Роль взрослого психического развития умственно отсталого ребенка

Роль взрослого психического развития умственно отсталого ребенка thumbnail

Римма Шибанова
Особенности развития психики умственно отсталого ребенка

Как и любой ребенок, умственно отсталые дети развиваются на протяжении всей своей жизни. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжкую патологию организма.

Человек – этот будущий «царь природы», рождается на свет самым беспомощным, самым незрелым, неприспособленным к жизни. Это происходит потому, что у него минимальный по сравнению с животными фонд врожденных рефлексов (инстинктов). Преимущества же строения нервной системы ребенка заключаются в том, что вскоре после рождения у него формируются новые, изменчивые и весьма сложные формы поведения. Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, способностью к совершенствованию. Они не появляются спонтанно, т. е. просто по мере созревания мозга. Навыки, умения, способности, черты характера и т. п., не наследуются, а складываются, формируются в онтогенезе. Ребенок наследует, вернее, присваивает опыт человечества в процессе овладения предметными действиями, речью, ролевыми играми, и, наконец, в процессе обучения в общеобразовательной школе.

К числу основных закономерностей развития психики умственно отсталых детей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослыми. Именно взрослые вводят ребенка в мир окружающей действительности, и это относится как к здоровому, так и к больному, обладающему неполноценной нервной системой ребенку. Своеобразие развития психики умственно отсталого ребенка заключается в том, что ребенок более или менее успешно усваивает все простое, элементарное, но не может достигнуть высших уровней обобщения и абстракции, а также высот нравственной культуры. Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от достигнутого ранее, Л. С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т. е. из факта поражения его головного мозга. Поступать так значило бы игнорировать процесс развития.

Первым, наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психологических функций: памяти, мышления, характера, возникающих в процессе социального развития ребенка. Л. С. Выготский сравнивает умственно отсталого ребенка с растением, которое имеет плохие корни. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития. Значит, нужно переделать почву, т. е., систему культурного воспитания в младенческом и дошкольном возрасте. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. По теории Л. С. Выготского высшие психические функции продукт культурного развития, а не биологического созревания. Культурное развитие возможно, но оно ограничено характерными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью.

Ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях. Впоследствии она перерастает в познавательную потребность, в стремление узнавать окружающий мир. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры. У умственно отсталых детей-дошкольников познавательные интересы и потребности оказываются развиты в меньшей мере, чем в норме. Потому у них наблюдается возрастание роли элементарных физиологических потребностей, например, потребностей в еде. В норме эти потребности с годами начинают постепенно занимать подчиненное положение. При слабости ориентировки, малой любознательности умственно отсталых детей органические потребности продолжают играть доминирующую роль. В дальнейшем, в школьном и особенно подростковом возрасте у многих умственно отсталых детей преждевременно пробуждаются половые потребности и интересы, часто вследствие дурных примеров или воздействия окружающих. Это происходит вследствие недостаточной развитости духовных потребностей и отсутствия личностной оценки действий, что искажает весь ход психического развития ребенка.

Особый интерес представляет анализ возникающей в младенческом возрасте потребности умственно отсталого ребенка в общении. Все органические потребности здорового и неполноценного ребенка могут быть удовлетворены только взрослыми. У умственно отсталого ребенка такая полная зависимость сохраняется гораздо дольше. Потребность в общении у него очень велика. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи. Но именно в связи с этой потребностью происходят существенные нарушения процесса его индивидуального развития. Взаимоотношение умственно отсталого ребенка с родителями, братьями и сестрами с самого начала складываются неблагоприятно для развития его психики. Большинство родителей не умеют ввести такого ребенкав мир социальной действительности: семья обычно не способствует воспитанию у него самостоятельности. Умственно отсталый ребенок слаб и моторно неловок, он долго не может научиться сидеть, стоять, ходить.Его руки непрочно удерживают предметы: ложку, игрушку, чашку. Очень быстро родители приходят в отчаяние от беспомощности ребенка и начинают его полностью или чрезмерно обслуживать. Прекращаются или резко сокращаются попытки научить его самостоятельно пользоваться вещами. Все это ведет к неблагоприятным последствиям. Ребенок минует важнейшую школу развития психики, школу овладения предметными действиями. Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию движений, приобретению опыта употребления предметов, ознакомлению с физическими свойствами вещей. Отсутствие у ребенка сильной потребности в новых впечатлениях с одной стороны, и необоснованно быстрая потеря родителями надежд на возможность развития у него самостоятельности с другой, сводят контакт между ними только к удовлетворению органических потребностей. Ребенка оберегают, но не развивают.

Замедленный темп развития речи и её несовершенство затрудняют и сильно ограничивают общение умственно отсталого ребенка с окружающими. Следующий, еще более тяжелый, момент начинается со времени соприкосновения умственно отсталого ребенка с детским коллективом, который является центральным фактором в развитии высших психических функций. Умственно отсталый ребенок до момента поступления во вспомогательное учреждение как бы «выпадает» из детского коллектива. Он не занимает в этом коллективе адекватной позиции. Нормальные сверстники с ним не играют вовсе или предлагают ему самые невыгодные роли. Часто они вообще игнорируют его. Важной жизненной школой ребенка является школа коллективной ролевой игры. Ребенок усваивает в процессе игры смысл общественных взаимоотношений взрослых, постигает права и обязанности по отношению к коллективу. Чаще всего умственно отсталый ребенок эту школу также минует. И, наконец, последний, наиболее тяжкий ущерб его психическому развитию наносится в годы его пробного пребывания в массовом детском саду. Оно травмирует ребенка, способствует возникновению и закреплению неправильных навыков, отрицательного эмоционального отношения к учебным занятиям. И даже попадая наконец в адекватный детский коллектив, ребенок продолжает оставаться уязвимым, занимающим особую, приниженную позицию в своем дворе, среди братьев и сестер, на своей улице. Как ни скудно развивается личность умственно отсталого ребенка, но она все же развивается, и ведет, пусть не слишком активную, но все же некоторую борьбу за свои социальные позиции. Замечательный русский ученый Э. Сеген еще в начале 19 века поставил вопрос о значении привычек для воспитания умственно отсталых детей. Облик умственно отсталого ребенка определяется в большей части своих проявлений «не природой, а привычками». Все органы без исключения можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, все органы, и больше всех – головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются. Э. Сеген подчеркивает решающую роль привычек для судьбы умственно отсталого ребенка, считая, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные – погубить. Значение воспитания привычек для нравственного развития умственно отсталых детей особенно велико еще и потому, что в связи с нарушениями в области познавательной деятельности, малой развитостью их сознания и самосознания, воспитание нравственных убеждений, принципов относительно затруднено

Для того, чтобы предостеречь здорового ребенка от ошибочного действия, достаточно нескольких справедливых замечаний и разъяснений. Этого недостаточно, когда речь идет об умственно отсталом ребенке, т. к. его отличает слабость словесной регуляции поведения.

Воспитание привычек и характера умственно отсталого ребенка не в меньшей, а в большей степени, чем его обучение, требует особой программы и методики. Так, например, в 3-4 года ребенок получает в свое распоряжение какие-то игрушки, картинки, палочки и т. д. Если в то же время его не приучали аккуратно складывать это его имущество в определенное место, возникнет и укрепится привычка разбрасывать вещи как попало. Если специально не приучать ребенка обмениваться или делиться своими вещами, игрушками и сладостями с другими детьми, очень часто стихийно возникает привычка разрешать такие «имущественные» разногласия с помощью драки. Ребенок, не приученный своевременно к разумным ограничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается, и когда вздумается. Таким образом, главными и ведущими неблагоприятными факторами является слабая любознательность (ориентировка) и замедленная затрудненная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости. Ребенок, выпадая из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными действиями и ролевой игрой). Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышление, память, характер и т. д.).

Современная тенденция ранней диагностики разных форм умственной отсталости, разных типов патологий нервной системы ребенка, создание дошкольных детских учреждений для разных типов детей, комплексная работа детских психоневрологов, дефектологов и патопсихологов помогут реализовать на практике рекомендации Л. С. Выготского, возвратить к полноценному общественному труду и жизни многие тысячи детей, обреченных в прежние годы на инвалидность, нищету и общественное призрение.

Источник

ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА2. 1. Психо — педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Классификация олигофрении. Влияние взрослого на психическое развитие умственно отсталых детей. Введение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ1. 1. Сущность и причины умственной отсталости детей. Список использованных… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Роль взрослого в психическом развитии умственно отсталого ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

    • 1. 1. Сущность и причины умственной отсталости детей
    • 1. 2. Классификация олигофрении
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА

    • 2. 1. Психо — педагогическая характеристика умственно отсталых детей
    • 2. 2. Влияние взрослого на психическое развитие умственно отсталых детей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1. Сущность и причины умственной отсталости детей

Британский специалист по вопросам прав умственно отсталых лиц, доктор Адриан Уорд, утверждает: «Умственная отсталость не является болезнью. Она может быть вызвана болезнью (например, менингит) или быть связанной с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна). Она может также быть вызвана физическими повреждениями мозга во время беременности, родов или в течение жизни. Ее могут вызвать сложные социальные и психологические причины. Во многих случаях специфическая причина неизвестна».

К причинам можно отнести недостаточное или неправильное питание матери, недостаточное количество йода в пище, а также неадекватная помощь в перинатальном периоде. Еще одной причиной возникновения умственной отсталости является «родовая травма» или «нарушения, связанные с вакцинацией», это крайне редкие явления. В отношении умственно отсталых используется медицинский термин «олигофрения» и среди ее причин называют неблагоприятную наследственность или перинатальные поражения плода вследствие острых и хронических инфекций, интоксикации, травмы материнского организма, родовой травмы, длительной асфиксии плода, заболевания ребенка в первые годы жизни энцефалитом или менингитом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бизюк А. П Основы нейропсихологии. Учебное пособие.-Спб.: Речь, 2005. — 293с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. — 654 с.
  3. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — 1120 с.
  4. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н. Л. Белопольская. — 2-е изд., испр. — М.: Комто-Центр, 2001. — С. 19−29
  5. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. — Т.2. — М.: ЧеРо, 2002. — С. 272−311.
  6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков . Руководство — СПб: Речь, 2003. — 391с.
  7. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
  8. Лурия А.Р. Дефектология и психология // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. — СПб.: Питер, 2001. — С. 47−55.
  9. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 31 700 — Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с
  10. Мастюкова Р.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004. — 408 с.
  11. Мозговой В.М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. — М.: Академия, 2006. — 224 с.
  12. Назарова Н.М. Специальная педагогика. — М.: Изд. центр Академия, 2007. — 400с.
  13. Обучение детей с нарушениями интелектуального развития/ Под ред. Б. П. Пузанов. — М.: «Академия», 2003. — 272с.
  14. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С. В. Лауткина. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. — 211 с.
  15. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузецовой. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 480 с.
  16. Петрова В. Г, Белякова И. В, Психология умственно отсталых школьников.- М.:Академия, 2002. — 160с.
  17. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособ. для студ. сред. спец. учеб. завед.-М.: ВЛАДОС, 2003.-352с.
  18. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / Под ред. М.Пишчек. — СПб.: Речь, 2006. — 276с.
  19. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии/В.О. Скворцова. — М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006−160 с.
  20. Слепович Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. — СПб.: Речь, 2008. — 247 с.
  21. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственноотсталых школьников : дис. … канд. психол. наук / О. Е. Шаповалова. — Нижний Новгород, 2006. — 279 с.
  22. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта /Л. М. Шипицына. — М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
  23. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. — М.: Изд-во НЦЭНАС. — 2002. — 40 с.
  24. https://www.tezis.ru/classificatsiya-umstvennoy-otstalosti.html
  25. https://belapdi.org

Источник

ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА2. 1. Психо — педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Классификация олигофрении. Влияние взрослого на психическое развитие умственно отсталых детей. Введение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ1. 1. Сущность и причины умственной отсталости детей. Список использованных… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Роль взрослого в психическом развитии умственно отсталого ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

    • 1. 1. Сущность и причины умственной отсталости детей
    • 1. 2. Классификация олигофрении
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА

    • 2. 1. Психо — педагогическая характеристика умственно отсталых детей
    • 2. 2. Влияние взрослого на психическое развитие умственно отсталых детей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1. Сущность и причины умственной отсталости детей

Британский специалист по вопросам прав умственно отсталых лиц, доктор Адриан Уорд, утверждает: «Умственная отсталость не является болезнью. Она может быть вызвана болезнью (например, менингит) или быть связанной с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна). Она может также быть вызвана физическими повреждениями мозга во время беременности, родов или в течение жизни. Ее могут вызвать сложные социальные и психологические причины. Во многих случаях специфическая причина неизвестна».

К причинам можно отнести недостаточное или неправильное питание матери, недостаточное количество йода в пище, а также неадекватная помощь в перинатальном периоде. Еще одной причиной возникновения умственной отсталости является «родовая травма» или «нарушения, связанные с вакцинацией», это крайне редкие явления. В отношении умственно отсталых используется медицинский термин «олигофрения» и среди ее причин называют неблагоприятную наследственность или перинатальные поражения плода вследствие острых и хронических инфекций, интоксикации, травмы материнского организма, родовой травмы, длительной асфиксии плода, заболевания ребенка в первые годы жизни энцефалитом или менингитом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бизюк А. П Основы нейропсихологии. Учебное пособие.-Спб.: Речь, 2005. — 293с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. — 654 с.
  3. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — 1120 с.
  4. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н. Л. Белопольская. — 2-е изд., испр. — М.: Комто-Центр, 2001. — С. 19−29
  5. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия. — Т.2. — М.: ЧеРо, 2002. — С. 272−311.
  6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков . Руководство — СПб: Речь, 2003. — 391с.
  7. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
  8. Лурия А.Р. Дефектология и психология // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. — СПб.: Питер, 2001. — С. 47−55.
  9. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 31 700 — Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с
  10. Мастюкова Р.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004. — 408 с.
  11. Мозговой В.М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. — М.: Академия, 2006. — 224 с.
  12. Назарова Н.М. Специальная педагогика. — М.: Изд. центр Академия, 2007. — 400с.
  13. Обучение детей с нарушениями интелектуального развития/ Под ред. Б. П. Пузанов. — М.: «Академия», 2003. — 272с.
  14. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С. В. Лауткина. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. — 211 с.
  15. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузецовой. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 480 с.
  16. Петрова В. Г, Белякова И. В, Психология умственно отсталых школьников.- М.:Академия, 2002. — 160с.
  17. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособ. для студ. сред. спец. учеб. завед.-М.: ВЛАДОС, 2003.-352с.
  18. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / Под ред. М.Пишчек. — СПб.: Речь, 2006. — 276с.
  19. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии/В.О. Скворцова. — М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006−160 с.
  20. Слепович Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. — СПб.: Речь, 2008. — 247 с.
  21. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственноотсталых школьников : дис. … канд. психол. наук / О. Е. Шаповалова. — Нижний Новгород, 2006. — 279 с.
  22. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта /Л. М. Шипицына. — М.:Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
  23. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. — М.: Изд-во НЦЭНАС. — 2002. — 40 с.
  24. https://www.tezis.ru/classificatsiya-umstvennoy-otstalosti.html
  25. https://belapdi.org

Источник