Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Роль
воспитания в развитии личности……………………………………………………..3

Роль
обучения в развитии личности…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………………….7

Источники…………………………………………………………………………………………………9

Введение

Обучение и
воспитание – два параллельно существующих,
взаимосвязанных процесса в педагогической
деятельности. На практике их невозможно
разделить. Действительно, учитель ведет
урок природоведения. Он вывел детей на
экскурсию в лес для ознакомления с деревьями;
ученики узнают названия деревьев, учатся
распознавать их по форме листьев, по цвету
коры и т. д. В то же время учитель обращает
внимание на красоту природы, на многообразие
жизни в лесу. Он, таким образом, и учит
детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике
появилось понятие «воспитывающее обучение»
(обучение, при котором достигается органическая
связь между приобретением учащимися
знаний, умений, навыков и формированием
их личности).

Духовное богатство
личности, ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и разнообразные способности
во многом зависят от того, в каких условиях
протекает их формирование в детские и
юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно
становится личностью под воздействием
ряда факторов. Выделяются три генеральных
фактора, влияющие на развитие человека:
наследственность, среда и воспитание.
Их можно объединить в две большие группы:
биологические и социальные факторы. К
биологическим факторам относится наследственность,
а к социальным – среда и воспитание. Однако
и обучение, не относящееся к генеральным
факторам, играет большую роль в развитии
личности.

Роль
воспитания в развитии личности

Воспитание
как целенаправленный процесс должно
обеспечивать поведение человека в соответствии
с нормами и правилами, принятыми в данном
обществе, и вместе с тем способствовать
формированию индивидуальных черт и качеств
личности. Воспитание оказывает большое
влияние на развитие человека и формирование
его личности. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств
и прежде всего от характера влияния, идущего
от среды, а также от наследственности.

Особую роль
в развитии человека и формировании его
личности играет взаимодействие воспитания
с влиянием микросреды — семьи и ближайшего
окружения. Изучение и учет этих влияний
позволяет понять особенности поведения
каждого ребенка. В случае обнаружения
неблагоприятной домашней обстановки,
отражающейся на развитии, успеваемости
и поведении ребенка, воспитатель может
и должен вмешиваться в семейное воспитание:
повлиять на родителей, обратиться в общественные
организации по месту их работы. Одновременно
он усиливает индивидуальный подход к
ребенку, организует необходимую помощь
в занятиях и т. д.

Воспитатель
должен также знать и ближайшее окружение
ребенка вне школы, так как порой оно может
оказывать нежелательное влияние на детей
и подростков. В настоящее время проводится
большая совместная работа школы и общественности
по месту жительства учащихся с целью
организации культурного досуга детей
и подростков, более широкого вовлечения
их в спорт, в разнообразные кружки, занятия
техническим творчеством.

Школа все больше
превращается в центр воспитательной
работы и пропаганды педагогических знаний
среди родителей и общественности. Следует
отметить, что дошкольные учреждения также
играют большую роль в пропаганде педагогических
знаний и педагогическом просвещении
родителей.

Таким образом,
воспитание находится в тесном взаимодействии
со всеми видами влияний, идущих от среды,
играя при этом ведущую роль как в использовании
благоприятных социальных условий, так
и в устранении или ослаблении влияния
неблагоприятных воздействий, идущих
в отдельных случаях от семьи или ближайшего
окружения вне школы.

Воспитание
— процесс двусторонний. Оно достигает
должного эффекта, если воспитанник понимает
и принимает требования воспитателя, стремится
активно их выполнить. В основе формирования
такого отношения лежит понимание ребенком
разумности предъявляемых ему требований,
их справедливости, обоснованности.

Наибольшая
активность личности в воспитательном
процессе отмечается тогда, когда ученик
начинает серьезно задумываться над самовоспитанием,
разрабатывает программу своего совершенствования,
мобилизует свою волю. Затрачивая специальные
усилия по выполнению этой программы,
он сам активно формирует свою личность.
Естественно, интерес к самовоспитанию
и самосовершенствованию может возникнуть
только по достижении уже известного уровня
нравственного развития, при пробуждении
самосознания. Очень важно и развитие
умения сравнивать свое поведение, особенности
своего характера и личные качества с
поведением и чертами характера других
людей. Немалое значение имеет и наличие
у человека своего идеала, на который ему
хочется равняться. Важна постановка человеком
личных общественно значимых целей в жизни,
выработка стремления добиваться их выполнения,
развитие у себя необходимых для этого
качеств. Подобная зрелость и степень
самосознания обычно связываются с юношеским
возрастом, но могут проявляться уже и
у подростков.

Главное, что
характеризует результаты воспитания,
— это обеспечение общего развития человека,
формирование направленности его личности,
развитие у него духовных потребностей
и интересов.

Роль
обучения в развитии личности

Проблема соотношения
обучения и развития является не только
методологически, но и практически значимой.
От ее решения зависит определение содержания
образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что
под обучением следует понимать не процесс
«передачи» готовых знаний от учителя
к ученику, а широкое взаимодействие между
обучающим и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью развития
личности посредством организации усвоения
обучающимся научных знаний и способов
деятельности. Это процесс стимулирования
и управления внешней и внутренней активностью
ученика, в результате которой происходит
освоение человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений: собственно
биологическое, органическое созревание
мозга, его анатомо-биологических структур
и психическое (в частности, умственное)
развитие как определенная динамика его
уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное
развитие зависит от биологического созревания
мозговых структур, и этот факт необходимо
учитывать в ходе осуществления педагогического
процесса. Вместе с тем органическое созревание
мозговых структур зависит от среды, обучения
и воспитания. Именно поэтому, когда мы
говорим об умственном развитии, то имеем
в виду, что умственное развитие происходит
в единстве с биологическим созреванием
мозга.

В психолого-педагогической
науке сложилось по меньшей мере три точки
зрения на соотношение обучения и развития.
Первая, и наиболее распространенная,
заключается в том, что обучение и развитие
рассматриваются как два независимых
друг от друга процесса. Но обучение как
бы надстраивается над созреванием мозга.
Таким образом, обучение понимается как
чисто внешнее использование возможностей,
которые возникают в, процессе развития.
В. Штерн писал, что обучение следует за
развитием и приспосабливается к нему.
А поскольку это так, то не надо вмешиваться
в процесс умственного созревания, надо
не мешать ему, а терпеливо и пассивно
ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие
идет по своим внутренним законам, поэтому
обучение может только несущественно
замедлить или ускорить этот процесс.
Однако, например, пока у ребенка не созрело
логическое операторное мышление, бессмысленно
обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся
второй точки зрения, сливают обучение
и развитие, отождествляют тот и другой
процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа
теорий (Коффка и др.) объединяет первые
две точки зрения и дополняет их новым
положением: обучение может идти не только
вслед за развитием, не только нога в ногу
с ним, но и впереди развития, продвигая
его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно
новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он
обосновал тезис о ведущей роли обучения
в развитии личности: обучение должно
идти впереди развития личности и вести
его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский
выделил два уровня умственного развития
ребенка. Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной ближайшего
развития, обозначает то, что ребенок не
может выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью
взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра
он будет делать самостоятельно; то, что
входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень
актуального развития. Так и идет развитие
личности по всем направлениям.

Современная
отечественная педагогика стоит на точке
зрения диалектической взаимосвязи обучения
и развития личности, отводя, согласно
положению Л. С. Выготского, ведущую роль
обучению. Обучение и развитие тесно связаны
друг с другом: развитие и обучение не
два параллельно протекающих процесса,
они находятся в единстве. Вне обучения
не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой
развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в
частности умственное, в процессе обучения
определяется характером получаемых знаний
и самой организацией процесса обучения.
Знания должны быть систематическими
и последовательными как иерархизированные
понятия, а также в достаточной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности
в процессе обучения обеспечивается тремя
факторами: обобщение учащимися своего
опыта; осознание (рефлексия) процесса
общения, так как рефлексия – важнейший
механизм развития; соблюдение этапов
самого процесса развития личности.

Заключение

На воспитании
и обучении основывается развитие человека.
Они – главная сила, способная «подправить»
недостатки природы и отрицательного
действия среды. Только во взаимодействии
воспитание и обучение могут сформировать
личность как результат всестороннего
развития человека. Обучение является
одним из ведущих средств воспитания,
так как именно оно формирует у человека
систему норм, правил, взглядов, с которыми
он подходит к оценке и анализу явлений
окружающего мира, поступков и поведения
людей и своих собственных поступков.
Обучение носит воспитывающий характер,
что является следствием взаимосвязанности
воспитания и обучения.

Воспитывающий
характер обучения – отчетливо проявляющаяся  
закономерность, действующая непреложно
в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная
функция органически вытекает из содержания,
форм и методов обучения. Обучение воспитывает
всегда, но не автоматически и не всегда
в нужном направлении, поэтому реализация
воспитательной функции обучения требует
при организации учебного процесса, отборе
содержания, выборе форм и методов исходить
из правильно понятых задач воспитания
на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях воспитательная
функция предполагает формирование научного
мировоззрения, понимания законов природы,
общества и мышления, формирования отношений
воспитанников к науке, природе, искусству,
труду, обществу, коллективу, самому себе
и другим. Важнейшим аспектом осуществления
воспитательной функции обучения является
формирование мотивов учебной деятельности,
изначально определяющих её успешность.

    В 
процессе обучения необходим не
набор приемов и методов, а гамма влияний,
одновременно воздействующая на память,
на мышление ученика, на его чувства, вызывающая
переживания радости, гнева, боли, удивления,
сочувствия. Воспитательное влияние уроков
зависит не только от методов, но и от форм
организации обучения. При умелом сочетании
общеклассных, групповых и индивидуальных
форм обучения учитель может усилить воспитывающее
влияние содержания обучения на каждого
ученика с учетом его особенностей.

    Полноценное 
интеллектуальное, социальное и нравственное
развитие личности – это результат реализуемых
в единстве образовательной и воспитательной
функций обучения.

Но при процессах
воспитания и обучения необходимо учитывать
и генетические предрасположенности,
т. е. наследственность.

Источники

1) Батурина 
Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. М.: Издательский
центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин
В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.

3) https://nsportal.ru

4) https://pedagogic.ru

5) https://www.p-lib.ru

Источник

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
– диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
– организация учебно-воспитательной деятельности детей;
– использование положительных факторов в развитии качеств личности;
– содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
– воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
– формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.
Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.
До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется со-циальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.
Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 475 дней][уточнить]

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Несколько иное значение в русском языке имело понятие КРЕАТУРА (жен., лат.) – творенье, тварь, особ. укорно, чья; низшего разряда временщик, случайный человек, любимец, [1] (книжн., пренебр.) – Ставленник чей-нибудь, тот, кто занимает заметное положение благодаря протекции какого-нибудь влиятельного лица, влиятельных общественных кругов

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Синоним: самореализация

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В дзэн-буддизме самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать

2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Чтобы себя можно было начать изменять, нужно понять, как человек формируется как личность, по этапам. Надеюсь, всем будет интересно оценить, на каком этапе находитесь вы.

Этап 1. Неосознанное формирование

В начале пути — у человека в сознании почти ничего нет: ни убеждений, ни целей, ни критичного мышления; что исходит от родителей — тои перенимает, как губка, впитывая и копируя все, что исходит.

Именно здесь, в самом глубоком детстве и происходит основная закладка фундамента. Все прекрасно знают, что ребенок, родившись, ни читать, ни писать, ни ложку держать — не умеет. Для него родители — большие боги. Он автоматически, так как нет других источников информации, копирует интонации, мимику, манеры, т.д. Все, что ему разрешили, сказали: «Это правильно», — именно эти стремления и программы он и способен развить. Все, что запретили, сказали: «Любви нет, людям верить нельзя, дружба невозможна», — эти темы становятся для человека запретными.

Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают школа, вуз, преподаватели, улица — все это внешнее программирование.

Во многом человек — это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. Надеюсь, Вы не обидитесь, но если поставить цель найти уникальную мысль, которую вы не слышали, не прочитали, а создали именно сами — это будет сделать очень тяжело. Но, с другой стороны, если вы во что-то поверили, дали этой мысли право на существование — значит, в ваших силах это и изменить.

Этап 2. Самопознание

Если общая картина мира сложилась благополучно, то есть человек для себя ответил: «Как устроен мир?», «Чем люди друг от друга отличаются и ради чего живут?», то он переходит к следующему этапу. Он начинает задавать себе вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Ради чего живу?». У многих людей, в силу несформированности необходимых убеждений на первом этапе, этот вопрос даже не возникает. Они плывут по течению: «Как все». А те, кто ставят перед собой эти вопросы, —могут дать на них ответ: либо достойный, либо печальный. «Как стать достойным человеком и достичь успеха?» — думает достойный, а недостойный: «Из меня ничего не получится, как бы выжить, продержаться, прокормить детей, т.д.».

Вы можете для себя ответить, какой ответ в свое время давали Вы. Кто дал достойный ответ — тот начинает себя целенаправленно формировать: учеба, спорт, множество всевозможных интересов, насыщенная жизнь — это начало третьего этапа.

Этап 3.Осознанное развитие

По статистике, четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится?» — дают не более 3% людей и дают его письменно. Их успех в десятки раз выше, чем у остальных людей. Кто дал ответ на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. Далее следует путь: человек формирует необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения его целей, в идеале —самых достойных.

Этап 4. Самореализация

В идеале — это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, достигает своих целей, полностью реализует свой потенциал как Личность и покоряет все необходимые ему высоты

Источник