Роль воспитания и обучения в развитии личности ребенка
Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. Обучение передает ему этот опыт, формирует у него эти действия и, следовательно, не должно приспосабливаться к развитию, отставать от него. Обучение учитывает достигнутый уровень развития для того, чтобы понять, куда вести развитие дальше, каким должен быть следующий шаг.
Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже – самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, называетсязоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайшего развития – важный показательобучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения.
Обучение может определять направление развития психических процессов, приводить к формированию определенных психических качеств и к перестройке тех качеств, которые сложились раньше. Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития.Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. Развивающее обучение должно уделять особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности.
Воспитанием может быть скорректировано влияние наследственности и среды.
Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве.
Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Педагогические исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если осуществлять воспитание без учета этих природных особенностей, то оно не достигает успеха.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания.Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия.
Сила воспитательного воздействия на разных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. «Податливость» воспитанию, как иногда это называют,неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. «Сопротивляемость» воспитанию определяет конечный результат как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Источник
Роль воспитания: Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.
Роль образования: под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.
Источник
Òî÷êè çðåíèÿ íà ñîîòíîøåíèå îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Äèàëåêòè÷åñêàÿ âçàèìîñâÿçü îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêå. Îñíîâíûå ôóíêöèè âîñïèòàíèÿ. Âíåøíèå, âíóòðåííèå ôàêòîðû. Ó÷åò áèîëîãè÷åñêîãî â ÷åëîâåêå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
11
Ðîëü îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè
1. Ðîëü îáó÷åíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè
Ïðîáëåìà ñîîòíîøåíèÿ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ìåòîäîëîãè÷åñêè, íî è ïðàêòè÷åñêè çíà÷èìîé. Îò åå ðåøåíèÿ çàâèñèò îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ îáðàçîâàíèÿ, âûáîð ôîðì è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ.
Íàïîìíèì, ÷òî ïîä îáó÷åíèåì ñëåäóåò ïîíèìàòü íå ïðîöåññ “ïåðåäà÷è” ãîòîâûõ çíàíèé îò ó÷èòåëÿ ê ó÷åíèêó, à øèðîêîå âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó îáó÷àþùèì è îáó÷àþùèìñÿ, ñïîñîá îñóùåñòâëåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà ñ öåëüþ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ïîñðåäñòâîì îðãàíèçàöèè óñâîåíèÿ îáó÷àþùèìñÿ íàó÷íûõ çíàíèé è ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè. Ýòî ïðîöåññ ñòèìóëèðîâàíèÿ è óïðàâëåíèÿ âíåøíåé è âíóòðåííåé àêòèâíîñòüþ ó÷åíèêà, â ðåçóëüòàòå êîòîðîé ïðîèñõîäèò îñâîåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà. Ïîä ðàçâèòèåì ïðèìåíèòåëüíî ê îáó÷åíèþ ïîíèìàþò äâå ðàçíûå, õîòÿ è òåñíî âçàèìîñâÿçàííûå äðóã ñ äðóãîì êàòåãîðèè ÿâëåíèé: ñîáñòâåííî áèîëîãè÷åñêîå, îðãàíè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ìîçãà, åãî àíàòîìî-áèîëîãè÷åñêèõ ñòðóêòóð è ïñèõè÷åñêîå (â ÷àñòíîñòè, óìñòâåííîå) ðàçâèòèå êàê îïðåäåëåííàÿ äèíàìèêà åãî óðîâíåé, êàê ñâîåãî ðîäà óìñòâåííîå ñîçðåâàíèå.
Êîíå÷íî, óìñòâåííîå ðàçâèòèå çàâèñèò îò áèîëîãè÷åñêîãî ñîçðåâàíèÿ ìîçãîâûõ ñòðóêòóð, è ýòîò ôàêò íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü â õîäå îñóùåñòâëåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Âìåñòå ñ òåì îðãàíè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ìîçãîâûõ ñòðóêòóð çàâèñèò îò ñðåäû, îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Èìåííî ïîýòîìó, êîãäà ìû ãîâîðèì îá óìñòâåííîì ðàçâèòèè, òî èìååì â âèäó, ÷òî óìñòâåííîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò â åäèíñòâå ñ áèîëîãè÷åñêèì ñîçðåâàíèåì ìîçãà.
 ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå ñëîæèëîñü ïî ìåíüøåé ìåðå òðè òî÷êè çðåíèÿ íà ñîîòíîøåíèå îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ. Ïåðâàÿ, è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííàÿ, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îáó÷åíèå è ðàçâèòèå ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê äâà íåçàâèñèìûõ äðóã îò äðóãà ïðîöåññà. Íî îáó÷åíèå êàê áû íàäñòðàèâàåòñÿ íàä ñîçðåâàíèåì ìîçãà. Òàêèì îáðàçîì, îáó÷åíèå ïîíèìàåòñÿ êàê ÷èñòî âíåøíåå èñïîëüçîâàíèå âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå âîçíèêàþò â, ïðîöåññå ðàçâèòèÿ. Â. Øòåðí ïèñàë, ÷òî îáó÷åíèå ñëåäóåò çà ðàçâèòèåì è ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ ê íåìó. À ïîñêîëüêó ýòî òàê, òî íå íàäî âìåøèâàòüñÿ â ïðîöåññ óìñòâåííîãî ñîçðåâàíèÿ, íàäî íå ìåøàòü åìó, à òåðïåëèâî è ïàññèâíî æäàòü, ïîêà ñîçðåþò âîçìîæíîñòè äëÿ îáó÷åíèÿ. Æ. Ïèàæå îòìå÷àë, ÷òî óìñòâåííîå ðàçâèòèå èäåò ïî ñâîèì âíóòðåííèì çàêîíàì, ïîýòîìó îáó÷åíèå ìîæåò òîëüêî íåñóùåñòâåííî çàìåäëèòü èëè óñêîðèòü ýòîò ïðîöåññ. Îäíàêî, íàïðèìåð, ïîêà ó ðåáåíêà íå ñîçðåëî ëîãè÷åñêîå îïåðàòîðíîå ìûøëåíèå, áåññìûñëåííî îáó÷àòü åãî ëîãè÷åñêè ðàññóæäàòü.
Ó÷åíûå, ïðèäåðæèâàþùèåñÿ âòîðîé òî÷êè çðåíèÿ, ñëèâàþò îáó÷åíèå è ðàçâèòèå, îòîæäåñòâëÿþò òîò è äðóãîé ïðîöåññû (Äæåéìñ, Òîðíäàéê).
Òðåòüÿ ãðóïïà òåîðèé (Êîôôêà è äð.) îáúåäèíÿåò ïåðâûå äâå òî÷êè çðåíèÿ è äîïîëíÿåò èõ íîâûì ïîëîæåíèåì: îáó÷åíèå ìîæåò èäòè íå òîëüêî âñëåä çà ðàçâèòèåì, íå òîëüêî íîãà â íîãó ñ íèì, íî è âïåðåäè ðàçâèòèÿ, ïðîäâèãàÿ åãî äàëüøå è âûçûâàÿ â íåì íîâîîáðàçîâàíèÿ.
Ýòó ñóùåñòâåííî íîâóþ èäåþ âûäâèíóë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé. Îí îáîñíîâàë òåçèñ î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè: îáó÷åíèå äîëæíî èäòè âïåðåäè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è âåñòè åãî çà ñîáîé.  ñâÿçè ñ ýòèì Ë.Ñ. Âûãîòñêèé âûäåëèë äâà óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåðâûé óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ êàê íàëè÷íûé óðîâåíü ïîäãîòîâëåííîñòè ó÷åíèêà, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, êàêèå çàäàíèÿ îí ìîæåò âûïîëíèòü âïîëíå ñàìîñòîÿòåëüíî. Âòîðîé, áîëåå âûñîêèé, óðîâåíü, êîòîðûé îí íàçâàë çîíîé áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, îáîçíà÷àåò òî, ÷òî ðåáåíîê íå ìîæåò âûïîëíèòü ñàìîñòîÿòåëüíî, íî ñ ÷åì îí ñïðàâëÿåòñÿ ñ íåáîëüøîé ïîìîùüþ. Òî, ÷òî ñåãîäíÿ ðåáåíîê äåëàåò ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, îòìå÷àë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, çàâòðà îí áóäåò äåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî; òî, ÷òî âõîäèëî â çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ ïåðåõîäèò íà óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê è èäåò ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî âñåì íàïðàâëåíèÿì.
Ñîâðåìåííàÿ îòå÷åñòâåííàÿ ïåäàãîãèêà ñòîèò íà òî÷êå çðåíèÿ äèàëåêòè÷åñêîé âçàèìîñâÿçè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, îòâîäÿ, ñîãëàñíî ïîëîæåíèþ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, âåäóùóþ ðîëü îáó÷åíèþ. Îáó÷åíèå è ðàçâèòèå òåñíî ñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì: ðàçâèòèå è îáó÷åíèå íå äâà ïàðàëëåëüíî ïðîòåêàþùèõ ïðîöåññà, îíè íàõîäÿòñÿ â åäèíñòâå. Âíå îáó÷åíèÿ íå ìîæåò áûòü ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Îáó÷åíèå ñòèìóëèðóåò, âåäåò çà ñîáîé ðàçâèòèå, â òî æå âðåìÿ îïèðàåòñÿ íà íåãî, íî íå íàäñòðàèâàåòñÿ ÷èñòî ìåõàíè÷åñêè.
Ðàçâèòèå, â ÷àñòíîñòè óìñòâåííîå, â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì ïîëó÷àåìûõ çíàíèé è ñàìîé îðãàíèçàöèåé ïðîöåññà îáó÷åíèÿ. Çíàíèÿ äîëæíû áûòü ñèñòåìàòè÷åñêèìè è ïîñëåäîâàòåëüíûìè êàê èåðàðõèçèðîâàííûå ïîíÿòèÿ, à òàêæå â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè îáîáùåííûìè. Îáó÷åíèå äîëæíî ñòðîèòüñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïðîáëåìíî íà äèàëîãè÷åñêîé îñíîâå, ãäå ó÷åíèêó îáåñïå÷èâàåòñÿ ñóáúåêòíàÿ ïîçèöèÿ.  êîíå÷íîì èòîãå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ îáåñïå÷èâàåòñÿ òðåìÿ ôàêòîðàìè: îáîáùåíèå ó÷àùèìèñÿ ñâîåãî îïûòà; îñîçíàíèå (ðåôëåêñèÿ) ïðîöåññà îáùåíèÿ, òàê êàê ðåôëåêñèÿ – âàæíåéøèé ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ; ñîáëþäåíèå ýòàïîâ ñàìîãî ïðîöåññà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
2. Ðîëü âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè
Ãîâîðÿ îïèñàòåëüíî, âîñïèòàíèå â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè âûñòóïàåò âàæíûì ôàêòîðîì íàðÿäó ñ íàñëåäñòâåííîñòüþ è ñðåäîé. Îíî îáåñïå÷èâàåò ñîöèàëèçàöèþ ëè÷íîñòè, ïðîãðàììèðóåò ïàðàìåòðû åå ðàçâèòèÿ ñ ó÷åòîì ìíîãîãðàííîñòè âîçäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Âîñïèòàíèå — ýòî ñïëàíèðîâàííûé, äîëãîñðî÷íûé ïðîöåññ ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé æèçíè äåòåé â óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Åìó ïðèñóùè òàêèå ôóíêöèè:
– äèàãíîñòèêà ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ, òåîðåòè÷åñêàÿ ðàçðàáîòêà è ïðàêòè÷åñêîå ñîçäàíèå óñëîâèé èõ ïðîÿâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ;
– îðãàíèçàöèÿ ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé;
– èñïîëüçîâàíèå ïîëîæèòåëüíûõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè êà÷åñòâ ëè÷íîñòè;
– ñîäåðæàíèÿ âîñïèòàíèÿ, ñðåäñòâ è óñëîâèé ñîöèàëüíîé ñðåäû;
– âîçäåéñòâèå íà ñîöèàëüíûå óñëîâèÿ, óñòðàíåíèå è ïðåîáðàçîâàíèå (ïî âîçìîæíîñòè) íåãàòèâíûõ ñðåäîâûõ âëèÿíèé;
– ôîðìèðîâàíèå ñïåöèàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, îáåñïå÷èâàþùèõ ïðèëîæåíèå ñèë â ðàçíûõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè: íàó÷íîé, ïðîôåññèîíàëüíîé, òâîð÷åñêî-ýñòåòè÷åñêîé, êîíñòðóêòèâíî-òåõíè÷åñêîé è ò.ä.
Öåëîñòíîñòü ÷åëîâåêà, îáëàäàþùåãî åäèíîé ñîöèàëüíîé ñóùíîñòüþ è íàðÿäó ñ ýòèì íàäåëåííîãî ïðèðîäíûìè ñèëàìè æèâîãî ÷óâñòâåííîãî ñóùåñòâà, îñíîâàíà íà äèàëåêòèêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñîöèàëüíîãî è áèîëîãè÷åñêîãî. Âîñïèòàíèå íå ìîæåò èçìåíèòü óíàñëåäîâàííûõ ôèçè÷åñêèõ äàííûõ, âðîæäåííûé òèï íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, èçìåíèòü ñîñòîÿíèå ãåîãðàôè÷åñêîé, ñîöèàëüíîé, äîìàøíåé èëè äðóãèõ ñðåä. Íî îíî ìîæåò îêàçàòü ôîðìèðóþùåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ïóòåì ñïåöèàëüíîé òðåíèðîâêè è óïðàæíåíèé (ñïîðòèâíûå äîñòèæåíèÿ, óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ, ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ, ò.å. ãèáêîñòè è ïîäâèæíîñòè íåðâíûõ ïðîöåññîâ), âíåñòè îïðåäåëÿþùèé êîððåêòèâ â óñòîé÷èâîñòü ïðèðîäíûõ íàñëåäñòâåííûõ îñîáåííîñòåé.
Òîëüêî ïîä âëèÿíèåì íàó÷íî îáîñíîâàííîãî âîñïèòàíèÿ è ñîçäàíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé, ó÷åòå îñîáåííîñòåé íåðâíîé ñèñòåìû ðåáåíêà, îáåñïå÷åíèè ðàçâèòèÿ âñåõ åãî îðãàíîâ, ó÷åòå åãî ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé è âêëþ÷åíèè â ñîîòâåòñòâóþùèå âèäû äåÿòåëüíîñòè èíäèâèäóàëüíûå ïðèðîäíûå çàäàòêè ìîãóò ïåðåðàñòè â ñïîñîáíîñòè.
Ïðè îðãàíèçàöèè âîñïèòàíèÿ ïåäàãîãàì ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ðàçíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè îêàçûâàþò ðàçëè÷íîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå òåõ èëè èíûõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà â ðàçíûå åãî âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè íàõîäèòñÿ â çàâèñèìîñòè îò âåäóùåãî âèäà äåÿòåëüíîñòè.
Ïîðîæäàåìûå äåÿòåëüíîñòüþ íîâûå ïîòðåáíîñòè è íàëè÷íûå âîçìîæíîñòè èõ óäîâëåòâîðåíèÿ ñîçäàþò ðÿä ïîñëåäóþùèõ ïðîòèâîðå÷èé. Îíè âûñòóïàþò äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Òàêèå ïðîòèâîðå÷èÿ âîçíèêàþò ìåæäó âîçðàñòíûìè ôèçè÷åñêèìè è äóõîâíûìè âîçìîæíîñòÿìè è ñòàðûìè ôîðìàìè âçàèìîîòíîøåíèé, ìåæäó ñîçíàíèåì è ïîâåäåíèåì, ìåæäó íîâûìè ïîòðåáíîñòÿìè è ïðåæíèìè âîçìîæíîñòÿìè, ìåæäó èìåþùèìèñÿ ñïîñîáíîñòÿìè è ïîòðåáíîñòÿìè áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ è ò.ä.
Ïîäëèííûå äîñòèæåíèÿ ÷åëîâåêà íàêàïëèâàþòñÿ íå òîëüêî âíå åãî, â òåõ èëè èíûõ ïîðîæäåííûõ èì îáúåêòàõ, íî è â íåì ñàìîì. Ñîçäàâàÿ ÷òî-íèáóäü çíà÷èòåëüíîå, ÷åëîâåê è ñàì ðàñòåò; â òâîð÷åñêèõ, äîáðîäåòåëüíûõ äåëàõ âàæíåéøèé èñòî÷íèê åãî ðîñòà. Ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà — ýòî ñíàðÿæåíèå, êîòîðîå âûêîâûâàåòñÿ íå áåç åãî ó÷àñòèÿ. Âîñïèòàíèå è äåÿòåëüíîñòü ñîçäàþò îñíîâó äëÿ ïðîÿâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ è ñïîñîáíîñòåé. Ïðàêòèêîé äîêàçàíî, ÷òî öåëåíàïðàâëåííîå âîñïèòàíèå îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå îñîáûõ çàäàòêîâ, èíèöèèðóåò äóõîâíûå è ôèçè÷åñêèå ñèëû. Ýòî ïîäòâåðæäàþò óñïåõè ïåäàãîãîâ-íîâàòîðîâ, ïðàêòèêà íåéðîëèíãâèñòè÷åñêîãî ïðîãðàììèðîâàíèÿ (ÍËÏ). Íåïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå ñïîñîáíî äåñòðóêòóðèðîâàòü óæå ðàçâèòîå â ÷åëîâåêå, à îòñóòñòâèå ïîäîáàþùèõ óñëîâèé– âîâñå îñòàíîâèòü ðàçâèòèå äàæå îñîáî îäàðåííûõ ëè÷íîñòåé. Ïîäâîäÿ ÷èòàòåëÿ ê ïîíèìàíèþ ðîëè âîñïèòàíèÿ è äåÿòåëüíîñòè â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòåé, îòìåòèì íåîáõîäèìîñòü ôîðìèðîâàíèÿ òàêèõ ñïîñîáíîñòåé, êàê òðóäîëþáèå è âûñîêàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Ìíîãèå èçâåñòíûå ãåíèè ÷åëîâå÷åñòâà óòâåðæäàþò, ÷òî âñåìè ñâîèìè óñïåõàìè îíè îáÿçàíû òÿæåëîìó òðóäó è óïîðñòâó â äîñòèæåíèè íàìå÷åííûõ öåëåé è òîëüêî íà 10 % — ñâîèì ñïîñîáíîñòÿì è ñêëîííîñòÿì.
Îðãàíèçóÿ âîñïèòàíèå, âèäèìî, ñëåäóåò èñõîäèòü èç èäåé Ë.C. Âûãîòñêîãî î äâóõ âçàèìîñâÿçàííûõ çîíàõ ðàçâèòèÿ: àêòóàëüíîãî è áëèæàéøåãî, ó÷èòûâàòü èõ èíäèâèäóàëüíûå âîçìîæíîñòè è àäåêâàòíîñòü òðåáîâàíèé, ðàçâèòîñòü ìîòèâàöèîííîé ñôåðû âîñïèòóåìûõ.
Âàæíåéøèå çàêîíîìåðíîñòè è ôàêòîðû ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âíåøíèå è âíóòðåííèå. Ê âíåøíèì îòíîñÿòñÿ ñîâîêóïíîå âëèÿíèå âûøåíàçâàííûõ ñðåä è âîñïèòàíèÿ. Ê âíóòðåííèì ôàêòîðàì — ïðèðîäíûå ïîòðåáíîñòè è âëå÷åíèÿ, ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè, àëüòðóèçìå, äîìèíèðîâàíèè, àãðåññèâíîñòè è ñïåöèôè÷åñêèå ñîöèàëüíûå ïîòðåáíîñòè — äóõîâíûå, òâîð÷åñêèå ïîòðåáíîñòè, íðàâñòâåííî-öåííîñòíûå, ïîòðåáíîñòè â ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèè, èíòåðåñû, óáåæäåíèÿ, ÷óâñòâà è ïåðåæèâàíèÿ è ò.ä., âîçíèêàþùèå ïîä âîçäåéñòâèåì ñðåäû è âîñïèòàíèÿ.  ðåçóëüòàòå êîìïëåêñíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ñëîæíî íàéòè ïåðèîä ðàâíîìåðíîãî âëèÿíèÿ âñåõ ôàêòîðîâ. Êàê ïðàâèëî, íàáëþäàåòñÿ ïîî÷åðåäíîå èëè ãðóïïîâîå èõ ïðåîáëàäàíèå.
Äî ñèõ ïîð â ïåäàãîãèêå îáîñíîâàííî óòâåðæäàåòñÿ ðåøàþùåå âëèÿíèå âîñïèòàíèÿ íà ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åðåç ñòèìóëèðîâàíèå âíóòðåííåé àêòèâíîñòè (äâèãàòåëüíîé, ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè îáùåíèÿ) è àêòèâíîñòè ñâîåãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, ñàìîðàçâèòèÿ. Èíûìè ñëîâàìè, ýòî ôîðìèðîâàíèå ìîòèâàöèè.
Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí îòìå÷àë, ÷òî âñå â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âíåøíå îáóñëîâëåíî, íî íå âûòåêàåò ïðÿìî èç âíåøíèõ óñëîâèé.  ýòîì ïëàíå ñîçâó÷íà è ïîçèöèÿ Ð.Ñ. Íåìîâà: ×åëîâåê â ñâîèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ êà÷åñòâàõ è ôîðìàõ ïîâåäåíèÿ ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñîöèàëüíî-ïðèðîäíûì ñóùåñòâîì, ÷àñòè÷íî ïîõîæèì, ÷àñòè÷íî îòëè÷íûì îò æèâîòíûõ.  æèçíè åãî ïðèðîäíîå è ñîöèàëüíîå íà÷àëà ñîñóùåñòâóþò, ñî÷åòàþòñÿ, èíîãäà êîíêóðèðóþò äðóã ñ äðóãîì.  ïîíèìàíèè ïîäëèííîé äåòåðìèíàöèè ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ íåîáõîäèìî, âåðîÿòíî, ïðèíèìàòü â ðàñ÷åò è òî è äðóãîå.
Äî ñèõ ïîð â ñâîèõ ïîëèòè÷åñêèõ, ýêîíîìè÷åñêèõ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ è ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèÿõ î ÷åëîâåêå ìû ïî ïðåèìóùåñòâó ó÷èòûâàëè ñîöèàëüíîå íà÷àëî, à ÷åëîâåê, êàê ïîêàçàëà æèçíåííàÿ ïðàêòèêà, äàæå â îòíîñèòåëüíî ñïîêîéíûå âðåìåíà èñòîðèè íå ïåðåñòàâàë áûòü îò÷àñòè æèâîòíûì, ò.å. áèîëîãè÷åñêèì ñóùåñòâîì íå òîëüêî â ñìûñëå îðãàíè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé, íî è â ñâîåì ïîâåäåíèè. Îñíîâíàÿ íàó÷íàÿ îøèáêà ìàðêñèñòñêî-ëåíèíñêîãî ó÷åíèÿ â ïîíèìàíèè ïðèðîäû ÷åëîâåêà ñîñòîÿëà, âåðîÿòíî, â òîì, ÷òî â ñîöèàëüíûõ ïëàíàõ ïåðåóñòðîéñòâà îáùåñòâà â ðàñ÷åò ïðèíèìàëîñü òîëüêî âûñøåå, äóõîâíîå íà÷àëî â ÷åëîâåêå è èãíîðèðîâàëîñü åãî æèâîòíîå ïðîèñõîæäåíèå.
Âíåøíèå ôàêòîðû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, ïðîÿâëÿÿñü ÷åðåç ñèëüíîå áèîëîãè÷åñêîå íà÷àëî (èìååì â âèäó è èçíà÷àëüíóþ äóõîâíóþ ñóáñòàíöèþ), îáåñïå÷èâàþò ðàçâèòèå, ñîâåðøåíñòâîâàíèå. Íàâåðíî, íå âñåãäà â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè áèîëîãè÷åñêîå â ÷åëîâåêå ïîä÷èíÿåòñÿ âíåøíèì ôàêòîðàì ðàçâèòèÿ. Âèäèìî, íåêîòîðûé ãåíåòè÷åñêèé àòàâèçì èìååò ìåñòî â áèîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðàêòèêà çíàåò íåìàëî ïðèìåðîâ, êîãäà âåëèêîëåïíûå óñëîâèÿ æèçíè è âîñïèòàíèÿ íå äàâàëè ïîëîæèòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, èëè, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â òÿæåëåéøèõ ñåìåéíûõ, ñîöèàëüíûõ, áûòîâûõ óñëîâèÿõ, â óñëîâèÿõ ãîëîäà è ëèøåíèé (ãîäû âîéí), íî ïðè ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû, ñîçäàíèè âîñïèòàòåëüíîé ñðåäû äîñòèãàëèñü âûñîêèå ïîçèòèâíûå ðåçóëüòàòû ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ïåäàãîãè÷åñêèé îïûò À.Ñ. Ìàêàðåíêî, Â.À. Ñóõîìëèíñêîãî, Â.Ô. Øàòàëîâà, Ø.À. Àìîíàøâèëè ïîêàçûâàåò, ÷òî â ïåðâóþ î÷åðåäü ôîðìèðóåò ëè÷íîñòü ñèñòåìà îòíîøåíèé, ñêëàäûâàþùàÿñÿ ó ëè÷íîñòè ñî ñðåäîé è îêðóæàþùèìè åå ëþäüìè, ñîçäàâàåìàÿ ðîäèòåëÿìè è ïåäàãîãàìè,âçðîñëûìè.
Ðàçâèòèå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â óñëîâèÿõ ìíîãîîáðàçíûõ îòíîøåíèé ïîëîæèòåëüíîãî è îòðèöàòåëüíîãî õàðàêòåðà. Ñèñòåìà ïåäàãîãè÷åñêè îáîñíîâàííûõ âîñïèòàòåëüíûõ îòíîøåíèé ôîðìèðóåò õàðàêòåð ëè÷íîñòè, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, èäåàëû, ïðåäñòàâëåíèÿ, ìèðîâîççðåíèå, ÷óâñòâåííî-ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó. Îäíàêî íå âñåãäà ðåáåíîê óäîâëåòâîðåí ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîé ñèñòåìîé îòíîøåíèé. Îíà äëÿ íåãî íå àêòóàëèçèðóåòñÿ â æèçíåííî íåîáõîäèìóþ. Ôîðìèðóÿ ìíîãîîáðàçèå îòíîøåíèé ê ðåàëüíîñòè, îíà èíîãäà íå ó÷èòûâàåò âíóòðåííåå ß èíäèâèäóàëüíîñòè, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå è óñëîâèÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñêðûòóþ âíóòðåííþþ ïîçèöèþ âîñïèòóåìîãî. Âûñîêèé ðåçóëüòàò ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ äîñòèãàåòñÿ, åñëè âîñïèòàòåëüíàÿ ñèñòåìà â ëèöå ïåäàãîãà îáåñïå÷èâàåò òîíêîå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå âëèÿíèå â êîíòåêñòå åäèíîìûñëèÿ ñ ðåáåíêîì, îáåñïå÷èâàåò ãàðìîíèþ ñêëàäûâàþùèõñÿ ìíîãîîáðàçíûõ îòíîøåíèé, óâîäèò åãî â ìèð äóõîâíîé äåÿòåëüíîñòè è öåííîñòåé, èíèöèèðóåò åãî äóõîâíóþ ýíåðãèþ, îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå ìîòèâîâ è ïîòðåáíîñòåé.
Íî, â òî æå âðåìÿ, àíàëèçèðóÿ çàêîíîìåðíîñòè âîñïèòàíèÿ êàê îáùåïëàíåòàðíîãî ÿâëåíèÿ, õîòåëîñü áû îòìåòèòü è òî, ÷òî îñîçíàííîå îòíîøåíèå ê ñâîåìó ñîâåðøåíñòâîâàíèþ è ïðåäíàçíà÷åíèþ íà Çåìëå — ýòî, ïîæàëóé, îñíîâíîå îáúåêòèâíîå óñëîâèå ïðîäîëæåíèÿ è ñîõðàíåíèÿ æèçíè. È â ýòîì ñìûñëå âîñïèòàíèå — ÿâëåíèå, âçðàùåííîå è ñîõðàíåííîå â ãåíåòè÷åñêîì êîäå ÷åëîâå÷åñòâà.
Âàæíûì ôàêòîðîì â ðàçâèòèè âûñòóïàåò ëè÷íîñòü ñàìîãî ó÷åíèêà (èëè ÷åëîâåêà âîîáùå) êàê ñàìîðåãóëèðóþùåé, ñàìîäâèæóùåé, ñàìîðàçâèâàþùåéñÿ, ñàìîâîñïèòûâàþùåéñÿ ïåðñîíû.
Àêòèâíîñòü ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà âèäèòñÿ â äâóõ àñïåêòàõ: ÷èñòî ôèçè÷åñêàÿ è ïñèõè÷åñêàÿ. Ýòè äâà âèäà àêòèâíîñòè ìîãóò â îòäåëüíîì ÷åëîâåêå ïðîÿâëÿòüñÿ âî ìíîæåñòâå êîìáèíàöèé: âûñîêàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü è íèçêàÿ ïñèõè÷åñêàÿ; âûñîêàÿ ïñèõè÷åñêàÿ è íèçêàÿ ôèçè÷åñêàÿ; ñðåäíÿÿ àêòèâíîñòü òà è äðóãàÿ; íèçêàÿ àêòèâíîñòü òà è äðóãàÿ è ò.ï.
Íà ÷åëîâåêà îêàçûâàåò âëèÿíèå ðÿä ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ åãî àêòèâíîñòü. Ïåðâûì èç íèõ âûñòóïàåò åãî íàñëåäñòâåííîñòü, îïðåäåëÿþùàÿ åãî àòîìíî-ôèçèîëîãè÷åñêóþ è ïñèõè÷åñêóþ îðãàíèçàöèþ. Âòîðûì ôàêòîðîì âûñòóïàþò ñðåäîâûå óñëîâèÿ. È òðåòèé ôàêòîð — ýòî âîñïèòàíèå â øèðîêîì ñìûñëå ñëîâà. Îíî ìîæåò îêàçàòü âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ôèçè÷åñêîé è ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷åðåç ñèñòåìó ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ è ñîáñòâåííî âîñïèòàíèÿ. Äëÿ øêîëüíèêîâ — ýòî âîñïèòàíèå, ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà ê ó÷åíèþ, ôîðìèðîâàíèå ìîòèâàöèè ó÷åíèÿ, ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíîé àêòèâíîñòè, ðàçâèòèå ñèñòåìû öåííîñòíûõ îðèåíòàöèè, äóõîâíûõ èäåàëîâ, äóõîâíûõ è ìàòåðèàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé.
Ôóíêöèÿ âîñïèòàíèÿ â äàííîì ñëó÷àå áóäåò ñâîäèòüñÿ ê ðàçâèòèþ («çàïóñêó») â ðåáåíêå ìåõàíèçìîâ ñàìîðåãóëÿöèè, ñàìîäâèæåíèÿ, ñàìîðàçâèòèÿ. Âî ìíîãîì — ÷åëîâåê òâîðåö ñàìîãî ñåáÿ. Ïðè òîì, ÷òî îïðåäåëåííàÿ ïðîãðàììà èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàëîæåíà óæå íà ãåíåòè÷åñêîì óðîâíå (â òîì ÷èñëå ôèçè÷åñêàÿ è ïñèõè÷åñêàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü), çà ÷åëîâåêîì îñòàåòñÿ ïðàâî ðàçâèâàòü ñåáÿ.
Íå îòðèöàÿ ïåðâîñòåïåííîé ðîëè âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè, õî÷åòñÿ çàìåòèòü, ÷òî íå âñå ëþäè ïîääàþòñÿ àïðîáèðîâàííûì â îáùåñòâå ðàçâèâàþùèì è ôîðìèðóþùèì âîçäåéñòâèÿì. Îäíîâðåìåííîå êîìïëåêñíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïîëîæèòåëüíûõ è îòðèöàòåëüíûõ (ïðåæäå âñåãî ñîöèàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ) ôàêòîðîâ ðàñøèðÿåò äèàïàçîí ìóòàöèé ïñèõè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé, óãðîæàþùèõ çäîðîâüþ îòäåëüíî âçÿòîãî ÷åëîâåêà, íàöèè, ãîñóäàðñòâà, ïëàíåòû. Ïðîèñõîäèò çàìåíà äóõîâíûõ öåííîñòåé ÷óâñòâåííûìè è ìàòåðèàëüíûìè, ðàñòåò ÷èñëî íàðêîìàíîâ, ñàäèñòîâ è ìàíüÿêîâ ðàçíîé íàïðàâëåííîñòè, ïðåäñòàâèòåëåé ñåêò, ãîòîâûõ ê óíè÷òîæåíèþ ÷óòü ëè íå âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà ðàäè ñâîåé èäåè, ëþäåé ñ ñóèöèäàëüíûì ïîâåäåíèåì, ïñèõîïàòîâ (ëþäåé, íå ñïîñîáíûõ èäòè íè íà êàêèå êîìïðîìèññû), êîãäà ñîçäàííûé ëþäüìè ìèð âåùåé íà÷èíàåò ïðåâàëèðîâàòü íàä ìèðîì ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé. Âèäèìî, îáùåñòâó íóæíû íîâûå òåîðèè è êîíöåïöèè, äèàëåêòè÷åñêàÿ ïåðåîöåíêà óæå èìåþùèõñÿ ñîöèàëüíûõ è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè, ñïîñîáíîé ê ñàìîðàçâèòèþ è ñàìîñîõðàíåíèþ, êàê îñîáîãî áèîëîãè÷åñêîãî âèäà íà Çåìëå.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ è ëèòåðàòóðû
1. www.paidagogos.com
2. Ñëàñòåíèí Â.À. è äð. Ïåäàãîãèêà: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Â. À. Ñëàñòåíèí, È. Ô. Èñàåâ, Å. Í. Øèÿíîâ; Ïîä ðåä. Â.À. Ñëàñòåíèíà. – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2002. – 576 ñ.
Источник