Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста курсовая

Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста курсовая thumbnail

метки: Развитие, Взрослый, Психический, Мышление, Возраст, Жизнь, Дошкольный, Развиваться

ВВЕДЕНИЕ:

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.

Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.

Задачи:

— Дать характеристику психического развития дошкольника;

— Изучить факторы психического развития ребёнка;

— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.

Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.

ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика развития дошкольника

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].

6 стр., 2830 слов

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …

Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].

Развитие психических функций

Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

… программы. В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает достаточно высокого уровня развития, благодаря развитию мышления, воображения, памяти. Рассказы детей становятся более богатыми по содержанию и … развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] – М.: Просвещение, 1981.(гл2) 4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие …

Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].

Развитие Личности

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в……..

ИСТОЧНИКИ:

5 стр., 2334 слов

Учебные и научные материалы по психологии в Сети

Фирма “Иматон” в Санкт-Петербурге – www.imaton.spb.su/- основана в 1990 г. по инициативе ИП РАН в системе Госстандарта России как центр разработки методического обеспечения для психологов страны. Методики ИМАТОН используются психологами в сферах образования и здравоохранения, в бизнесе, политике, семейном и детском консультировании, а также в процессе преподавания психологии в ВУЗах. Направления …

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.

5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.

6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.

7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.

10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.

12. Мухина В.С. Детская психология М. : 1985.

13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.

Читайте также:  Таблица развитие ребенка на разных возрастных этапах

15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.

16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.

17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>

18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>

19. Ссылка: < l_03_00/l0301121.shtml>

20. Ссылка: < referats>

21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let

22. Ссылка: < psychology/00180270_1.html>

23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya_783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39656.html>

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра общей и возрастной психологии   Ю9.я7П863 Батурин Н.А., Марковская И.М., Солдатова Е.Л., Чумакова Е.В.   ПСИХОЛОГИЯ   Учебное пособие По написанию курсовой работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, …

24. Ссылка: < blogs/post/331724141-109674950/>

25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html

Источник

ВВЕДЕНИЕ:
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.
Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.
Задачи:
– Дать характеристику психического развития дошкольника;
– Изучить факторы психического развития ребёнка;
– Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.
Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.

ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика развития дошкольника
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].
Игра – ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 – 5 л. не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].

Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в……..

ИСТОЧНИКИ:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. – Т.4. – М.: Союз, 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2006.
5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.
6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.
7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: НПО Модек, 1997.
10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Мухина В.С. Детская психология М. : 1985.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.
16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.
17. Сылка:
18. Ссылка:
19. Ссылка:
20. Ссылка:
21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let
22. Ссылка:
23. Ссылка:
24. Ссылка:
25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html

Источник

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код170102
Дата создания2012
Страниц 38

Источников11

Мы сможем обработать ваш заказ 28 сентября в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ роли взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста
1.1. Исследование влияния взрослого на психическое развитие детей в зарубежной психологии
1.2. Исследование проблемы влияния семьи на развитие ребенка в отечественной психологии
Глава 2. Эмпирическое исследование роли взрослого в развитии ребенка
2.1. Методология эмпирического исследования: цели, задачи, методы
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Читайте также:  Как узи влияет на развитие ребенка

Фрагмент работы для ознакомления

Мы констатировали, что уровень эмоциональной близости родителя и ребенка в группе с нормальным уровнем страха выше уровня эмоциональной близости между родителями и детьми в группе с высоким уровнем страха. Таким образом, существует связь между высоким уровнем страхов у детей и наличием эмоциональной дистантности между родителем и ребенком.
Следующая шкала, в которой выявлены значимые различия в уровне выраженности признака – «принятие – отвержение родителем ребенка» Это говорит о том, что родителям детей с высоким уровнем страха в меньшей степени свойственно принятие своего ребенка. Родителям же из группы детей с нормальным уровнем страхов в большей степени присуще принятие своего ребенка, что обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. А также уменьшает фрустрацию ребенка в ситуациях напряжения, что является важным условием в предотвращении возникновения страхов и их преодолении.
Далее, мы выяснили, что существуют значимые различия в уровне выраженности признака по шкале «тревожность в отношениях с ребенком»
Таким образом, на основании параметров детско-родительского взаимодействия, предложенных в опроснике ВРР, ведущими в возникновении страхов у детей дошкольного возраста можно считать отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях.
По результатам эмпирического исследования нами была выявлено то значение, которое имеет взрослый и тип взаимодействия с ним на детей дошкольного возраста. Деструктивные детско-родительские отношения являются источниками эмоционального неблагополучия ребенка, а именно возникновения у него страхов. Мы выяснили, что в дошкольном возрасте наиболее неблагоприятным является отсутствие эмоциональной близости между родителем и ребенком. Как известно наличие эмоциональной близости в детско-родительских отношениях – важный параметр в развитии ребенка, а в частности является ведущим в формировании полноценной личности. Дж. Боулби указывает на то, что «…способность к установлению эмоциональных связей имеет высокую ценность в дальнейшей жизни ребенка. При рассмотрении возможных причин психиатрических расстройств в детстве, детские психиатры давно осознали, что предшествующие состояния, обладающие значительно высокой распространенностью, являются либо отсутствием возможности устанавливать эмоциональные связи, либо, вдобавок, переживанием неоднократных разрушений однажды установленных привязанностей». В свою очередь, А.И. Захаров называет отсутствие эмоциональной связи между родителем и ребенком «…ведущим фактором зарождения невротических страхов» .
Далее следует такой важный параметр как принятие ребенка. Для родителей, чьи дети имеют высокий уровень страха в меньшей степени свойственно принятие своего ребенка. На это стоит обратить особое вниманий. С точки зрения К. Роджерса, позитивное принятие ребенка – основа формирования Структуры «Я». К. Роджерс сделал следующий вывод: «Структура «Я» формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. В значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции: потребность в позитивном внимании; безусловное позитивное принятие…единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это дать ему безусловное позитивное принятие. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке». Таким образом, родителям из группы детей с нормальным уровнем страхов в большей степени присуще принятие своего ребенка, что обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующихся взрослых.
Также мы выяснили, что в группе дошкольников с высоким уровнем страха преобладает тревожный тип реагирования в отношениях. Как известно в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. А.И. Захаров пишет о том, что «…эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства». В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Таким образом, тревога и страх тесно взаимосвязаны. Это, в свою очередь, подтверждается в нашем исследовании – у детей с высоким уровнем страха преобладает тревожность в детско-родительских отношениях. В то время как у детей с нормальным уровнем страха тревожность между ребенком и родителем значительно ниже.
Заключение
Дошкольное детство – это тот период в онтогенезе человека, в котором очень ярко начинают проявляться влияние социальной среды, окружения. Основной составляющей социального окружения в период дошкольного детства является близкий взрослый как носитель образца познания, мышления, усвоение культурно-заданных способов использования предметов, а так же особенностей взаимодействия со сверстниками. Взрослый оказывает влияние на то, какое статусной место будет занимать ребенок в группе сверстников, насколько он будет принят ими. Говоря о взрослом в дошкольном детстве мы имеем в виду близкого взрослого- родителя, ведь именно родитель является для ребенком самым значимым человеком в его жизни.
Целью курсовой работы было исследование роли взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста.
В ходе теоретического анализа проблемы нами были сделаны следующие выводы:
Каждая теоретическая концепция выдвигает свои механизмы влияния взросло на психическое развития ребенка, но все концепции склоняются к мысли, что условием для нормального психического развития является близкий взрослый – родители.
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии: как познавательном, так и личностном развитии ребенка,
Взрослый является тем условием, который позволяет ребенку стать человеком в наиболее полном смысле этого слова, усвоив человеческую речь, способы человеческого познания.
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.
В результате эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Тип родительского взаимодействия с ребенком оказывает решающее влияние на личностное развитие ребенка.
2. Тип родительского взаимодействия оказывает влияние на уровень страхов у дошкольников.
3. В дошкольном возрасте наиболее деструктивными типами родительского взаимодействия, которые оказывают влияние на уровень страхов являются взаимодействие по следующему типу эмоциональная близость- дистанция, принятие- отвержение ребенка, тревожность в отношениях с ребенком.
Таким образом, гипотеза о том, что тип взаимодействия с близком взрослым влияет на личностное развитие дошкольника, а именно на уровень страхов у детей дошкольного возраста полностью подтвердилась.
Список использованной литературы
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: АпрельПресс, ЭКСМОПРЕСС, 2000.- 294 с.
Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 274-276.
Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.- М.: Педагогика, 2005.- 185 с.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. –320 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 2007. – 384 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 2008.- 437 с.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 2002.- 310 с.
Фромм Э. Искусство любви. – М.: АСТ, 2004.- 198 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- 416 с.
Приложение 1
Стимульный материал к опроснику типа взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской (ВРР)
Инструкция (для подростков, родителей подростков, родителей дошкольников и младших школьников): «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения
отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – для матери, под буквой О – для отца:
5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие);
4 балла – в общем да;
3 балла – и да и нет;
2 балла – скорее нет, чем да;
1 балл – нет (абсолютное несогласие)».
Текст опросника
Для родителей дошкольников и младших школьников
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.
16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как
мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены
семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений u1074 всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) на-
чинает упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
49
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к
своим друзьям и т. д.
52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.)
специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства
моих знакомых.
Приложение 2
Стимульный материал к методике «страхи в домиках» А.И. Захарова
По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;  
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 1992.- 310 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 1990.- 437 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 1990.- С. 62.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- 416 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- С.118.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: АпрельПресс, ЭКСМОПРЕСС, 2000.- С.79.
Фромм Э. Искусство любви. – М.: АСТ, 2004.- С.59.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.- С.163.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников. М.: Наука, 1974.- с.59.
Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 37.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – С. 57.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.- 164 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление ч

Читайте также:  Показатели развития ребенка в два года