Роль взрослого в формировании и развитии личности ребенка
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, – его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Первая функция – взрослый – носитель ценностей – может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого –организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого – иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.
Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.
Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством – именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.
В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.
Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :
2 слайд
Описание слайда:
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служит носителем ценностей и человеческого опыта Является организатором процесса воспитания и обучения
3 слайд
Описание слайда:
Взрослый – носитель ценностей
4 слайд
Описание слайда:
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.» Л.Н. Толстой
5 слайд
Описание слайда:
Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания
6 слайд
Описание слайда:
Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений
7 слайд
Описание слайда:
В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей
8 слайд
Описание слайда:
Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей» в целенаправленной форме Для ребенка: наблюдение
9 слайд
Описание слайда:
Для взрослого : организация совместной деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Педагогические ситуации.
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта
13 слайд
Описание слайда:
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность
14 слайд
Описание слайда:
Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка
15 слайд
Описание слайда:
ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЮДИ. ИЗ НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ. А.С. Макаренко
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-732268
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
МБДОУ «Ясли-сад «Витоша»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей (законных представителей)
всех возрастных групп
«Роль оценки взрослого в развитии личности ребенка»
Подготовила:
Сулейманова Е.В.
педагог-психолог
I корпус
2018 г.
Управление воспитательным процессом осуществляется посредством различных методов воздействия – поощрения и наказания, отрицательной и положительной оценки, внушения, убеждения, запрещения и т.д. Кажется все просто: положительное поощряется, отрицательное запрещается, наказывается. Так ребенок под влиянием воспитательных мер постепенно приобретает расположение к тому, что оценивается положительно, и отвращается от того, что вызывает отрицательное отношение окружающих; тем самым воспитание идет в заданном направлении, к мыслимому взрослым идеалу.
Однако на практике воспитание оказывается делом куда более сложным и менее определенным; порой средства оказываются настолько неэффективными, что от родителей, от воспитателей зачастую можно услышать, что «дети не обращают внимания на мои замечания и оценки», что «ребенок вопреки запрещению или наказанию стремится сделать именно неодобряемое, действует как бы назло». Конечно, воспитатели и родители теряются в догадках: «Почему? В силу, каких причин воспитательное воздействие не оказывает необходимого действия? Почему воспитательные условия могут иметь лишь незначительный эффект, а порою приводят к противоположным последствиям?» Действительно, что же мешает идеальному течению воспитательного процесса? Что деформирует его воздействия? В форме ответ ясен: неумелое использование воспитательных средств. Но в чем конкретно состоят ошибки? …
Рассмотрим подробнее один из приемов воспитательного воздействия – оценка результата деятельности ребенка. Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, способ его реализации и результат. По каждому из этих моментов и высказать взрослому свое суждение: «Что ты задумал? Для чего? Как задуманное ты мог бы еще исполнить?» И обязательно подвести итог. Конечно, это только схема. В развернутой форме ребенку следует дать представление, что на него обратили внимание, оценили его старания: замысел – воплощение – результат. Причем оценка может быть дифференцированной: положителен результат, отрицательно исполнение или положительное исполнение и результат, но относительно замысла высказывается сомнение в его оригинальности, пригодности.
Заметим, что отрицательная оценка, данная взрослым, – особая, она вызывает у детей отрицательные эмоции. И, следовательно, с ней нужно обращаться очень осторожно. Ведь, очень часто, взрослые, ради необходимого действия, результата, лишь стыдят детей, рассчитывая, что возникшие в ответ неприятные переживания, ущемленное самолюбие побудят ребенка исправиться. К сожалению, это ошибочное представление весьма распространено. Вот о чем надо знать: в раннем и дошкольном детстве отрицательные эмоции, неприятные переживания не стимул к тому, чтобы что-то вновь предпринять и добиться положительно оцениваемого результата. Очень часто, особенно в период раннего детства, отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность. И, как результат, ребенок отвращается от деятельности, которая вызывает столь неприятные переживания.
Какие же условия необходимо соблюдать взрослому? Психологи настоятельно рекомендуют:
- Не оценивать отрицательно ребенка в целом. Отрицательная оценка может быть дана только конкретному действию, поступку, результату.
- Не раздражаться, не сердиться на непонятливость или неловкость своего воспитанника. Общий эмоциональный фон взаимодействия должен носить обязательно эмоционально положительный оттенок, оттенок доброжелательности.
- Отрицательная оценка обязательно сопровождается необходимыми разъяснениями: что и почему не получилось – и предусматривает помощь в случае необходимости. Без разъяснений и помощи отрицательная оценка создает трудную, стрессовую ситуацию – ребенку ясно, что что-то не так, но почему и как – это неясно.
- Оценивая действия и достижения детей, важно выбрать верный эталон, так сказать, точку отсчета. Полученный результат можно сравнить с тем, что раньше умел или не умел конкретный ребенок. Чаще всего взрослые используют сравнение результатов между детьми, полагая, что оно активизирует детское самолюбие, стимулирует к достижению более весомых результатов. Однако на практике не всегда так, и даже, чаще всего, не так. Чем младше дети, тем менее эффективна апелляция взрослого к их самолюбию. Для дошкольного возраста сравнение с другими вовсе не побуждает к активности, а, напротив, рождает в душе тревожные чувства, а иногда и отрицательные действия в отношении того, с км сравнивают. Гораздо эффективнее сравнивать ребенка с самим собой.
Действенность оценки – положительной и отрицательной – определяется не только тем, насколько она корректно сформулирована, не только ее формой и содержанием, но и тем, в какую систему включена оценка. Психологи выделяют несколько стратегий, которые определяются тем, как регулярно и систематично взрослые оценивают детей и какие оценки – положительные или отрицательные – доминируют.
Первую стратегию можно назвать «строгие взрослые». В ее рамках пристальное внимание уделяют поступкам детей, их неумению, незнанию, всему, чего им не удается достичь. При этом положительные стороны поведения, достижения, как правило, не отмечаются, они воспринимаются как должное, как само собой разумеющееся.
Стратегия вторая: восторженное поведение, когда поощряются преимущественно успехи, положительная сторона деятельности, поведения.
Стратегия третья: справедливое поведение, справедливая реакция. Взрослые в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно оценивают их.
Стратегия четвертая: безразличие. Взрослые обращают мало внимания, как на достижения, так и на неудачи, редко выражают свое отношение к ним.
Какими же предстают перед нами дети? Те, кого воспитывают строгие взрослые, обычно не уверены в себе, тревожны, имеют низкую самооценку. Природная любознательность внутренне ограничена: ребенок боится промахнуться, поскольку за ним последует отрицательная оценка, опасается исследовать новое, неизвестное – ведь результат может оказаться не в его пользу.
Стратегия «восторженных» взрослых имеет также свои минусы. Дети, воспитанные в такой обстановке, малочувствительны к отрицательной оценке. Отсюда некритичность, неопределенная самоуверенность, завышенная самооценка. Чем меньше ребенок, тем более склонен он ожидать и принимать от окружающих только похвалу в свой адрес. Однако со временем ребенок должен научится воспринимать и отрицательные оценки своим действиям и руководствоваться ими для достижения требуемого результата.
В наиболее благоприятном положении оказываются те дети, кого воспитывают справедливые взрослые. Они легче и быстрее дифференцируют одобряемое и неодобряемое, твердо уверенны в отношении взрослых к себе. А это уже благоприятное условие для развития адекватной самооценки: положительная самооценка усиливает одобряемые формы поведения, расширяет инициативу, самостоятельность, а отрицательная конструктивно перестраивает, ориентирует на достижение требуемого результата.
Безразличные к успехам и неудачам взрослые несистематическими и случайными оценками лишают ребенка твердых ориентиров.
Применяемая в дошкольном детстве одна из выше перечисленных стратегий имеет долговременный эффект. Достаточно часто первые результаты обнаруживаются уже в младшем школьном возрасте, ибо система отношений в школе опосредуется оценкой. Через оценку учитель осуществляет и обучающее и воспитательное воздействие. Поэтому так важно всем предшествующим опытом – дошкольным – подготовить ребенка к правильному восприятию и пониманию оценок взрослых.
Итак, действие оценки взрослого определяется не только ею самой, но и тем, в какую общую систему она включена. Поясним эту мысль: положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих взрослых при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ее ценности. Избыток отрицательных оценок при остром недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженные и болезненные отношения со взрослыми. Стратегия безразличных взрослых делает ребенка малочувствительным к оценкам. И только сочетание положительной и отрицательной оценки в опыте ребенка создает благоприятные условия для развития.
Все сказанное попытаемся обобщить в перечне правил. Итак, оценка:
- дается постоянно и систематически, а не от случая к случаю;
- сопровождается объяснением;
- ориентирует на собственное умение достигнуть положительного результата;
- помогает сравнить прошлые и настоящие достижения, подчеркивает прогресс в собственных результатах;
- связывает достигнутое с усилием ребенка.
Принимайте детей такими, какие они есть. На этом чувстве доброжелательного расположения стройте воспитательную работу.
Источник
Комментариев: 0
версия для печати
Уже в пять лет ребенок переключается с вопросов “почему дождь капает, а земля вертится” на вопросы более глубокие. Познавательный интерес к окружающей природе сменяет интерес к личностной теме, касающейся жизни людей. Возникает самая сложная форма общения в дошкольном возрасте, которая в психологии называется внеситуативно-личностная.
Для растущего человека очень важной становится оценка тех или иных качеств и поступков (своих и других детей), важно, чтобы его отношение к разным событиям совпало с отношением взрослого. Поэтому взрослый человек играет основополагающую роль в формировании моральных качеств ребенка. В силе положительного влияния воспитателя на духовное развитие детей я убедилась на собственном опыте.
Мирись, мирись…
Для развития полноценного общения детей, для установления между ними гуманных отношений мало наличия других детей и игрушек. Само по себе посещение детского сада не даст положительных результатов в социальном развитии. В детском доме, например, у детей неограниченные возможности общения со сверстниками, но без участия взрослых такое общение скудно и примитивно. Дети не умеют сопереживать, не наделены способностью к взаимовыручке и содержательному общению. Самые первые уроки взаимодействия с людьми даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Без общения со сверстниками ребенок обойтись не может, поэтому группа детского сада под руководством мудрого воспитателя – то самое место, где можно получить необходимый социальный опыт.
Часто в процесс общения детей необходимо вмешиваться напрямую, учить, как достойно выходить из конфликта, мириться, различать хорошее и плохое поведение. Ответы на многие детские вопросы может дать только взрослый. Гуманное отношение к другим детям основано на сопереживании, поэтому педагог должен не просто прививать коммуникативные навыки, но и воспитывать нравственные чувства, которые позволят ребенку воспринимать чужие трудности как свои.
Первые уроки
Первые уроки воспитания ребенок может получить на том уровне, к которому он привык, – в процессе игры. В пятилетнем возрасте у детей на первый план выходят сюжетно-ролевые игры. Неоднократно замечала, как мальчики играют в пожарных, а девочки в «дочки-матери». Во время игры постоянно возникают ссоры, иногда даже с криком и слезами:
– А Данил меня машинкой ударил!
– А Слава сказал на меня «дурак», – и бегут ко мне за помощью.
И, действительно, как тут разобраться без участия авторитетного для обеих сторон лица. В таких случаях я говорю:
– Максим, подойди и спроси у Данила, почему ты меня ударил?
Обиженный в моем присутствии вступает в диалог с обидчиком:
– Данил, почему ты меня ударил?
Призываю к ответу Данила:
– Данил, объясни, почему ты ударил Максима.
– Потому что он меня толкнул.
– Теперь спроси у Максима, почему ты меня толкнул?
– Максим, почему ты меня толкнул?
– Потому что ты наступил на мою руку, – отвечает Максим.
– Продолжайте диалог, Максим спроси у Данила, зачем ты наступил на мою руку.
– Данил, ты почему наступил на мою руку?
– Я нечаянно наступил, не заметил.
– Получается, что Данилка не намеревался причинить вреда Максиму, просто Максим его не так понял и толкнул, за что и получил. Поэтому Максим должен попросить прощения у Данила за то, что толкнул, а Данил – у Максима за то, что ударил, – рассудила я. – В будущем вы можете разобраться без меня, некрасиво все время жаловаться.
– Максим, прости, что я тебя ударил, я больше так не буду.
– Данил, прости меня, я тоже больше так не буду.
Конфликт урегулирован, непременный атрибут перемирия, взявшись указательными пальчиками за руки, произнести триумфальный стих:
Мирись, мирись,
И больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Буду драться кирпичом.
А кирпич сломается,
Дружба начинается!
Через две недели постоянных тренировок подслушала разговор мальчишек:
– Почему ты у меня машинку сломал? Ты нечаянно?
– Прости, пожалуйста, я не хотел.
– Мирись, мирись, и больше не дерись…
Если детей систематически направлять к мирному разрешению конфликтов, то результат явно будет положительным. При этом происходит развитие партнерского общения, установление доброжелательных отношений, формирование дружбы и умения прощать.
Роли и мотивация
Дети часто не хотят заниматься тем или иным делом, например, не хотят спать днем. У них нет мотивации, но при этом в старшем дошкольном возрасте им хочется быть хорошими, делать все правильно, прилично себя вести, правильно оценивать поступки и качества ровесников и выделяться на их фоне в попытке верного выстраивания отношений со взрослыми людьми. Воспитателю приходится проявлять смекалку и проницательность, сводить воспитательный процесс к оценке моральных качеств личности, используя похвалы и одобрения. Мои ребятишки тоже не хотят спать. Девочкам я говорю:
– Девочки должны быть красивыми и скромными. Скромность украшает человека. Поэтому все девочки очень нежненько закрывают глазки и засыпают как «спящие красавицы» из сказки.
Игра в «спящую красавицу» очень нравится девчонкам, приятен и скрытый комплимент, а также стремление быть оцененными правильно – быть скромными. Мои юные красавицы послушно смыкают веки и томно засыпают. У мальчиков другая легенда, они – воины, солдаты.
– В армии, – говорю я им, – после команды «Отбой» солдату давали пять минут, чтобы он разделся и заснул, а иначе наказывали, заставляли пол мыть и картошку чистить. Неужели вы у меня не настоящие солдаты? Ведь солдат не выкрикивает глупых фраз и не смеется под одеялом.
Впечатлительный Денис поделился новой информацией дома с родителями и на следующий день выдал:
– Мой папа сказал, что им в армии давали всего 45 секунд, чтобы раздеться и заснуть.
– Тем более, а я вам даю целых пять минут. Так кто у нас настоящий солдат?
Естественно, в ответ я услышала дружный хор: «Я настоящий!», мальчики легли смирно, за что в ответ получили поименное одобрение.
Теперь мои солдаты крепко спят, а мне вдвойне приятно, что и родители поддерживают мою инициативу. Выполнение какой-либо роли весьма привлекательно для ребенка. Роль оказывает стимулирующее влияние на те действия, в которых она находит свое воплощение. Не слишком приятные раньше занятия становятся значимыми и приобретают новый смысл.
Больше дела – меньше слов
Воспитателю важно выстроить хорошие доверительные отношения с детьми. Когда ребенок уверен, что старший наставник хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому реагировать на его замечания, касающиеся его отдельных действий или умений. Не страшно, если он не справился с каким-то одним заданием, главное, чтобы в целом он был хорошим, и чтобы взрослый понимал и разделял его оценки. Сознание пятилетнего ребенка – непаханое поле, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Конечно, не без помощи родителей педагоги детского сада могут лепить из ребенка как из пластилина – все, что хочешь. Если в семье благополучная атмосфера, то ребенок приходит в детский сад за новым опытом и жадно впитывает любую новую информацию. Для себя я открыла благоприятное воздействие пословиц и поговорок на сознание детей.
Одеваемся на прогулку. Кирилл сидит, болтает, рассуждает на отвлеченные темы, медленно стаскивая носки. Я подхожу и говорю в присутствии всех детей.
– Кирилл, не разговаривай, а одевайся быстрее, уже почти все оделись. Есть такая хорошая русская пословица: «Больше дела – меньше слов!» Очень она тебе подходит. Это значит, что разговаривать нужно меньше, когда ты занят каким-то делом. А еще лучше делать все быстро и без слов.
Новую тему быстро подхватили все члены коллектива. Кто-то заметил, что у него всегда дел больше, чем слов, кто-то пообещал исправиться в будущем, но пословица явно проникла в подвижное детское сознание. Буквально, на следующий день слышу от Василисы:
– Саша, больше дела – меньше слов!
Так, пословица полетела по миру, залетела домой, и я услышала от детей, что по этому поводу думают их родители (отзывы, конечно, положительные). Даже через две недели, когда Максим неохотно собирался домой, и нехотя одевался под уговоры папы, вдруг выдал:
– Больше дела – меньше слов!
– Правильно, – ответил папа, – вот и одевайся без разговоров!
Во время игры Слава и Миша поругались. Слава обиделся на Мишу. Сидит в углу недовольный, обиженный.
– На обиженных воду возят, – говорю я, – это тоже русская поговорка.
Народная мудрость тут же заронила зерно нового общения в доверчивые души. В целях урегулирования конфликта теперь то и дело слышу:
– На обиженных воду возят! Кончай, дуться, пойдем играть!
На прогулке Марина потеряла резинку для волос, расстроилась и давай рыдать. Ищет резиночку и ревет в голос, дети по очереди подходят, интересуются, в чем дело? Говорю Маришке:
– Марина, мы сейчас не найдем твою резиночку, она потерялась в снегу, тем более я только что дорожки почистила. Есть такая хорошая пословица: «Слезами горю не поможешь». Она как нельзя лучше подходит тебе сейчас. Смысла плакать нет, все равно резинку уже не вернуть, надо успокоиться. Вот придем с прогулки, и я заплету тебе новую косу и надену другую резинку, у нас их много в группе. Хорошо?
Маринка вроде и согласилась, а все равно плачет, так бережно она к своим вещам относится. Смотрю, по очереди подходят сотоварищи пострадавшей:
– Марина, слезами горю не поможешь, пойдем лучше играть…
Личность воспитателя
Каждый день, проживая в детском саду часть жизни, дети учатся многому, и, пожалуй, самому важному – гибкости в общении и мирному существованию среди людей. В центре общения со сверстниками – собственная личность, «Я» в соотношении с другими «Я» в свете оценки окружающих. Личность воспитателя рассматривается, как истина в последней инстанции и окружена ореолом непогрешимости или ореолом сверхконтроля. На протяжении всего дошкольного возраста взрослый со своими индивидуальными особенностями является образцом для ребенка. Причем дети принимают педагога за нравственный образец независимо от его эмоциональной привлекательности. Ролевые особенности воспитателя в какой-то мере идеализируются детьми, от оценки внешних качеств ребенок переходит к оценке его деятельности, а после и к оценке его нравственных качеств. Отношение к воспитателю обусловлено отношением воспитателя к детям, хотя в основном дошкольники оценивают педагога всегда положительно. Было замечено даже лучшее отношение к требовательному и строгому воспитателю, нежели к демократичному. Поскольку по представлению детей хороший воспитатель – это тот, кто воспитывает.
Главной задачей педагога в детском саду является надежная защита малышей от негативного воздействия окружающего мира и развитие их положительных качеств. Для этого ему самому необходимо быть немного ребенком, жить в мире детских фантазий и сказок. Форм и способов положительного воздействия на развитие нравственных качеств ребенка – много. Одна из таких форм – совместная деятельность без соревновательных признаков, но об этом поговорим в следующий раз.
Автор Юлия Савельева
Как записать ребенка в детский сад через Интернет?
Ключевые слова: воспитание детей, детский сад, воспитатель, взрослый, дети, конфликт, дошкольный возраст,