Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребенка

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребенка thumbnail

Роль устного счета в формировании

вычислительных навыков

и в развитии

личностных качеств ребенка

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики.  При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования  различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9·7 ). К письменным,  относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100.

(Слайд 2.) Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит  проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Целями  данного этапа урока можно определить следующее:

1) достижение поставленных целей урока;

2) развитие вычислительных навыков;

3) развитие математической культуры, речи;

4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

(Слайд 3) Наглядным примером может служить предложенный учителем вариант устного счета в 1 м классе по теме «Длина»:

– Назовите сумму и разность чисел 7 и 3.

– Посчитайте двойками, начиная с 2.

– Найдите лишнее число: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

(4) Почему? Продолжите закономерность.

– Расскажите всё, что знаете, о числе 7. Как его можно получить? (Натуральное, однозначное, нечетное; 7 дней в неделе; 7 чудес света; «Семеро одного не ждут» и т.д.)

– Какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 2, 5, 4, 6?

– Во дворе гуляли 2 девочки и 5 мальчиков. На сколько мальчиков больше, чем девочек?

– Ученик отрезал полоску бумаги длиной 1 см, а вторую полоску – на 2 см длиннее первой. Какова длина второй полоски?

Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Так как же упражнений порождает скуку и притупляет интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, широко использовать наглядность. Рассмотрим некоторые из них.

(Слайд 4) Игра «Лучший счетчик».

На доске написаны два столбика примеров. Вызываются два ученика. Кто быстрее напишет ответы, тот и выиграл. Игру можно проводить и по рядам.

Игра «Молчанка»:        

(Слайд5) Игра «Цепочка»:

7 + 8

   : 3

   • 8

–_ 8__

(Может проводиться в письменной и устной форме.)

Счетные фигуры:

(Слайд6) Занимательные квадраты:

(Слайд7)

Лабиринты, лото, счетные таблицы, карточки – плакаты, ребусы. Например:

8         0

Использование разнообразных заданий и дидактического материала увеличивает степень наглядности числовых операций, вносит большое оживление в работу.

(Слайд8) Лучший летчик.

Проводится небольшая беседа по вопросам: “Кто хочет стать летчиком?” “Каким должен быть летчик?”, “Что он должен хорошо знать и уметь?”. Дети обобщают: “Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И, прежде всего он должен правильно вести расчеты”.

На доске записаны три столбика выражений. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

       475               345              867             657             897             1097

       3+2               2+2              5+3             4+2              10-3             10-1

(Слайд9) Задачи в стихах

***

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

* * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

(Слайд10) Приемов устного счета много, но, как ни велика их педагогическая и практическая ценность, учитель должен стоять на позиции сознательного их выбора, а не механического применения. Кроме того, большое значение имеет выбор формы устного счета:

Читайте также:  Влияние личности педагога развитие воспитание ребенка

– беглый слуховой; (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

– зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

– комбинированный.

(Слайд11) Если говорить о месте устного счета на уроке, то процесс этот – регулируемый, как в отношении времени, отводимого на эту часть урока, так и в отношении умственной нагрузки, падающей на учащихся. Когда учитель планирует вводить новый материал, устные упражнения проводятся, как правило, в начале урока с таким набором заданий, которые нацелены на актуализацию знаний для полного усвоения этого материала.

Изредка устный счет можно включать в проверку домашнего задания. Например, при закрытых тетрадях дети видят на доске домашние примеры:

28 : 2=13        

100 : 25=3        

35•2=70

15•4=60        

18•5=80        

26 : 2=13

Они быстро считают, находят ошибки и исправляют их. Такой вид работы, во – первых, дает возможность слабоуспевающим детям показать себя с лучшей стороны, во – вторых, тренирует у учащихся внимание и память.

(Слайд12) Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения, например:

– найдите разность чисел 100 и 9.

– найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

– из 100-9; 100 минус 9

– уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

– найти разность чисел 100 и 9

– уменьшить 100 на 9 и т.д.  

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

        Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:        

– 47+24-56

– 72:12·9

– 400-·4 и др.                                                                                                

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

– из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

– уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

Уменьшаемое

12

14

15

17

28

Вычитаемое

10

10

10

10

10

Разность

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

(Слайд14) 2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

                                   6+4*4+6                 20+7*20+5

                                      20·8*18·10                       8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак , =  

(Слайд15) 3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

– решение уравнения 24:х=3

– из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

– найдите неизвестное число: 73-х=73-18

– я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

        Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

(Слайд16) 4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

        Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

         Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

В привитии навыка автоматического счета большое значение имеет опрос учащихся, в ходе которого не следует ограничиваться ответом одного ученика, а опрашивать нескольких.

Разработав свою систему устного счета, учитель должен помнить, что она играет важную роль не только в формировании автоматических вычислительных навыков. Задачи ставятся намного шире. Только во взаимосвязи всех этапов урока возможна выработка навыка автоматического счета и достижение целей всего урока.

Читайте также:  Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребенка

Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно

использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.

Таким образом, система устного счета играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.

Источник

Роль устного счёта в развитии ребёнка

В методике математики принято выделять устные и письменные способы вычисления. К устным способам можно отнести все способы вычислений в пределах 100, а также способы вычислений за пределами 100, когда вычисление сводится к способу вычислений в пределах 100. Например: чтобы 600 умножить на 3, необходимо 6 умножить на 3 и дописать 2 нуля, то есть умножение 600 на 3 будет относится к устному счёту. К письменным способам относят вычисления над числами за пределами 100.

Устный счёт на уроках математики в младшей школе имеет важное значение, так как он подразумевает общение учителя с учениками, как общие как и индивидуальные, а также рассуждения учащихся во время выполнения различных заданий. Среди этих видов устной деятельности можно выделить устные задачи, которые также можно обозначить понятием “устный счёт”, потому что раньше они заключали в себе именно вычисления. В современных школьных программах виды устных вычислений довольно разнообразны, так как на уроках большое внимание уделяется алгебре, геометрии и свойствам операций над числами. Поэтому название «устный счёт»  до сих пор приемлемо для устного способа проведения упражнений.

Согласно статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка» педагога Зайцевой О. П. значимость и необходимость устных вычислений весьма очевидна. Значение упражнений велико как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и в развитии личностных качеств ребёнка.

Для развития быстроты устных навыков вычислений в течение трёх-четырёх лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 6–12 минут при проведении устных упражнений согласно преподаваемой теме.

Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.

Виды упражнений для устных вычислений

Навыки устного счёта развиваются в процессе выполнения учащимися различных упражнений. Приведем основные виды таких упражнений:

Нахождение значений математических выражений

В данных задачах необходимо найти значение математического выражения, представленного в том или ином виде. Вариантов таких заданий множество. К ним можно отнести: буквенные (задают буквами) и числовые (задаются числами) математические выражения. При буквенном выражении, вместо букв подставляют числа и находят полученное выражение в виде числа. Основным значением такого вида упражнений является выработка и закрепление устойчивых вычислительных навыков у учеников, и кроме того – усвоение теории арифметических операций.

Пример 1: найдите разность чисел 200 и 5.

Пример 2: первый множитель 3, второй 4. Чему равно произведение?

Пример 3: у пяти матерей по одному сыну. Сколько всего сыновей?

Пример 4: уменьшаемое 24, вычитаемое 6. Чему равна разность?

Сравнение математических выражений

Данные задачи имеют несколько вариантов. Например, даются два выражения, и необходимо сравнить выражения, то есть определить, равны ли они или какое из них меньше,а какое больше. Основным назначением данных задач является усвоение теории арифметических операций, свойствах операций, знаний о неравенствах и равенствах, а также развитие вычислительных навыков.

Пример 1: 16+ 3 * 19 + 2; Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Пример 2: 5 + 26 * 26 + 5; Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Пример 3: 19 – 8 * 8 + 3; Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Пример 4: первое число 15, а второе на 12 меньше. Чему равна сумма данных чисел?

Решение уравнений

К данным задачам можно отнести простые уравнения вида х + 3 = 7 и более сложные уравнения вида 3х – 6 = 24. Главная функция данных задач — развитие навыков решения уравнений, а также помочь ученикам в усвоении отношений между составляющими и результатами арифметических операций.

Пример 1: решите уравнение 25 : х = 5.

Пример 2: я придумал число, домножил его на 5 и получил 85. какое число я придумал?

Пример 3: какое число надо увеличить на 34, чтобы получить 80?

Пример 4: какое число надо прибавить к 33, чтобы получить 70?

Чтобы навыки устного счёта постоянно развивались, следует определить корректное отношение в приемах устных и письменных способов исчислений. Необходимо прибегать к  письменному счёту только в случае, когда сложно ограничиться только устным счётом.

Читайте также:  Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития

Роль устного счёта

Кроме того, что устный счёт на уроках математики способствует развитию и усвоению крепких навыков вычислений, он еще и оказывает значимое воздействие на повышении у детей  интереса к урокам математики, что в свою очередь является одним из главных мотивов учебной деятельности. Устный счёт развивает логическое мышление, а также личностные качества ребёнка. С помощью различных видов устного счёта можно вызывать интерес и привить любовь к математике.

Просмотр содержимого документа

«Роль устного счёта в развитии ребёнка »

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация на тему “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребёнка”

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личност...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личност

Описание слайда:

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка

2 слайд

Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с

Описание слайда:

Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит  проблемный характер. Целями  данного этапа урока можно определить следующее: 1) достижение поставленных целей урока; 2) развитие вычислительных навыков; 3) развитие математической культуры, речи; 4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

3 слайд

Вариант устного счета в 1 классе по теме «Длина»: – Назовите сумму и разность

Описание слайда:

Вариант устного счета в 1 классе по теме «Длина»: – Назовите сумму и разность чисел 7 и 3. – Посчитайте двойками, начиная с 2. – Найдите лишнее число: 1, 3, 4, 5, 6, 7. – Почему? Продолжите закономерность. – Расскажите всё, что знаете, о числе 7. Как его можно получить? (Натуральное, однозначное, нечетное; 7 дней в неделе; 7 чудес света; «Семеро одного не ждут» и т.д.) – Какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 2, 5, 4, 6? – Во дворе гуляли 2 девочки и 5 мальчиков. На сколько мальчиков больше, чем девочек? – Ученик отрезал полоску бумаги длиной 1 см, а вторую полоску – на 2 см длиннее первой. Какова длина второй полоски?

4 слайд

Игра «Лучший счетчик». На доске написаны два столбика примеров. Вызываются дв

Описание слайда:

Игра «Лучший счетчик». На доске написаны два столбика примеров. Вызываются два ученика. Кто быстрее напишет ответы, тот и выиграл. Игру можно проводить и по рядам. Игра «Молчанка»: 12 21 х6 14 15

5 слайд

Игра «Цепочка» 7 + 8 : 3 • 8 –_ 8__ Счетные фигуры: 2	1	3 4	+ 31	5 6	9	7

Описание слайда:

Игра «Цепочка» 7 + 8 : 3 • 8 –_ 8__ Счетные фигуры: 2 1 3 4 + 31 5 6 9 7

6 слайд

Занимательные квадраты 42		18 	90	 28		32

Описание слайда:

Занимательные квадраты 42 18 90 28 32

7 слайд

Лабиринты, ребусы

Описание слайда:

Лабиринты, ребусы

8 слайд

Лучший лётчик 475               345              867             657        

Описание слайда:

Лучший лётчик 475               345              867             657             897     1097   3+2               2+2              5+3             4+2            10-3        10-1

9 слайд

Задачи в стихах *** Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Сви

Описание слайда:

Задачи в стихах *** Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке? * * * С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не за будь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало?

10 слайд

Формы устного счета: – беглый слуховой – зрительный – комбинированный

Описание слайда:

Формы устного счета: – беглый слуховой – зрительный – комбинированный

11 слайд

Место устного счёта на уроке 28:2=13	100:25=3	35х2=70 15х4=60	18х5=80	26:2=13

Описание слайда:

Место устного счёта на уроке 28:2=13 100:25=3 35х2=70 15х4=60 18х5=80 26:2=13

12 слайд

Виды упражнений для устных вычислений Нахождение значений математических выра

Описание слайда:

Виды упражнений для устных вычислений Нахождение значений математических выражений. Цель :выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также способствовать усвоению вопросов теории арифметических действий. Выражения могут предлагаться в разной словесной форме   (уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность)                Выражения могут включать одно и более действий 47+24-56 72:12·9 (90-42):3 90-42:3.

13 слайд

2	х	4	:	8		2	х	3	:	6 3	х	6	:	9		3	х	3	:	9 4	х	4	:	8		4	х	3	:	2 4	х	5	:	2		6	х

Описание слайда:

2 х 4 : 8 2 х 3 : 6 3 х 6 : 9 3 х 3 : 9 4 х 4 : 8 4 х 3 : 2 4 х 5 : 2 6 х 3 : 9

14 слайд

(	3	5	:	5	)	х	(	3	0	:	6	) (	4	8	:	6	)	х	(	2	1	:	3	) (	3	6	:	4	)	х	(	2	4	:	6	)

Описание слайда:

( 3 5 : 5 ) х ( 3 0 : 6 ) ( 4 8 : 6 ) х ( 2 1 : 3 ) ( 3 6 : 4 ) х ( 2 4 : 6 ) ( 5 4 : 6 ) х ( 4 2 : 6 )

15 слайд

Перестановка множителей

Описание слайда:

Перестановка множителей

16 слайд

Перестановка слагаемых

Описание слайда:

Перестановка слагаемых

17 слайд

Выражения можно давать и в форме таблицы Уменьшаемое	12	14	15	17	28 Вычитаем

Описание слайда:

Выражения можно давать и в форме таблицы Уменьшаемое 12 14 15 17 28 Вычитаемое 10 10 10 10 10 Разность

18 слайд

2) Сравнение математических выражений. 6+4*4+6                 20+7*20+5 20·8

Описание слайда:

2) Сравнение математических выражений. 6+4*4+6                 20+7*20+5 20·8*18·10                   8·9*8·10 Цель: способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах . Также они помогают выработке вычислительных навыков.

19 слайд

3) Решение уравнений. простейшие уравнения (х+2=10) более сложные (15·х-9=51)

Описание слайда:

3) Решение уравнений. простейшие уравнения (х+2=10) более сложные (15·х-9=51) Цель: выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

20 слайд

4) Решение задач. Цель: отработка умений решать задачи, помощь в усвоении тео

Описание слайда:

4) Решение задач. Цель: отработка умений решать задачи, помощь в усвоении теоретических знаний и выработке вычислительных навыков. Для устной работы предлагаются и простые, и составные задачи.

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребенка

Курс повышения квалификации

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-101016

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник