Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка.
Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом
развитии ребенка.
Выполнила: Крутихина Е. С.
Слайд 2
Описание слайда:
Понятие общения:
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Слайд 3
Описание слайда:
Характеристика общения:
каждый участник выступает как субъект. (человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них).
каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело».
У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними.
Слайд 4
Описание слайда:
Функции общения:
Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата).
Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений).
Познание людьми друг друга.
Слайд 5
Описание слайда:
Роль общения в психическом развитии ребенка.
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Слайд 6
Описание слайда:
Влияние общения на психическое развитие ребенка:
ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Слайд 7
Описание слайда:
Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:
1) в самой области общения;
2) в области любознательности детей;
3) в сфере их эмоциональных переживаний;
4) при формировании любви ко взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам;
5) в сфере овладения речью;
6) в сфере личности и самосознания детей.
Слайд 8
Описание слайда:
Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:
благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Слайд 9
Описание слайда:
Средства общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
Экспрессивно-мимические (в течении первых двух месяцев жизни):
служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим;
также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п.
Предметно-действенные (до 3-х лет) :
отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Речевые операции:
позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 10
Описание слайда:
Параметры общения.
Слайд 11
Описание слайда:
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности;
3) потребностью в признании и поддержке.
Слайд 12
Описание слайда:
Мотив общения:
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внееситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие
наглядных форм мышления;
приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход
к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Деловой: воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.
Слайд 13
Описание слайда:
Категории средств общения:
1) экспрессивно–мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;
2) предметно–действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
3) речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Слайд 14
Описание слайда:
Виды содержания потребности в общении в первые 7 лет жизни :
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
Слайд 1
Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна
Слайд 2
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.
Слайд 3
Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, — потребности в общении — и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода
Слайд 4
осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
Слайд 5
Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это— к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению
Слайд 6
Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Слайд 7
Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.
Слайд 8
Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 9
Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Слайд 10
Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.
Слайд 11
Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.
Слайд 12
Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания
Слайд 13
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Слайд 14
Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Обогащение опыта ребенка
Слайд 15
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
1
Роль взрослого в становлении общения дошкольника со сверстниками
2
Способность к общению включает в себя: «Я хочу!» Желание вступать в контакт с окружающими «Я умею!» Умение организовать общение (слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации) «Я знаю!» Знание норм и правил общения
3
Развитие форм общения со сверстниками – Благодаря полноценному проживанию каждого возрастного этапа формируется коммуникативный компонент готовности к школе – Навыки сотрудничества необходимы для дальнейшей взрослой жизни
4
Направления работы с детьми по развитию основных умений общаться. Направления Я и моё тело Я и другие Я и мои эмоции Я и мой язык Я и Я
5
Я и моё телоЯ и Я Подвижные игры и физические упражнения Игры на расслабление «Холодно – жарко» «Тающий снеговик» «Танцующие птицы» Успокаивающий массаж Телесно-ориентированные техники на сброс отрицательных эмоций «Где поселился страх» «Прогоним Упрямку, Капризку, Обидку» «Избавляемся от злости» Дыхательная гимнастика: «Злые мыльные пузыри» Беседы и игры с детьми: «Что я люблю» «Я лучше всех умею…» «Кто Я?» «Какой Я?» «Назови ласково» Рисование: «Нарисуй себя» «Нарисуй, что любишь» «Моя ладошка»
6
Я и мой язык Я и мои эмоции Игры и упражнения на знакомство с мимикой, пантомимикой, жестами «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» «Изобрази походку, животное, сказочный персонаж» «Разговор через стекло» «Скажи слово с разной интонацией» Беседы с детьми о настроении Обсуждение персонажей Рассматривание фото, иллюстраций Игры на знакомство с эмоциями: «Узнай (изобрази) эмоцию» «Пиктограммы» «Волшебный мешок»
7
Я и другие Игры и упражнения: на привлечение внимания к внешнему виду, настроению, действиям, интонации другого человека «Повтори за мной», «Зеркало», «Синхронный танец», «Эхо» «Что изменилось», «Угадай, о ком говорим», «Дотронься до…» на умение замечать и подчёркивать положительные качества и достоинства других людей «Комплимент», «Похвали друга» «Волшебный стул» на умение совершать совместные, согласованные действия «Раскрась варежки» Беседы с детьми и разбор ситуаций общения со сверстниками Сюжетно-ролевые игры
8
“…Однако, какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути: во-первых, это организация совместной предметной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия….” Через игры помогаем приобрести умения работать сообща (парами, группами)
9
Обращаем внимание на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
10
На занятиях по лепке в коллективной работе учим договариваться, кто каким цветом будет лепить листочки.
11
В образовательной деятельности, на развивающих занятиях, включаем технологию сотрудничества: проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения, не только поставленной проблемы, но и способов решения. Что растёт в саду, а что в огороде?
12
Обращаем внимание на положительные поступки детей, хвалим за инициативу помочь.
13
Сюжетно-ролевые игры: В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями, а для этого создать развивающую среду с учетом принципа интеграции образовательных областей. “Предметы оперирования” это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.). “Игрушки-персонажи” это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
14
“Маркеры (знаки) игрового пространства” это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.
15
Работая с детьми, которые имеют отклонения в поведении, безусловно, испытывают определенные трудности, ведь у таких детей затруднены процессы социальной адаптации в коллективе сверстников, они не умеют полноценно общаться, могут обидеть, нагрубить и даже ударить товарища, постоянно требуют повышенного внимания к себе. Объясняем родителям, что только на основе сотрудничества с воспитателем удастся прийти к положительному результату. В беседах выясняем интересующие нас вопросы: Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком? – Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение? – Существуют ли в вашей семье традиции? – Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи? – Применяется ли наказание к ребенку? – Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера? – Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком? Формируем у таких детей коммуникативные навыки, навыки бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу через игры:
16
Предлагаем игры которые строятся на отношениях партнерства, на согласованном участии каждого ребенка, в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.” В среднем возрасте идут игры, в которых пространственно-двигательная задача решается не всеми одновременно, а небольшими группами, действующими по очереди. Желание ребенка получить активную роль немного отодвигается во времени, что приучает детей считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка более сознательных усилий. Опорой для сознательного и более ответственного поведения в этих играх становится роль и воображаемая ситуация. В этих играх движения являются средством выполнения игровых ролей, которые воплощены в самих названиях этих игр (Воробушки и автомобили, Поросята и волк, Смелые мышки и др.)
17
Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: 1. Включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности(без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей вовремя деятельности(при соответствии организации пространства) 4. Открытый временной конец занятия(каждый работает в своём темпе).
18