Роль воспитателя в эмоциональном развитии ребенка
Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.
На фоне прогрессивных изменений в сфере образования мы видим, что существующая модель воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Социальный портрет ребенка 7 лет[1] ,говорит нам о том, что наш выпускник в первую очередь должен обладать таким набором интегративных качеств как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками и т. д.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого – воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.
В нашем ДОУ, функционирует творческая группа, мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения.
Целью нашей работы является актуализация среди коллектива педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.
Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:
Первый компонентом является взаимодействие педагога с детьми, основанное на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство» (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница; «Уголок настроения» и т. д.
Одно из направлений развития эмоциональной сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона, а страх и тревогу изобразить фиолетовым или черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.
Стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Эмоционально – активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми – заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:
Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;
Игры с песком и водой;
Игры-ситуации, активизирующие общение;
Игры, направленные на развитие психической устойчивости;
Эмоциональные паузы;
Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;
Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.
Для регуляции эмоционального состояния мы также используем ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм выступает как фон, организующий и собирающий ребенка.
Развитию эмоционального благополучия детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)[2].
Работа с педагогическим коллективом выстроена нами так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:
Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;
Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»;
Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника, созданы и распространены картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период.
Список используемой литературы.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003
Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, ( https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)
Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста. Материалы сайта (https://www.superinf.ru/)
Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.№ 655.
[2] Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003. С. 5.
Источник
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Нельзя произвольно, по заказу вызвать то или иное чувство. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.
В формировании эмоционального благополучия воспитателем должны предусматриваться такие педагогические цели, как:
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ.
· установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события;
· создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
· создание эмоционально- теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
· создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.
· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
· формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
· закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
· учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
· развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;
· содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.
Кроме того к проводимым в группе занятиям необходимо ставить «эмоционально – окрашенные» задачи. Это очень важный аспект: пока задача эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.
Организация работы воспитателя
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Эмоционально – развивающая среда включает в себя следующие компоненты
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы это наличие специально-организованных зон, среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее. Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды- это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.
Работа выстроена мною так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий.
В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:
1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры – создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.
6.Эмоциональные паузы;
Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.
Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)[2].
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры), психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
В нашем ДОУ, коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматривается в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения. Целью нашей работы является актуализация педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.
Так, при обустройстве воспитателем эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются и следующие обстоятельства: цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.
Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника созданы картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период. Разрабатываются текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Как начинающий специалист, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. Своим примером я показываю детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей. Также организую различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное – не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого – воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Литература.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003
Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000 (https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)
Основные педагогические условия эмоционального развития детей. Материалы сайта (https://www.superinf.ru/)
Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В. Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
По материалам Зубковой Л.Н., Харитоновой Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова
М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2005
Источник