Роль восприятия в развитии речи ребенка

Зульфия Клинова
Восприятие и речь у детей дошкольного возраста

Восприятие и речь у детей дошкольного возраста

Все приобретения ребёнка в раннем детстве возникают под непосредственным влиянием взрослых, которые не только удовлетворяют все потребности ребёнка, но и организуют разнообразный контакт его с действительностью, его ориентировку в ней, действия с предметами. Взрослый подносит ребёнку для рассматривания различные вещи, стучит с ним погремушкой, впервые кладет в руку ребёнка предмет для захватывания; при помощи взрослого ребёнок научается сидеть; взрослый поддерживает его при первых попытках стоять и ходить.

В процессе взаимодействия со взрослыми возникает первичное понимание речи людей, появляется потребность в речевом общении, произносятся первые самостоятельные слова ребёнка.

Наиболее благоприятны для начала понимания речи зрительные ориентировки ребёнка в окружающем, организуемые взрослыми. Многократное повторение названия предмета во время рассматривания и действий с ним приводит ребёнка к установлению связи между словом-названием предмета и внешним видом предмета. Первоначальное понимание ребёнком слов-названий выражается в том, что ребёнок на слова взрослого «где то-то?» («где чашка?», «где куклу?») поворачивает голову в сторону называемого предмета, ищет глазами предмет, смотрит на него, начинает к нему тянуться ручками. (Запорожец,1956).

Называя те или иные качества или признаки предметов, ребёнок тем самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга; определяя в речи их состояния или действия, ребёнок осмысливает реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи словами – названиями качеств, признаков, состояний предметов и отношений между ними – является важным фактором развития целенаправленного, осмысленного восприятия. (Эльконин Д. Б.)

С раннего детства восприятия формируются под влиянием языка, в котором закрепился общественный опыт прошлых поколений. Слово участвует и в выделении, и в объединении комплексных раздражителей (или компонентов). Словом обозначаются выделяемые признаки или части предметов, равно как предметы или явления в целом.

Как и другие психические процессы, восприятие у человека характеризуется постоянным взаимодействием двух сигнальных систем.

Тесное взаимодействие двух сигнальных систем в процессе восприятия основывается на передаче возбуждения из одной сигнальной системы в другую. Связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную систему, что ведёт у осмысливанию, к сознательному различению раздражителей. Вместе с тем словесные связи передаются в первую сигнальную систему, что ведёт к восполнению и изменению восприятия под влиянием слов.

Воспринимая предмет, человек относит его к определённой словесно обозначаемой категории предметов, высказывает те или иные словесно выраженные суждения о нём.

Велика роль слова при выделении слабых компонентов комплексного раздражителя. Они часто маскируются более сильными компонентами. Между тем во многих случаях именно они должны играть существенную роль в узнавании предметов. Взаимодействие обеих сигнальных систем способствует усилению слабого компонента, т. е. выделению не замечавшихся ранее признаков (или каких-либо незамеченной части предмета).

В работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению роли речи в развитии детского восприятия,указываются разные аспекты влияния слова на перцептивные процессы: создание установок и формирование гипотез о воспринимаемых явлениях, фиксация внимания ребёнка на определённых объектах и их признаках, подкрепление и выражение феноменального опыта, придание восприятию обобщенного, категориального и осмысленного характера и др.

Второй подход к проблеме, являющийся более содержательным, основывается на признании и подчеркивании специфической роли слова как частицы общественного опыта, вносящего в восприятие функции осмысливания, обобщения и отвлечения.

Суть этого подхода, пожалуй, наиболее ясно выражена Б. Г.Ананьевым: «Логическое, теоретическое или научное мышление, обобщающее знания, накопленные человечеством, отражающее объективные законы мира, определяет уровень и направленность различения объектов, категориальный характер восприятия любой модальности… Логическое мышление и речь как его орудие и форма существования способствуют включению каждого нового чувственного знания в определённую систему познания, в определённый вид познавательной деятельности.

В исследованиях Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Швачкина, Ф. С. Розенфельд и др. было показано, как усвоение детьми слов – названий предметов приводит к тому, что в этих предметах начинают выделяться существенные признаки, связанные с их употреблением, а признаки несущественные (цвет, величина, частные особенности формы) отступают на второй план.

В работах А. А. Люблинской подчеркивается приобретение восприятием ребёнка в связи с усвоением речи осмысленного и категориального характера. Слово приводит к выделению общего в единичном, овладение новыми словами увеличивает число категорий, в которые может быть включен предмет, открывая, таким образом, новые аспекты его восприятия.

Таким образом, роль речи в развитии восприятия выступает как включение в процесс восприятия стоящих за словом логических компонентов, как влияние мыслительных операций и категорий на перцептивную деятельность и её результаты.

Слово при этом рассматривается как носитель определённого понятия, а процесс усвоения слов – как процесс формирования понятий о предметах и их свойствах.

Усвоение ребёнком речи происходит в разнообразных и в значительной степени не контролируемых условиях, главным образом в ходе повседневного общения с окружающими людьми, в связи с самыми различными ситуациями и видами деятельности. Поэтому влияние речи на развитие детского восприятия оказывается слитым с влиянием многих других факторов.

Попытки «перескочить» в обучении через усвоение значения слова в функции носителя эталонного представления к непосредственному усвоению его понятийного содержания (т. е. получению обобщения путем демонстрации детям объектов, в которых данный признак представлен в различных вариантах) приводят к тому, что слово остаётся «пустым», не может вызвать в сознании ребёнка соответствующего образа, хотя на первый взгляд и «понимается» им, т. е. служит сигналом для выполнения определённых действий или опознания предметов.

Но если слово не может сформировать у ребёнка эталонных представлений о свойствах предметов, минуя опыт его личной деятельности по обследованию и сопоставлению этих свойств, то оно, отражая общественный опыт, направляет эту деятельность именно на те свойства, которые являются нормативными. Иначе говоря, роль слова в сенсорном развитии не сводится к фиксации сенсорных эталонов, она заключается также в переводе детей от выделения единичных, зачастую имеющих ситуативное значение эталонных признаков к усвоению систем чувственных качеств, сложившихся в процессе общественно-исторической практики.

Слово – название свойства фиксирует уже имеющиеся у ребёнка эталонные образы и делает их более прочными и легко вызываемыми, даёт ребёнку возможность гораздо более свободно оперировать ими. Это видно на примере детей, знающих все названия цветов. У этих детей не бывает ни одного отказа от отсроченного воспроизведения, ни одной просьбы ещё раз показать образец. Между тем у детей, не знающих названия цвета, такие случаи наблюдаются. Ребёнок как бы не имеет средств для длительного удержания или своевременного восстановления в представлении нормативного образца (эталона).

Роль слова – фиксатора эталонного образа отличается от его роли в качестве носителя понятия. В случае, где слово не фиксирует имеющийся нормативный образ, а накладывается на более элементарную основу, оно может вступать в конфликт с образом-эталоном и мешать его применению в ходе перцептивного действия. Такой случай, очевидно, там, где детям известны названия только основных цветов.

Слово всегда является для ребёнка дошкольника очень сильным раздражителем. Но слово оказывает положительное воздействие только в том случае, если оно адекватно фиксирует имеющиеся у ребёнка эталонные образы. Слово – название цвета, будучи распространенным на сходные цвета, ведёт к формированию неправомерно обобщенного или, вернее, генерализованного эталона, заменяющего собой дифференцированные и адекватные чувственные эталоны.

Осмысление экспериментальных данных в свете теоретических положений Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. С. Цветковой и др. о связи, о взаимообусловленности формирования восприятия перцептивных образов и образов-представлений и развития речи позволяет думать, что дефицитарность/несформированность зрительного предметного восприятия и зрительных предметных образов и представлений оказывает негативное влияние на развитие речевых процессов, в частности, на сужение субъективного и объективного словаря.

Л. С. Цветкова подчеркивает существенную роль «целостности, интегративности и связности» зрительно-предметного восприятия зрительных образов-представлений, зрительно-предметной памяти, для «общего психического развития, развития речи и интеллекта».

Ряд других известных ученых – П. К. Анохин, С. А. Саркисов, Ж. Пиаже, Э. А. Костандов считали, что способность понимать виденное не является врожденным свойством мозга, а приобретается через опыт и что постнатальный период у человека имеет решающее значение для формирования мозга и церебральных механизмов понимания, символизации сигналов и др. Х.Дельгадо пишет: «… мы располагаем медицинскими данными об отрицательном влиянии недостаточного сенсорного притока на физиологическое развитие ребёнка»

«Нечувствительность» к существенным, признакам предмета на уровне образа-представления выражается в специфическом нарушении протекания мыслительных, речевых, перцепторных процессов.

«Нечувствительность к существенным признакам предметам»(Л. С. Цветкова) играет определённую негативную роль в формировании интеллектуальных процессов у детей. Согласно результатам нейропсихологических исследований больных с афазией и детей с аномальным развитием, именно «чувствительность» к таким элементам перцепторного образа, образа-представления играет определяющую роль в семантике образа, обнаруживая связь с его значением, смыслом и тесно связанными с образно-предметной сферой речевыми процессами.

Интенсивное развитие речи играет весьма важную роль в развитии всех психических процессов у ребёнка. Восприятие развивается в этот период, как и во всей дальнейшей жизни детей, в неразрывной связи с развитием речи.

Источник

Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов

Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности – угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач “прислушаться”, “напрячь слух“, “сосредоточить слух“. А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.

Консультация Роль слухового восприятия в развитии речи детей

Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ “ДСОВ №1” г. Братска Иркутской обл.

Уважаемые родители и педагоги!

Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.

Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.

Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.

Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.

Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.

Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.

Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.

В чём же дело?

Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту – профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.

Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.

Действительно, – ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!

Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.

Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, – то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.

Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.

Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.

А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать – все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.

Сенсорная система человека это – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).

Для накопления опыта ребенку нужно,чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка – мягкая.

Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.

Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.

Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.

По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.

Например,если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. – то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.

Если в вашей речи присутствуют слова: гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. – ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.

Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса: «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?»Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.

Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функциислуховое восприятие и слуховое внимание.

Для развития слухового восприятия нужны такие игры,чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.

Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов,которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!

Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.

Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления: «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» – например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» – громыхание, гогот и т. д. ; на «т» – трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.

Можно строить разные словесные формы,обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.

Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».

Желаю вам успеха!

Источник

Роль фонематического восприятия

в формировании речи детей

Семинар – практикум для воспитателей

Фонематический слух – способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами  данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии  устной речи окружающих и одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

   Ребенок появляется на свет и уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Но простого наличия сенсорной способности к восприятию звуков недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет ее восприятие.

   Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребенок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребенка оказывается сформированным.

   Конечно, в этом возрасте речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого наличием разного рода неправильностей и неточностей.

   Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в процессе онтогенеза.

На первом (дофонемном) этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, отсутствует понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает способность к различению наиболее контрастных и далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей и не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослый произносят так, как произносит их сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной, но уже начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, которое выражается в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе у ребенка активная (экспрессивная) речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке должен:

 –  постепенно усваивать артикуляторные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз;

 – различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

 – слух и фонематическое восприятие;

 – а так же моторика речевого аппарата.

Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: 

 – фонематический слух т.е способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;

 – и элементарный звуковой анализ.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения.

Это вызвано:

 – либо – нарушением моторики артикуляционного аппарата;

 – либо – недостаточным развитием фонематического восприятия;

 – либо – нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Например: трёхлетняя девочка Вера на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея».

Если ребенка спросить еще раз «Тебя зовут Вея?», то можно услышать такое объяснение «Не Вея, а Вея ». Это доказывает то, ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками, узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В возрасте 5-6 лет нормально развивающийся ребенок  уже имеет довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. Он правильно произносят звуки родного языка, у него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   В свою очередь недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей имеющих недостаточно развитое фонематическое восприятие страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) – леса (мн. число слова лес) т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне и отсутствует способность различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Источник