Роль воспитателя в развитии внутренней мотивации ребенка

Роль воспитателя в развитии внутренней мотивации ребенка thumbnail

Онтогенетические аспекты мотивации рассматривались советскими психологами в русле возрастной и педагогической психологии. Проблемам мотивационно-потребностной сферы детей и подростков посвящены работы П.М.Якобсона, А.Н.Леонтьева, В.Г.Асеева, И.П.Подласого. Все эти авторы указывают на влияние воспитателя на процесс формирования мотивации. На наш взгляд, данная тема была и остается очень актуальной. По мере того как мотивы поведения начинают определять более или менее устойчивый образ действий, они переходят в характерологические свойства личности. Всякий мотив в потенции – это черта характера, которая влияет на всю деятельность человека. Роль воспитателя в процессе формирования такой важной личностной характеристики несомненна. И чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает воспитатель на развитие личности. На основании этого нами была выдвинута следующая гипотеза: мотивация детей зависит от ведущего уровня мотивации воспитателя.

Многие педагоги и психологи определяют понятие “воспитание” как процесс формирования личности. До школы воспитанием ребенка в основном занимаются, как правило, родители и воспитатели детского сада. В возрасте четырех-пяти лет происходит переход внешних сигналов, регулирующих деятельность, во внутренний план. Примерно в этом же возрасте у ребенка происходит формирование системы мотивов, их соподчинение. Жизненный опыт ребенка уже позволяет ему самому решать вопросы типа “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Средний дошкольный возраст можно считать сенситивным, наиболее благоприятным для усвоения, принятия и перехода во внутренний план правил поведения. Если это не происходит, то впоследствии блок внутреннего контроля деятельности формируется намного труднее.

Многое зависит от того, как воспитатель выстраивает свои отношения с ребенком, какие мотивы движут его поведением. Воспитатель и ребенок являются субъектом одной воспитательной системы и, следовательно, мотивы воспитателя влияют на мотивы ребенка. Нами было проведено экспериментальное исследование ценностных ориентаций следующих групп: родители, дети-дошкольники и воспитатели при помощи методики С.С.Бубновой (взрослый и детский варианты). Выделено одиннадцать групп мотивов: приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус; признание и уважение людей; высокая социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; здоровье; общение.

Проведенное исследование позволило выявить следующие эмпирические закономерности. Для дошкольников 5-6-летнего возраста наиболее значимыми мотивами являются любовь к близким, красота и чистота земли, познание нового. Отвергается удовлетворение насущных желаний и удовольствия. У воспитателей в число значимых ценностей входят любовь к близким, помощь к другим, познание нового. Отвергаются: социальная активность, высокий социальный статус, высокое материальное благосостояние. Для родителей результаты исследования оказались совершенно другими. Наряду с общечеловеческими ценностями (общение и любовь), в число значимых ценностей входит высокое материальное благосостояние, что отличает структуру ценностей данной категории от предыдущих. Статистическая обработка эмпирических данных позволила сделать вывод о том, что воспитатели и дети имеют схожие актуальные мотивы. Следовательно, можно говорить о зависимости мотивов детей от мотивов воспитателей в большей степени, чем от мотивов их родителей.

Копасова Е.Г.

Также читайте:

Источник

ГКОУ МО «Преображение»

Доклад на тему: « Роль воспитателя в повышении учебной мотивации у воспитанников .»

Выполнила :воспитатель первой категории Блинова И.Г.

Егорьевск- 2019 г.

Здравствуйте ,уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о том как нам повысить учебную мотивацию у наших воспитанников.

Конечно ,каждый из нас ,воспитателей, хотел бы, чтобы наши воспитанники хорошо учились ,были любознательными, с удовольствием ходили в школу и получали хорошие оценки. Но чаще всего мы слышим от детей: «Не хочу!», «Мне не интересно!», «Я потом!» или «Я всё равно ничего не понимю!». Да, наши дети с трудными судьбами, они пропустили многое по программе и встретившись с трудностями начинают пасовать и искать оправдания своему нежеланию учиться. А нам надо помочь им повысить учебную мотивацию , сделать первый шаг , чтобы появился интерес к знаниям на этом нелегком пути.

Так что же такое мотивация? Мотивация-это «внутренний моторчик» человека, который побуждает его к активному действию, в определённом векторе ,упорно и планомерно. Мотивация подростка –это то , что побуждает его двигаться в том или ином направлении. И наша задача состоит в то ,чтобы помочь ему двигаться в направлении усвоения знаний и умений , которые помогут ему стать в будущем самостоятельным образованным гражданином.

Одним из основных методов воспитательной работы в этом направлении –это самоподготовка. Во время самоподготовки подростки могут пользоваться дополнительной литературой, искать ответы на просторах интернета, обратиться за помощью к воспитателям. Основным направлением работы с воспитанниками ,имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности -это выбор таких адекватных форм и методов обучения, которые воздействуют на эмоциональную сферу подростком, опираются на их личные интересы ,стремления и потребности ,способствуют осознанному отношению к учебной деятельности и постепенно формируется позитивное отношение к учёбе. И шаг за шагом догоняют своих одноклассников, начинают работать на уроках и получая поддержку воспитателей и учителей у подростка повышается самооценка ,и повышается мотивация к учебе.

Так же при работе с нашими детьми по повышению мотивации хороший результат дают –воспитательные часы ,где ребёнок становиться соавтором( зная тему ищет интересный материал ,чтобы сообщить его другим подросткам),индивидуальные беседы( когда подросток может рассказать какие трудности он испытывает в школе и по какому предмету ему нужна помощь),тренинги общения( когда подросток учится правильно выражать свои мысли), дискуссии(когда отстаивая своё мнение, учится слушать мнение других и находить правильное решение), совместно с психологами, тестирование и т.д..

Для того, чтобы это процесс был более плодотворным , в семье создаётся доброжелательная атмосфера , в которой подросток чувствует себя защищённым и любимым. Можно сказать ,что вовлекая подростка в общественную жизнь Детского дома тем самым мы повышаем его самооценку и повышаем мотивация к учёбе.

Однако не следует забывать ,что хорошие результаты так же зависит и от рационального образа жизни , выполнение режима дня. Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической нагрузки.

Воспитателям следует осуществлять тесное взаимодействие со школой ,иметь постоянную информацию о результатах учебной деятельности каждого воспитанника.Единство требований учителей и воспитателей ,их слаженная работа ,помогают добиваться желаемых результатов.

В нашей семье на данный момент находятся 4 воспитанницы : Люба К., учащаяся 10 класса ,Маргарита И. студентка 1 курса колледжа ,Вика Г и Полина С обучаются в Белоомуте и приезжают только на выходные и каникулы.

Девочки очень разные как по способностям, так и по характеру ,и по этому подход к самоподготовке для каждой индивидуален.

Так как девушки считают себя очень взрослыми и самостоятельными ,то иногда пытаются изменить время самоподготовки. И в таких случаях с ними проводятся беседы с целью формирования правильной организации времени. Во время самоподготовки оказываем помощь в выполнении домашних заданий, составления рефератов, докладов. Особое внимание в организации учебной деятельности в нашей семье уделяется повышению уровня выполнения домашнего задания. Часто используются дополнительные источники информации :книги ,интернет.

Рита, хотя она и студентка ,нуждается в постоянной помощи ,т.к. испытывает большие трудности в освоении материала .Ей часто приходится объяснять значение простых слов ,обучать её делать пересказ ,выбирая главное из текста, потому ,что девочка этого не умела делать. Рита- педагогически запущенная девочка, испытывала трудности со всеми предметами .Постепенно девочке стало самой интересно и появилось желание учиться. Девушка стала увереннее и в результате совместной работы закончила первое полугодие на повышенную стипендию . А ещё Рита с удовольствием прошла два онлайн- тестирования :одно международное по ПДД ,второе общероссийское Москва-столица России, заняла 1 места. Девушка очень гордится своими успехами.

Вторая наша воспитанница Люба К..У девушке хорошие способности ,но низкий уровень мотивации. поэтому часто приходится побуждать её к выполнению домашней работы и участию в общественной жизни Детского дома по средствам индивидуальных бесед и работы с психологом . Одновременно проходит работа по устранению неадекватного отношения к школе ,создание благоприятной атмосферы как в семье ,так и в классе, совместно с классным руководителем .Дистанционные занятия пошли девушке на пользу. И это тоже принесло хорошие плоды -Люба закончила полугодие с одной «тройкой».

Девушки ,которые обучаются в Белоомуте , тоже успешно закончили 1 полугодие .На данный момент, можно сказать, успеваемость в семье хорошая, но работу нельзя останавливать.

И в конце своего доклада хочу напомнить одну древнюю мудрость: « Можно привести коня к водопою, но заставить его пить нельзя.» Вот захочет ли наш воспитанник учиться, зависит только от нас

.

Источник

Дария Михайлова
Мотивация детей в ДОУ

В наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это – помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.)

Типы мотивации дошкольников.

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. Научите своего ребенка принять это. Показывая им, как проиграть или выиграть изящно, даст им возможность справиться с неудачами позже в жизни. Дети, у которых есть ряд интересов, будут подвержены различным возможностям. В сочетании с хорошим балансом между работой и жизнью, это сделает менее интересные задачи, с которыми они сталкиваются, менее деморализуют и легче справляются. Знание того, как отпраздновать и наслаждаться успехом, как своих, так и других, даст вашему ребенку что-то позитивное для достижения цели. Дайте ребенку возможность быть успешным и испытать положительные эмоции, которые идут с ним. Поддержка и руководство ими помогут построить чувство собственного достоинства, которое жизненно важно для самомотивации.

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах.

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние.

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды.

Поощрение ребенка, чтобы узнать о вещах, которые их интересуют, позволит им лучше понять концепции, которые они изучают в школе, особенно если вы проявляете творческий подход к тому, как вы связываете их интерес к обучению. Изгнание длины их любимого динозавра или измерение ингредиентов для выпечки поможет им понять размер или объем, не чувствуя себя как другой урок математики. Некоторые дети будут сидеть и слушать новую информацию. Другие хотят забрать вещи и использовать их сразу. Адаптация к их предпочитаемому способу обучения будет продолжать учиться весело, а не хлопот. Родители хотят помочь улучшить шансы ребенка на успех в школе, а затем и взрослые. Начав рано и поощряя своего ребенка правильно, вы можете помочь им развить черту, которая будет полезна для них на всю оставшуюся жизнь.

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику.

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала.

Грация – изящество движений, красота позы человек.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми (“Словарь педагогических терминов).

Мотивация обучения у маленьких детей.

Маленькие дети учатся всему, что они делают. Они, естественно, любопытны; они хотят исследовать и открывать. Если их исследования принесут удовольствие или успех, они захотят узнать больше. В эти ранние годы дети формируют отношение к обучению, которое продлится всю жизнь. Дети, получившие правильную поддержку и поощрение в течение этих лет, будут творческими, авантюрными учениками на протяжении всей своей жизни. Дети, которые не получают такого рода поддержки и взаимодействия, скорее всего, будут иметь совершенно иное отношение к обучению в будущем.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Характеристики мотивации у маленьких детей.

Дети делают много вещей просто потому, что хотят их делать. Выбор игрушки или рубашки для ношения – результат «внутренней мотивации». Ребенок делает свой выбор и добивается удовлетворения как от выбора, так и от возможности играть с игрушкой или носить рубашку. Поскольку деятельность порождает мотивацию, она в основном является самодостаточной до тех пор, пока ребенок хочет продолжить свою деятельность. Дети также участвуют в некоторых мероприятиях, потому что взрослые говорят им, или в попытке угодить другой стороне. Сложнее для ребенка поддерживать внешнюю мотивированную деятельность из-за этой зависимости от некоторой внешней силы. Поскольку самонадеянная деятельность более выигрывает сама по себе, дети больше учатся в этом виде деятельности, и они сохраняют это обучение лучше. Внутренне мотивированные дети более активно участвуют в их собственном обучении и развитии. Другими словами, ребенок с большей вероятностью узнает и сохранит информацию, когда он по своей сути мотивирован, когда он считает, что он радует себя.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

-Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

Родители могут опираться на это чувство уверенности, руководствуясь игрой и деятельностью своего ребенка, в то же время предоставляя ребенку ряд вариантов. Эта неструктурированная игра является важным элементом мотивации, обучения и развития ребенка. Ряд поведенческих характеристик являются показателями высокой мотивации. Вот некоторые из важных факторов и некоторые способы помочь вашему ребенку развивать эти характеристики. Настойчивость – это способность оставаться с заданием в течение достаточно длительного периода времени. В то время как очень маленькие дети не могут сосредоточиться на одной деятельности в течение часа, все еще существуют измеримые различия в продолжительности времени, в течение которого маленькие дети будут заниматься деятельностью. Очень мотивированный ребенок будет оставаться вовлеченным в течение длительного периода времени, в то время как немотивированный ребенок будет сдаваться очень легко, когда он не будет мгновенно успешным.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж – подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. Дети учатся упорству, когда они успешны в сложных задачах. Искусство в настойчивости в строительстве – это задача, которая достаточно сложна, но не подавляющая. Выбор вызова – еще одна характеристика мотивации. Эти мотивированные ученики выберут для них немного сложную деятельность, но это вызовет соответствующую задачу. Когда они успешно выполняют такую задачу, дети получают высокий уровень удовлетворенности. Немотивированные дети выбирают то, что очень легко и обеспечивает мгновенный успех. С таким легким успехом дети чувствуют только очень низкий уровень удовлетворенности, потому что они знают, что задача представляет собой небольшую проблему.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Задача родителей помогает их ребенку найти подходящую проблему, позволяя, таким образом, выбирать ребенка. Другим показателем мотивации является зависимость от взрослых. Детям с сильной внутренней мотивацией не нужен взрослый, постоянно наблюдающий и помогающий в занятиях. Дети, которые имеют более низкий уровень мотивации или имеют внешнюю мотивацию, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых и не могут функционировать самостоятельно. Поскольку независимость является важным аспектом качественного обучения, эта зависимость от взрослых значительно ограничит способность детей преуспеть в школе. Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

-Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Родители могут увеличить вероятность самостоятельной мотивации своего ребенка, предоставляя игрушки и действия, которые играют естественную творческую и любопытную роль ребенка. Часто это самые простые, самые основные игрушки: блоки, маленькие пластиковые «люди», игрушечная машина или две, и карандаши и бумага. Эти вещи побуждают детей изобретать свои собственные миры, а не в зависимости от взрослого, чтобы развлекать их. Последним показателем мотивационного уровня является эмоция.

У детей, которые явно мотивированы, будет позитивно проявляться эмоции. Они довольны своей работой и проявляют больше удовольствия в своей деятельности.

Дети без соответствующей мотивации будут казаться спокойными, угрюмыми и скучными. Они не будут получать никакого видимого удовольствия от своей деятельности и часто будут жаловаться. Как родитель, вы, вероятно, лучший судья настроения вашего ребенка.

Этот капризный, пронзительный голос обычно является хорошим показателем того, что ребенок не очень хорошо себя чувствует и нуждается в каком-то новом приключении. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что – либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Новорожденные рождаются с огромным количеством внутренней мотивации. Эта мотивация направлена на то, чтобы иметь некоторый видимый эффект на окружающую среду. Когда младенцы действительно могут видеть результаты своих действий в качестве награды, они мотивированы продолжать эти действия. Эти попытки контроля ограничены в маленьком ребенке и включают в себя плач, вокализации, мимику и небольшие движения тела. Игрушки, которые меняются или звучат, когда ребенок перемещает их, поэтому являются сильными мотиваторами. Поскольку младенцы растут и продолжают созревать, возможны более добровольные, целенаправленные движения. Это дает им больший контроль над окружающей средой. Этот более широкий диапазон контроля позволяет детям чувствовать, что они успешны. Успех приводит к повышению самооценки и чувствам самоценности, что приводит к усилению мотивации. Поскольку дети продолжают развиваться в течение этого периода времени, они могут лучше принимать решения и планировать, что делать, чтобы получить контроль над вещами вокруг них. Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

-Третий тип мотивации «Научи меня» – основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации? (В игровой деятельности, в НОД старших группах). Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой – либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

-Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» – основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) .

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер».

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка – спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают.

Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к

образовательной деятельности.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду. Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Источник