Роль взрослого в развитии мышления ребенка

Роль взрослого в развитии мышления ребенка thumbnail

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка».

Консультация для воспитателей.

«Роль взрослого в развитии логического мышления»

подготовил  воспитатель: Ловчикова Татьяна Ивановна

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей – восприятия, памяти, внимания, воображения, а также уровня развития логического и пространственного мышления.

Развитие логического мышления является тем необходимым элементом мышления ребенка, обеспечивающим ему успешность при изучении не только естественно – математических, но и гуманитарных наук, которые требуют осмысления, сопоставления, анализа материала.

Под логическим мышлением понимают способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Простые логические действия формируются у каждого человека стихийно, но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий.

Многие задания могут быть не однозначными, поскольку их цель – стимуляция развития активного поискового интеллекта – гибкого, подвижного и творческого. Именно в этом и состоит задумка авторов многих пособий: ребенок учится понимать, что результат выполнения задания зависит от варианта рассуждения, который он проводит.

Система заданий выстроена с нарастанием сложности, чтобы ребенок мог с ней работать с большой долей самостоятельности. Роль взрослого – помочь ребенку понять смысл задания: прочитать текст задания и обсудить с ним, как он его понял, при необходимости обратить внимание ребенка на графическую подсказку и ее смысл, обсудить с ребенком результат выполнения задания.

Постарайтесь не предварять деятельность ребенка прямыми указаниями и тех заданиях, глее требуется догадка, связанная с сюжетом или содержанием (выбери, найди, подумай), поскольку это лишает ребенка возможности самостоятельно догадаться, выявить признак, закономерность и т.п.

С целью максимальной стимуляции индивидуальных способностей ребенка и обеспечения постоянной работы в зоне ближайшего развития полезно предложить ему самому определить смысл задания, не читая его. Суть в том, что графического оформления задания достаточно, чтобы при определенном умственном усилии ребенка сам сообразил, что нужно сделать. Постоянная стимуляция таких умственных усилий позволяет активно влиять на развитие сильного типа мышления, развитие логической интуиции, самостоятельности мышления и самоконтроля у ребенка. Текст заданий предназначен, скорее, взрослому, работающему с ребенком, чтобы в случае необходимости оказать ему минеральную помощь, которая позволит ребенку дальше двигаться самостоятельно.  

Инструктаж при выполнении задания в группе может быть таким:

  1. Помогите разложить конфеты (грибы, мячи и т.п.) правильно.
  2. Догадайся, какой вариант правильный. Правило зашифровано в рисунке.
  3. Кто считает, что он догадался верно? Почему? Кто может объяснить? Кто не согласен? Почему?
  4. Воспитатель подтверждает верный вариант (читает задание).
  5. Дети выполняют задание.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции. Очевидно, что такой методический подход способствует также развитию связной речи и математических способностей ребенка.

(использовалось пособие «Подумай и сделай» А. В. Белошистая)

Источник

Мышление – человеческая способность рассуждать, отображать окружающую действительность суждениями и понятиями, считается высшим способом познания мира. Без этих способностей невозможно представить повседневную жизнь и преуспеть в работе. Как и любой другой навык, способность мыслить можно развивать.

Мужчина думает

Мужчина думает

Как развивать мышление

Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.

Взрослому человеку

Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.

Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:

  • Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
  • Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
  • Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
  • Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
  • Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
  • Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.

Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.

Мужчина и женщина говорят

Мужчина и женщина говорят

Детям и подросткам

Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.

Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей. Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части. Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.

Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.

Умный школьник

Умный школьник

Разновидности мышления

В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:

  1. Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
  2. Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
  3. Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
  4. Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
  5. Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
  6. Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
  7. Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

Полезные развивающие упражнения

Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.

Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:

  • В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
  • Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
  • Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
  • Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.

Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.

Кисточки и краски

Кисточки и краски

Эффективные упражнения для развития логического мышления:

  • Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
  • Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
  • «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
  • Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
  • Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.

Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.

 Игра в шахматы

Игра в шахматы

Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:

  • Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
  • Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
  • С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
  • Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
  • Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
  • Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.

Роль мышления в жизни людей

Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию. Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач. Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.

Как определить плохое развитие

Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.

Признаки недостаточного развития взрослого:

  • Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
  • Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
  • Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
  • Напряжение и мигрени во время принятия решений;
  • Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
  • Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.

Девушке тяжело думать

Девушке тяжело думать

Школьник недостаточно развит, если:

  • Он плохо читает;
  • Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
  • У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
  • У него плохая память;
  • Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.

Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.

Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.

Видео

Источник

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Мостовая Людмила Игоревна,

методист, педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и потребность в достижении результата. Поэтому ребенок развивается в процессе усвоения социального опыта.

Готовность к школе определяется несколькими критериями. И, хотя многие родители считают, что достаточно ребенка научить читать и считать, чтобы подготовить к школе, это далеко не так. Главный критерий школьной готовности – это развитие произвольной сферы.

Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы

Память и внимание дошкольника непроизвольные, т.е. не подчиняются воле. Внимание часто перескакивает на любой другой предмет, который привлек ребенка движением, звуком (машина проехала, муха пролетела, музыка зазвучала, карандаш упал). Поэтому для развития ребенку обязательно нужна помощь взрослого, который ненавязчиво направит внимание малыша, покажет свою заинтересованность в том, чтобы малыш что-то узнал, запомнил, рассказал другим.

 Почему же взрослым так часто трудно понять малышей? В основном у взрослых дискретное восприятие окружающей действительности: они все знают, понимают. А дети чувствуют. У них в основном развита 1-ая сигнальная система (вижу, слышу, ощущаю). Дети младшего возраста эмоциональны и в том смысле, что их умственная деятельность, и в частности суждения, окрашены эмоциями. Подкорковые узлы, являющиеся центрами примитивной эмоциональности, или аффективности, в дошкольном и младшем школьном возрасте часто с трудом затормаживаются под влиянием регулирующей работы коры. В этом случае реакция на наглядные пособия может быть неадекватной: «Ох, какая таблица!». Дети эмоциональны и в том смысле, что еще не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эмоциональность этого возраста выражается в большой податливости аффектам, кратковременным вспышкам радости и печали, при этом дети прыгают, громко смеются или плачут, бурно негодуют. Эти состояния бывают кратковременными, часто переходят в противоположные. Большая подвижность, обусловленная физиологическими особенностями, и эмоциональность младших школьников может отрицательно влиять на их волю и выдержку. Объясняется это особенностями развития мозга: отставанием развития процессов торможения от возбуждения. Часто, организуя праздники, взрослые ограничиваются подбором различных конкурсов: кто первый, кто меткий и т.п., что чрезмерно возбуждает детей, особенно с симптомами гиперактивности, чего не стоит допускать, т.к. дети становятся неуправляемыми, агрессивными или вдруг начинают плакать. Знания об особенностях развития детской психики помогут родителям и педагогам правильно организовать занятия и развлечения, не допуская перевозбуждения малышей.

В качестве одной из причин недисциплинированности младших школьников педагоги отмечают наличие у них неприятных эмоциональных переживаний, вызывающих обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование, конфликты с взрослыми и товарищами. Важно не запрещать детям выражать свои чувства, а проявление их вводить в такие рамки, чтобы не снижалась дисциплина. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит. Поэтому помощь взрослого, подоспевшая вовремя, поможет ему проговорить вслух о том, что его беспокоит и постепенно успокоится. На вопрос: что случилось? – вы не получите ответа, т.к. действительно ничего не случилось, действия не произошло. Но ваши слова: тебе грустно, ты обижен, ты злишься, – обязательно найдут отклик у ребенка и помогут найти причину переживаний. Часто простое прикосновение ладони к плечу, мягкое поглаживание по спинке дает лучший результат, чем все увещевания.

Бесполезно ребенку читать нотации о плохом поведении, он в результате может понять, что взрослый чем-то недоволен, но так как понятийное мышление еще не сформировано, то такие фразы, как: «Как тебе не стыдно; как ты мог так поступить; ты что, не знаешь, как на уроке себя ведут и т. п.» – не имеют смысла, он их не поймет. У дошкольника основной тип мышления – наглядно-образный. И если вы хотите ему что-то объяснить, создайте яркий образ.

Часто дети не соотносят общее замечание, обращенное ко всем, лично с собой, пока не назовут его по имени. Важно говорить о действии, а не о личности (Мне не нравится, что Костя вертится; Ваня очень громко разговаривает и т.д.).

Еще раз подчеркнем, что развитие ребенка происходит наиболее успешно при непосредственном участии взрослого. А многократные беседы с детьми позволяют отметить неприятный факт, что родители в основном делают с малышами «уроки», считая это занятие общением, что далеко не так.

Мы уже отмечали, что дошкольники реагируют на яркий образ. И где же еще ему возникнуть, как не в совместной игре, чтении любимой сказки, разговоре по душам. Часто взрослые не следят за своей речью в присутствии детей, а ребенок воспринимает любой поступок и слово значимого для него взрослого за пример для подражания. Последите за речью своего малыша – и вы узнаете себя.

Роль игры в развитии дошкольника

Весьма распространены в этом возрасте подвижные игры, которые предоставляют возможность выхода накопившейся и заторможенной во время занятий за столом двигательной энергии детей. Часто малыши предпочитают игры с правилами, с распределением ролей. Взрослым подобные игры стоит поощрять и активно в них включаться, т.к. такая игра позволяет вниманию ребенка сосредоточиться на результате, приобрести целенаправленный и организованный характер. Воспитательное значение игр у детей этого возраста заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые черты. В играх происходит и как бы примеривание и проигрывание  морально-нравственных качеств. Взрослые могут этим пользоваться, вводя игру в процесс научения и общения, что позволит сделать учение более интересным, а взаимоотношения более легкими и добрыми.

Вспомните свое детство. Какие события помнятся? Наверное, яркие, эмоциональные, которые были пережиты совместно с мамой и папой. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители показывали свою заинтересованность в деятельности ребенка, давали положительный пример взаимоотношений в семье. Именно сотрудничество между взрослыми и детьми – залог дальнейшего продуктивного развития ребенка в любом возраст. Не опека, а сотрудничество!

Источник