Роль внеурочной деятельности в развитии личности ребенка

Роль внеурочной деятельности в развитии личности ребенка thumbnail

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, 
который называется воспитанием в широком смысле этого слова. 
Здесь все главное – и урок, 
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. 
В.А.Сухомлинский.

Роль внеурочной деятельности в  формировании личности учащегося.

Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.                                                         Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде

 -спортивно-оздоровительное,

 -духовно-нравственное,

социальное,

Обще-интеллектуальное, –

общекультурное)

таких формах, как:

 экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.;  индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки,  индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.

 Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:

 игровая деятельность;  познавательная деятельность;  проблемно-ценностное общение;  досугово-развлекательная (досуговое общение);  художественное творчество;  социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);  трудовая (производственная) деятельность;  спортивно-оздоровительная деятельность.

 Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: 

 приобретение учащимися социального опыта;  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;   приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое  внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната.

Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 20 кружков различного направления, например:

Домисолька и  Удивительный мир слов

Творчество – изостудия и  Информатика в играх и задачах

Разминка для ума

Флористика

1. Общее количество кружков и секций в ОО – 27, из них:

– количество спортивных – 8

– количество предметных и творческих кружков – 19.

2. Сведения об охвате учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью в ОО    (ТОЛЬКО ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ УЧИТЫВАТЬ) по  форме:

Всего детей в ОО

621

Всего охвачено внеурочной деятельностью в ОО (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним)

261

Занято (количество человек)   в

– спортивных   секциях

127

– предметных, творческих  кружках

185

– детских общественных объединениях

34

– органах ученического самоуправления

38

3. Общие сведения  о занятости учащихся ОО во внеурочное время (включая посещение кружков, секций  в  ОО, МАУ ДО «ДДТ», учреждениях культуры, спорта):

Всего  охвачено внеурочной деятельностью

(исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним)

486

Не заняты во внеурочное время

135

Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.

Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.

ВЫВОДЫ: 1. Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)

 «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

 «Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь

Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.

 Ты учишься печатать, когда печатаешь.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

Источник

Библиографическое описание:


Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 22.11.2020).



Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Антон Павлович Чехов

Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.

Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности:

– воспитание целеустремленности и трудолюбия;

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;

Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.

Когда же следует проводить внеурочную деятельность?

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

– Художественно-эстетическое,

– Научно-познавательное,

– Спортивно-оздоровительное,

– Военно-патриотическое,

– Проектная деятельность и общественно-полезная.

Формы организации внеурочной деятельности:

– Экскурсии,

– Круглые столы,

– Научные общества,

– Кружки и секции,

– Конференции и диспуты,

– Общественно-полезные практики,

– Соревнования и викторины,

– Олимпиады и конкурсы,

– Поисковые и научные исследования.

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.

Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!

Литература:

  1. Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
  2. Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.

Источник

Роль внеурочной деятельности в развитии личности ребенка

Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ. Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья строится на утверждении, что Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. При этом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельности. Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи: – обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; – оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; – улучшить условия для развития ребенка; – учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Неотъемлемой составляющей образования детей с ОВЗ является дополнительная коррекционно-развивающая работа, способствующая как успешности усвоения учебных предметов, так и формированию навыков жизнедеятельности. В рамках этой модели оперативно осуществляется разработка, апробация, внедрение новых программ внеурочной деятельности, в том числе авторских, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, региональные особенности, направленные на обеспечение максимально качественной социализации детей.

Внеурочная деятельность предполагает также тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с широким кругом социальных субъектов. Все это широко представлено в деятельности любого специального образовательного учреждения, так как является обязательным элементом успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Результатом реализации внеурочной деятельности может стать индивидуальное достижение ребенка, зафиксированное в портфолио.

Внедрение инновационной внеурочной деятельности для детей с ОВЗ позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:

Расширение возможностей развития ребенка с ОВЗ, в системе внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных запросов с учетом возможностей.

Организация активного сопровождения социализации обучающихся с ОВЗ со стороны социальных субъектов.

Расширить возможности социальной интеграции детей с ОВЗ

Включение детей с ОВЗ в социокультурное пространство района, города;

Подготовка в рамках внеурочной деятельности к участию во всероссийских и международных проектах.

Расширить возможности работы с талантами обучающихся с ОВЗ

Реализация интегрированных программ внеурочной деятельности, расширяющих возможности детей с ОВЗ  в рамках сопровождения их социальными партнерами и реализацией коррекционно-развивающих мероприятий.

Оптимизировать организацию развития педагогического потенциала

Обеспечить активную позицию педагогов в условиях перехода на специальные стандарты для обучающихся с ОВЗ.

Развитие инновационной деятельности педагогов в разработке авторских программ внеурочной деятельности.

Оптимизировать современную образовательную инфраструктуру

Обеспечить создание современных условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ в рамках учебных мастерских, готовящих их к социальным практикам.

Повысить социальную значимость системы образования в развитии общества

Обеспечить социальное партнерство школы и субъектов окружающей среды по социализации, обучающихся с ОВЗ.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности  школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной и внеурочной деятельности школьника.

При организации внеурочной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит педагога, как мотивация школьников, так как, по справедливому наблюдению психологов результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 %  – от мотивов.

Для учащихся с ОВЗ средних классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы – исключительно важный мотив, побуждающий школьников к активной деятельности.

Источник

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, 
который называется воспитанием в широком смысле этого слова. 
Здесь все главное – и урок, 
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. 
В.А.Сухомлинский.

Роль внеурочной деятельности в развитии личности.

Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.

 Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей основу воспитательной системы нашей школы составляют общечеловеческие (социальные) ценности, которые, став ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое  внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната. Расположение школы  рядом с метро, маршруты городского транспорта, близость центра города позволяет использовать возможности городских культурно-массовых  учреждений.

Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 19 кружков различного направления, например, такие, как: «олимпийские надежды», «танцевальный», «хоровое пение», «рукодельница», «волшебные краски», «работа по дереву», «чудо-кожа» и др.

Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.

Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки, создают интересные коллекции одежды. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.

Определённую роль в развитии личности учащегося играет работа школьного ученического соуправления. Школьное соуправление мы рассматриваем  не столько как специальную деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности. Приобщаясь к общественной работе у учащихся формируется активная жизненная позиция, которая способствует более успешной социализации выпускников школы.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашем интернате является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика.

Во всех классах проходят классные часы, беседы, посвященные дням воинской славы. Проводятся уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, литературно-музыкальные гостиные, конкурсы и викторины, экскурсионные поездки. Учащиеся школы постоянно принимают участие в акциях Памяти.

Для поздравления ветеранов руководителями школьных кружков вместе с ребятами готовятся праздничные открытки ветеранам микрорайона. А также традиционно организовывается общешкольный концерт, посвященный Дню Победы, где каждый класс принимает участие.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее, приобщая к культурному наследию нашей страны.

Источник