Роль внеурочной деятельности в развитии личности ребенка
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное – и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Роль внеурочной деятельности в формировании личности учащегося.
Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде
-спортивно-оздоровительное,
-духовно-нравственное,
социальное,
Обще-интеллектуальное, –
общекультурное)
таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.; индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.
Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната.
Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 20 кружков различного направления, например:
Домисолька и Удивительный мир слов
Творчество – изостудия и Информатика в играх и задачах
Разминка для ума
Флористика
1. Общее количество кружков и секций в ОО – 27, из них:
– количество спортивных – 8
– количество предметных и творческих кружков – 19.
2. Сведения об охвате учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью в ОО (ТОЛЬКО ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ УЧИТЫВАТЬ) по форме:
Всего детей в ОО | 621 |
Всего охвачено внеурочной деятельностью в ОО (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 261 |
Занято (количество человек) в – спортивных секциях | 127 |
– предметных, творческих кружках | 185 |
– детских общественных объединениях | 34 |
– органах ученического самоуправления | 38 |
3. Общие сведения о занятости учащихся ОО во внеурочное время (включая посещение кружков, секций в ОО, МАУ ДО «ДДТ», учреждениях культуры, спорта):
Всего охвачено внеурочной деятельностью (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 486 |
Не заняты во внеурочное время | 135 |
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.
ВЫВОДЫ: 1. Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
Источник
Библиографическое описание:
Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 22.11.2020).
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
Антон Павлович Чехов
Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.
Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.
Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности:
– воспитание целеустремленности и трудолюбия;
– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;
– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.
– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;
Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.
— Когда же следует проводить внеурочную деятельность?
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.
Основные направления внеурочной деятельности:
– Художественно-эстетическое,
– Научно-познавательное,
– Спортивно-оздоровительное,
– Военно-патриотическое,
– Проектная деятельность и общественно-полезная.
Формы организации внеурочной деятельности:
– Экскурсии,
– Круглые столы,
– Научные общества,
– Кружки и секции,
– Конференции и диспуты,
– Общественно-полезные практики,
– Соревнования и викторины,
– Олимпиады и конкурсы,
– Поисковые и научные исследования.
Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.
Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.
Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!
Литература:
- Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
- Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.
Источник
Роль внеурочной деятельности в развитии личности ребенка
Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья строится на утверждении, что Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. При этом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельности. Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи: – обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; – оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; – улучшить условия для развития ребенка; – учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Неотъемлемой составляющей образования детей с ОВЗ является дополнительная коррекционно-развивающая работа, способствующая как успешности усвоения учебных предметов, так и формированию навыков жизнедеятельности. В рамках этой модели оперативно осуществляется разработка, апробация, внедрение новых программ внеурочной деятельности, в том числе авторских, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, региональные особенности, направленные на обеспечение максимально качественной социализации детей.
Внеурочная деятельность предполагает также тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с широким кругом социальных субъектов. Все это широко представлено в деятельности любого специального образовательного учреждения, так как является обязательным элементом успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Результатом реализации внеурочной деятельности может стать индивидуальное достижение ребенка, зафиксированное в портфолио.
Внедрение инновационной внеурочной деятельности для детей с ОВЗ позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:
Расширение возможностей развития ребенка с ОВЗ, в системе внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных запросов с учетом возможностей.
Организация активного сопровождения социализации обучающихся с ОВЗ со стороны социальных субъектов.
Расширить возможности социальной интеграции детей с ОВЗ
Включение детей с ОВЗ в социокультурное пространство района, города;
Подготовка в рамках внеурочной деятельности к участию во всероссийских и международных проектах.
Расширить возможности работы с талантами обучающихся с ОВЗ
Реализация интегрированных программ внеурочной деятельности, расширяющих возможности детей с ОВЗ в рамках сопровождения их социальными партнерами и реализацией коррекционно-развивающих мероприятий.
Оптимизировать организацию развития педагогического потенциала
Обеспечить активную позицию педагогов в условиях перехода на специальные стандарты для обучающихся с ОВЗ.
Развитие инновационной деятельности педагогов в разработке авторских программ внеурочной деятельности.
Оптимизировать современную образовательную инфраструктуру
Обеспечить создание современных условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ в рамках учебных мастерских, готовящих их к социальным практикам.
Повысить социальную значимость системы образования в развитии общества
Обеспечить социальное партнерство школы и субъектов окружающей среды по социализации, обучающихся с ОВЗ.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной и внеурочной деятельности школьника.
При организации внеурочной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит педагога, как мотивация школьников, так как, по справедливому наблюдению психологов результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % – от мотивов.
Для учащихся с ОВЗ средних классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы – исключительно важный мотив, побуждающий школьников к активной деятельности.
Источник
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное – и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Роль внеурочной деятельности в развитии личности.
Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей основу воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие (социальные) ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.
Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната. Расположение школы рядом с метро, маршруты городского транспорта, близость центра города позволяет использовать возможности городских культурно-массовых учреждений.
Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 19 кружков различного направления, например, такие, как: «олимпийские надежды», «танцевальный», «хоровое пение», «рукодельница», «волшебные краски», «работа по дереву», «чудо-кожа» и др.
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки, создают интересные коллекции одежды. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.
Определённую роль в развитии личности учащегося играет работа школьного ученического соуправления. Школьное соуправление мы рассматриваем не столько как специальную деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности. Приобщаясь к общественной работе у учащихся формируется активная жизненная позиция, которая способствует более успешной социализации выпускников школы.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашем интернате является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика.
Во всех классах проходят классные часы, беседы, посвященные дням воинской славы. Проводятся уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, литературно-музыкальные гостиные, конкурсы и викторины, экскурсионные поездки. Учащиеся школы постоянно принимают участие в акциях Памяти.
Для поздравления ветеранов руководителями школьных кружков вместе с ребятами готовятся праздничные открытки ветеранам микрорайона. А также традиционно организовывается общешкольный концерт, посвященный Дню Победы, где каждый класс принимает участие.
Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее, приобщая к культурному наследию нашей страны.
Источник