Роль восприятия в психическом развитии ребенка
Восприятие. Его значение в развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, одна из ступеней в ходе психического развития. На каждом этапе формируются определённые психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребёнку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои, наиболее благоприятные периоды развития. В младенческом возрасте – ощущения, в раннем возрасте – речь, в дошкольном возрасте – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление. Если ребёнок недостаточно был включён в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечёт за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребёнка.
В первые шесть лет дети находятся в ситуации, когда они посредством своего восприятия выстраивают образ действительности, в соответствии с которым они потом ведут себя. Если мы будем преподносить детям отдельные виды восприятия изолированно, мы тем самым создадим им сложности, поскольку тогда они переживают как реальное то, что вовсе не является реальностью. Эта проблема, кстати, имеет место в электронных медийных средствах, из-за чего они совершенно не подходят для раннего дошкольного возраста. Детсадовскому же ребёнку требуется действительность. Он должен видеть предмет, который на ощупь является таким или другим, ему необходимо видеть, что именно издаёт тот или иной запах. Иными словами, важно, чтобы для развития чувств у детей мы находили реальные комплексные ситуации в жизни.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтение книг, просмотр фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой. Дидактические игры, моделирующие свойства явлений и предметов, их связи и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и мышления. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребёнка, его способности подмечать особенности предмета или явления, детали, чёрточки, которые не подметили взрослые. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью, выполняя обслуживающую функцию. Если в процессе воспитания ребёнок не получил благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Младший дошкольный возраст (3-4 года) носит предметный характер. Все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., ребёнок воспринимает слитно, нераздельно с предметом. Считая, что данное свойство принадлежит данному предмету, выделяет этот предмет от других. Далее, действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать и разнообразие свойства предметов.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), ребёнок осваивает приёмы активного познания свойства предметов путём наложения, прикладывания, измерения. В процессе активного познания ребёнок знакомится с цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности, учится различать их оттенки и особенности.
В старшем дошкольном возрасте (5-6лет) ребёнок учится различать разновидности свойств, обнаруживать их сочетания в целостных предметах, учится словесному описанию, использованию свойства предметов в разных видах деятельности. В этом возрасте знание о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью. Ребёнок осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.
Включение ребёнка в доступные виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия. Но если эта активность не организована целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему. Незавершённость в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных способностей.
Источник
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т. е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия … ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.
Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.
Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.
Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами — нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов — не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке — сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.
Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить — готовую пирамидку или матрешку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, т. е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой — втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют автодидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке — он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.
В 2—2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.
Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.
На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круглые предметы «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой.становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Источник
Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения
Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.
Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.
Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.
Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.
Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.
По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.
Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.
Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.
Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.
Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.
А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.
Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.
Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.
Источник
Зрительный анализатор занимает важное место в процессе получения человеком информации от внешнего мира: через зрительную систему человек получает более 80 % информации о внешнем мире. В филогенезе и в онтогенезе в норме складывается преимущественно зрительный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется одновременным наличием двух свойств: оно является одновременно симультанным и дистантным.
Симультанность восприятия – это способность воспринимать несколько объектов одновременно с большей или меньшей четкостью, то есть видеть определенную часть пространства перед собой. Дистантность (дистальность) – это способность воспринимать окружающий мир и предметы в нем без непосредственного контакта с этими предметами. Человек с помощью зрения может воспринимать не только те предметы, к которым он может прикоснуться, но также и то, к чему он прикоснуться не может в данный момент или не может вообще. Так, мы можем видеть высоко летящие самолет и птицу, птицу на вершине дерева, стог сена вдалеке и т.д. Никакой другой орган чувств не обладает одновременно симультанностью и дистантностью, что обеспечивает человеку относительную свободу в восприятии окружающего мира.
Зрительная стимуляция, которая поступает в головной мозг ребенка с самого рождения, оказывает существенное влияние на созревание различных отделов коры, то есть участвует в стимуляции созревания разных отделов головного мозга. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни.
Зрительная депривация (или полное отсутствие зрения) уже в первые месяцы жизни ребенка создают ситуацию «информационного вакуума» [1; 2]. Ребенку с серьезными нарушениями зрения не хватает зрительной информации, и это сказывается на развитии у него движений: у детей запаздывает появление основных движений, а вместо них наблюдаются стереотипные движения для стимуляции мозговой деятельности. Зрительный информационный поток играет положительную роль в формировании познавательного интереса к окружающему, без такой поддержки поведение регулируется в основном на эмоциональном уровне. Зрение – это интегрирующий фактор в раннем развитии ребенка: оно играет связующую роль между предметами и движениями человека, а разделенное зрительное внимание создает базу для социального взаимодействия ребенка и взрослого.
Зрительное восприятие – продукт слаженной работы различных звеньев зрительной системы и других систем организма, связанных со зрением; процесс создания целостных зрительных образов предметов и явлений.
Зрительная система – совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, которая воспринимает и анализирует световые раздражители. С физической точки зрения свет – это электромагнитное излучение с различными длинами волн. Способность видеть объекты связана с отражением света от поверхности. Главные характеристики светового стимула – его частота и интенсивность. Частота определяет окраску света, а интенсивность – его яркость. Процесс построения зрительных образов включает несколько звеньев: он начинается с проекции изображения на сетчатую оболочку глаза, затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы. Процесс завершается принятием высшими корковыми отделами зрительной системы «решения» о зрительном образе.
К характеристикам зрения относятся острота зрения и поле зрения.
Острота зрения – максимальная способность различать отдельные детали объектов. Она определяется по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые различает глаз, то есть видит их отдельно, а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту. Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки – желтое пятно, а к периферии от него острота зрения намного меньше. Острота зрения измеряется при помощи специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв, рисунков или незамкнутых окружностей разной величины.
Поле зрения – область пространства, видимая глазом при фиксации взгляда в одной точке, без движений глаз и/или головы. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают. Границы поля зрения составляют 180 градусов по горизонтали и 110 градусов по вертикали. При изменении положения глаз и/или головы поля зрения смещаются, и один и тот же объект попадает в разные участки поля зрения.
Зрительный анализатор состоит из трех основных частей: периферический отдел – сетчатка глаза, проводниковый отдел – система подкорковых мозговых образований и центральный отдел – участок коры головного мозга в затылочной части.
К периферическому отделу относится сетчатка глаза, которая расположена на задней части глазного яблока. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей сетчатке (светочувствительной оболочке глаза). Свет попадает на сетчатку глаза через оптические и преломляющие среды, к которым относятся склера, конъюнктива, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело.
Зрачок – это отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз. Он повышает четкость изображения на сетчатке глаза. Расширение или сужение зрачка регулирует поток света, попадающий в глаз. Хрусталик – двояковыпуклая линза – способен изменять свою кривизну, что позволяет проецировать луч света точно на сетчатку глаза. Изменение кривизны хрусталика называется аккомодацией. Определенная кривизна и показатель преломления роговицы и хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза. Функция аккомодации хрусталика – проекция изображения точно на сетчатку. Внутри глаза, позади хрусталика, находится стекловидное тело. Если расстояние между хрусталиком и сетчаткой больше, чем фокусное расстояние хрусталика, то возникает близорукость (миопия). Если сетчатка расположена слишком близко к хрусталику и фокусировка хороша только при рассматривании далеко расположенных предметов, возникает дальнозоркость (гиперметропия). Близорукость и дальнозоркость корректируются очками с вогнутыми и выпуклыми линзами соответственно. Изменение лучепреломления в различных диаметрах роговицы называется астигматизмом, который являетсярезультатом неравномерной кривизны роговицы. Оптическая система глаз фокусирует изображение на рецепторной поверхности сетчатки. Диоптрический аппарат глаза передает на сетчатку резко уменьшенное изображение предметов.
В создании зрительного образа принимают участие два глаза, что обеспечивает бинокулярное зрение, которое необходимо для восприятия глубины и удаленности предмета. При взгляде на предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки пространства попадает на так называемые корреспондирующие участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно.
Оптическая система обеспечивает фокусировку изображения на рецепторной поверхности сетчатки. На сетчатке получается изображение, резко уменьшенное и перевернутое вверх ногами и справа налево. Сетчатка – это высокоорганизованная слоистая структура, которая включает различные виды рецепторов и нейроны. Всего в сетчатке представлено 10 слоев рецепторов и нейронов, среди которых есть фоторецепторы (палочки и колбочки), всего около 130 миллионов фоторецепторов. Сетчатка столь сложно организована, что ее образно называют частью мозга, вынесенной на периферию. С фоторецепторами связаны несколько слоев нейронов, которые формируют поток нервных волокон, идущий к подкорковым областям головного мозга.
Длинные аксоны данных нейронов образуют зрительный нерв. Из каждого глаза выходят зрительные нервы, которые перекрещиваются в области основания черепа, где более половины волокон переходят на противоположную сторону. Остальные волокна вместе с перекрещенными аксонами зрительного нерва (2-я пара черепных нервов) образуют зрительный тракт. Нервные волокна зрительного тракта подходят к разным подкорковым образованиям: ядрам верхних бугров четверохолмия в среднем мозге, ядрам наружного коленчатого тела в таламусе, к ядрам глазодвигательных нервов. Из подкорковых структур нервные волокна попадают в первичную зрительную кору, которая является корковым концом зрительного анализатора, где происходит первичный анализ зрительной информации. Нервные клетки первичной зрительной коры связаны с клетками вторичной зрительной коры, которая отвечает за синтез зрительных ощущений и построение целостных зрительных образов. Таким образом, благодаря слаженной работе всех звеньев зрительной системы у человека возникают зрительные образы.
Для успешной работы системы распознавания образов очень важны движения глаз. Глаз человека приводится в движение шестью наружными мышцами, прикрепленных к глазному яблоку, которые иннервируются черепными нервами (глазодвигательный, боковой и отводящий нервы). Движения глаз совершаются одновременно и содружественно. Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить (конвергенция), а рассматривая далекие предметы – разводить зрительные оси обоих глаз (дивергенция). Относительно координат головы глаза двигаются горизонтально, вертикально и вокруг своей оси. Движения глаз тесно связаны с регуляцией со стороны вестибулярного аппарата. При взгляде на любой предмет глаза двигаются от одной точки фиксации к другой быстрыми скачками, эти движения называются саккадическими. Медленные движения осуществляются при слежении за движущимися объектами – это так называемые следящие движения.
Нарушения зрительных функций при поражении различных звеньев зрительной системы. Зрительная система может поражаться различными вредоносными факторами: воспалительным пароцессом, опухолями, сосудистыми нарушениями, травмами, кровоизлиянием. Специфическими для зрительной системы являются помутнение роговицы и хрусталика, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, спазмы или слабость глазодвигательных мышц. При поражении на разных уровнях зрительной системы возникают различные нарушения зрительных функций, представленные в таблице.
Таблица 8.1 – Нарушения зрительных функций
Уровни поражения зрительной системы | Симптомы (функциональные отклонения) |
Прозрачные и преломляющие среды: роговица, хрусталик, стекловидное тело | Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, искажение изображения на сетчатке, нарушение аккомодации и конвергенции |
Сетчатка | Снижение зрительной чувствительности, остроты зрения, увеличение световых порогов, нарушение полей зрения, зрительные скотомы в местах поражения, нарушения цветового зрения |
Зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт | Повышение порогов чувствительности, удлинение времени адаптации, нарушения полей зрения (сужение или выпадение полей зрения: зрительные скотомы, гемианопсии) |
Зрительная кора | Снижение остроты зрения, центральная слепота, нарушение глубины расположения объекта, уменьшение его размеров, искажение контуров объекта |
Мышцы, осуществляющие движения глазного яблока | Нистагм, косоглазие |
Источник