Роль воспитания и окружающей среды в развитии ребенка

Роль воспитания и окружающей среды в развитии ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка первого года жизни

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Светлана
Роль окружающей среды в развитии ребенка

Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца. Далее – та среда, в которую ребенок попадает, то, что называется эстетикой быта. Это и первая погремушка, радующая малыша красочностью и необычностью звучания и свой угол в квартире, мебель и прочее. Малыш растет. Сложнее становятся его эстетические реакции. Ребенок играет,а его воображение уносит его куда-то далеко. Воображение- это удивительная сила, которая движет детскими играми. Можем ли мы отказаться от воспитания эстетических чувств через игрушки -конечно нет. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.

Одним из результативных способов эстетического воспитания ребенка- совместное со взрослыми, родителями переживание художественных ценностей, всего того, что может и должно быть доступным малышу. С чем может сравниться по силе эмоционального воздействия совместное со взрослыми посещение театра? Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое развитие осуществляется не автоматически. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Ведь для всестороннего развития ребенка мы должны включить его в многогранную деятельность, без которой процесс воспитания и обучения не окажет глубинного воздействия на психику ребенка. Это значит, что мы призваны не только регулировать впечатления ребенка и его эстетические переживания. Мы должны вместе с ребенком рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Наши педагогические устремления сталкиваются иногда с ограниченностью нашего собственного эстетического развития. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».(В. А. Сухомлинский). С первого прихода ребенка в детский сад его должна окружить забота воспитателей. Мы должны изучить возможности каждого ребенка, его индивидуальный психический склад, в соответствии с этим необходимо скорректировать воспитательные воздействия. Весь нравственный климат детского сада является эмоционально- эстетическим фактором развития ребенка. Детский сад вводит ребенка в мир нравственной необходимостью, в мир дома, но и в мир человеческих отношений. Включая ребенка в многогранную деятельность, детский сад должен формировать личность ребенка. Если проанализировать всю деятельность ребенка, то сделаем вывод, что она пронизана эстетическими впечатлениями и чувствами.

Смоделированная пространственно-предметная развивающая среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

Роль экологического воспитания в  развитии личности ребенка дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В. А. Сухомлинский

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт  нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. [1]

Читайте также:  Уровень интеллектуального развития ребенка 5 лет

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В детском саду детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, в первую очередь, формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Также, в процессе взаимодействия с природой, ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные  выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает ребенку систематизировать информацию, поступающую из окружающего мира.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение и активизация словарного запаса.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

В непосредственном соприкосновении с окружающим миром развивается наблюдательность и любознательность.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Таким образом, природа выступает как средство нравственного воспитания.

Также, природа является естественным средством трудового воспитания. Дошкольники в детском саду овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем дворе, совместно с родителями,  наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов, гербарий. На основе сочетания умственного и физического труда у детей развиваются такие  личностные качества, как, трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

 Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к  гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения, игры на свежем воздухе, труд развивают мышцы и укрепляют нервную систему, у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Таким образом, мы считаем, что в процессе экологического воспитания детей  осуществляется всестороннее  и гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Свою работу кружка «Почемучка» по экологическому воспитанию мы начали в средней группе,10 детей посещали занятия.  Мы разработали программу, конспекты занятий, беседы, подвижные и дидактические игры экологического  характера, определили цели нашей работы: создание условий для формирования у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу; закреплять и углублять знания детей, полученные в результате непосредственно-образовательной деятельности. В соответствии с  основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», мы поставили следующие задачи:  способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.[2] 

Первым этапом  работы кружка было знакомство с домашними и дикими животными. Провели занятия на тему  «Как дикие животные готовятся к зиме», «Беседа о домашних животных» и др. Собирали пазлы с изображением животных. В свободной изобразительной деятельности дети пытались изображать своих любимых животных, была организована выставка рисунков  «Моё любимое домашнее животное».

Следующий этап  работы кружка «Почемучка» мы посвятили знакомству с комнатными растениями в уголке природы. Конечно, с некоторыми растениями дети были знакомы еще в младшей группе, а в средней группе  уже мы учили детей ухаживать за ними – рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делали акцент на необходимости заботы о них, помощи им, объясняли детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Читайте также:  Аномальное развитие ребенка в специальной педагогике

С переходом в старший дошкольный возраст мы включили в программу кружка наблюдения за объектами живой и неживой природы. Это  такие занятия, как «Знакомство с воздухом», «Ветер-невидимка», «Свойства льда и снега»,  «Камни. Свойства камней», «Цикл наблюдений за ветками в вазе» и т.д. В старшей группе нами был создан уголок экспериментирования, в нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность. Так  в уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов она использует бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля. В уголке по экологии хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, камни, магниты, семена растений, шишки, мох. Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

•«Удивительные свойства воды»;

•«Воздух-невидимка»;

•«Его величество огонь»;

•«Чудеса под ногами»;

•«Волшебный магнит»

Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, что ухудшение экологических условий  сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему  миру.

Была проведена акция «Покорми птиц зимой». Дети делали своими руками кормушки из бросового материала,  использовали пакеты из под сока, молока,  пластиковые бутылки. На прогулках мы с детьми наблюдаем за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Очень нравятся детям игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Загадки о животных и  растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов.  Дети очень любят играть  с игрушками, приводимыми в движение ветром,  определять силу и направление ветра, его контрастность.

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом на период завершения дошкольного возраста как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания»[3]. Под эти формулировки и развертывается  система экологического воспитания.

Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Дети стали  более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.

Список литературы:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 38-41.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016
  5. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

[1] Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.

[2] Основная образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Источник