Роль воспитателя в жизни и развитии ребенка
Жегалова Ирина
Роль воспитателя в жизни детей
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
Успешное развитие личности ребёнка – дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателяс детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:
• Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности
• Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей
• Влияет на общение в группе сверстников
Климов Е. А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка – является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него – необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя – педагога?
Это:
• терпимый
• внимательный вежливый
• помогающий
• одобряющий
• сотрудничающий
• добросердечный
• открытый
• активно слушающий
Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.
Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.
Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка. Это такие игры, как «Комплементы», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.
Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателямрекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:
1. Создание обстановки доверительности – воспитатель
подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения и
взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.
2. Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.
3. Творческое сотрудничество – педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.
4. Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.
5. Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.
6. Активизирует речь детей путём одобрения,.
Перефразирования, повторения.
7.Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.
8.Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое
обращение, сравнение, вопросы удивления.
9. Самопомощь – давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор
Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Роль воспитателя – педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.
Источник
Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.
Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.
Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.
Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Источник
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
Успешное развитие личности ребёнка – дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателя с детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:
- Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности
- Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей
- Влияет на общение в группе сверстников
Климов Е.А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка – является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него – необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя – педагога?
Это:
- терпимый
- внимательный вежливый
- помогающий
- одобряющий
- сотрудничающий
- добросердечный
- открытый
- активно слушающий
Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.
Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.
Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка . Это такие игры, как «Комплементы», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.
Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:
- Создание обстановки доверительности – воспитатель
подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения и
взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.
- Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.
- Творческое сотрудничество – педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.
- Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.
- Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.
- Активизирует речь детей путём одобрения,.
Перефразирования, повторения.
- Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.
- Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое
обращение, сравнение, вопросы удивления.
- Самопомощь – давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор
Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Роль воспитателя – педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.
Источник
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Столярова Наталья Александровна
Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка
Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это природное умение, которым наделен далеко не каждый человек. Воспитатель – это призвание, которое надо заслужить у детей, заслужить своим трудом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка очень важно самому найти ответ на вопрос, приложить собственные усилия, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в большей степени содействовать развитию ребенка, формирования в нем самостоятельного мышления, способности активно воспринимать окружающую действительность и самому решать различные проблемы. Воспитатель стремится к тому, чтобы весь воспитательно-образовательный процесс имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Главным моментом в этой связи будет являться выявление способностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем. Таким образом, знания, приобретаемые дошкольниками в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, и будут тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями. Эти знания будут находиться в тесной связи с практической деятельностью, которой будут заниматься дети. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, происходит становление сознания ребенка.
Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия жизни и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в детском коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выйти из-под опеки близких, и именно от родителей зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу. Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.
Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.
Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все это залог наилучшей адаптации ребенка в любом детском коллективе, а также, школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы.
В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык. Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам). Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.
Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:
- следовать режиму, разделяющему работу и отдых,
- находиться в коллективе и контактировать с людьми,
- всесторонне развиваться,
- самостоятельно работать,
- укрепить здоровье и характер.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать окружающую действительность, понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен многое уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и влияет на личные отношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, – так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
Поэтому роль воспитателя и детского сада жизни каждого ребенка очень важна и неоценима. «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. » (Сухомлинский В.А.)
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;
2. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.
3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,
4. Концепция дошкольного образования.
5. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.
6. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.
Опубликовано: 22.12.2016
Источник