мою мысль», «Обратись к свой «копилке» – памяти», «Завяжите узелок на память»).

Задача воспитателя не просто познакомить с художественным словом, а обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.

Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия:

Для развития познания приемлемы следующие задания: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;

Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.

С целью развития способности применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.

Для развития мыслительных процессов: объясните причину. Сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему. Что произойдет, если, а есть ли другая причина.

Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о..

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

  1. Вовлечение семьи в образовательный  и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
  • Организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • Семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
  • Оформление уголков для родителей, где они могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • Совместный труд родителей, детей, воспитателей.
  1. Повышение педагогической культуры родителей:
  • Родительские собрания на различные тематики;
  • Консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги. Где родители могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

Таким образом, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач. Они востребованы в обществе.

Источник