Роль умственного воспитания во всестороннем развитии личности ребенка
Умственное воспитание: сущность и основные задачи
Определение 1
Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.
В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.
Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.
Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.
Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.
Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.
Основными задачами умственного воспитания являются следующие:
- Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
- Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
- Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
- Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
- Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.
Средства, применяемые в умственном воспитании
Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:
- Деятельность ребенка.
- Продукты духовной и материальной культуры.
К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.
Замечание 1
Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.
Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:
- Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
- Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
- Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.
Источник
Понятие,
значение и задачи умственного воспитания.
План.
1.
Понятие об умственном воспитании и умственном развитии.
2.
Значение умственного воспитания во всестороннем развитии личности.
3.
Задачи умственного воспитании.
4.
Средства умственного воспитания.
Понятие
об умственном воспитании и умственном развитии.
Для современной образовательной
системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.
В работах отечественных и
зарубежных ученых в период дошкольного детства и школьный период определяется
как самый оптимальный для умственного воспитания и воспитания. Так считали
педагоги, которые создали первые системы воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори).
В исследованиях Усовой, Запорожца
и Венгер выявлено, что возможно умственное развитие детей младшего школьного
возраста значительно выше, чем считали ранее.
Умственное воспитание –
это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие
детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для
адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности.
На умственном развитии ребенка
сказываются различные факторы (особенно биологические).
Умственное воспитание и развитие
находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет
умственное развитие.
Основная особенность
умственного развития ребенка младшего школьного возраста:
– преобладание образных форм в
сознании:
·
Восприятие
·
Образное мышление
·
Воображение
Для их возникновения и
формирования младший школьный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное развитие зависит от
умственных способностей личности (т.е. ума).
Ум – это совокупность
познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения
включительно.
Ум школьника проявляется в:
·
Пытливости
·
Любознательности
Как стремление к познанию
неизвестного и к пополнению имеющихся знаний.
Выделяют следующие качества ума:
1. Критичность
– способность оценить результаты познавательной деятельности
2. Широта –
способность рассматривать явления в многообразных связях и отношениях, в
способности к обобщению
3. Глубина
4. Гибкость
5. Устойчивость
Т.о. Умственное воспитание, имея
своей целью, воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении
его нравственного облика, эстетического развития и приобретение привычек к
здоровому образу жизни.
Значение
умственного воспитания во всестороннем развитии личности.
Умственное воспитание имеет следующее значение:
1. Содействие
эстетическому воспитанию
2. Развитие ума
ребенка и его психических процессов
3. Формирование
системы знаний, развивается речь
4. Содействует
трудовому воспитанию, т.к. умственное воспитание – это трудовой процесс и прежде
чем что – то сделать необходимо поставить определенную цель и спланировать
дальнейшую деятельность.
5. Содействует
нравственному воспитанию (любовь к животным, бережное отношение к окружающим,
взаимопомощь)
6. Содействие
физическому воспитанию, т.к. если ребенок физически нездоров, то плохо усваивает
знания, поэтому чтобы физически развиваться надо быть интеллектуально развитым.
Необходимость умственного воспитания заключается в том, что:
·
Происходит подготовка детей к обучению в школе
·
Знания у них формируются в системе
·
Формируются мыслительные операции и расширяется умственный
кругозор
Задачи
умственного воспитании.
Задачи умственного воспитания включают в себя:
1. Формирование
мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов,
потребности в самообразовании, чувство долга и ответственности
2. Формирование
опыта познавательной деятельности, способность к творчеству, к принятию
нестандартных решений и развитие мышления
3. Развитие
эрудиции, помощь в овладении системой научных знаний, формирование мировоззрения
и в освоении способов деятельности
4. Формирование
эмоционального отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной
деятельности и к самому себе
Данная задача реализуется:
·
В учебном процессе, в учреждениях общего, профессионального и
дополнительного образования
·
В процессе самообразования
·
В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми
·
В результате влияния средств массовой информации
Средства
умственного воспитания.
Н.И. Сеченов считал, что ребёнку
с самых малых лет нужно преподносить и делом и словом готовые формы чужого
опыта, снимая с его слабых плеч тяжёлый труд познания собственным трудом.
Это происходит за счёт
формирования различных видов деятельности, а так же обучения.
Деятельность детей младше
школьного возраста отличается по видам и содержанию, а так же по возможностям
оказывать влечение на умственное развитие в различных видах деятельности перед
младшими школьниками возникают разные познавательные задачи, которые необходимо
решать.
Средства – это то, что
помогает воспитывать детей.
К началу школьного возраста
данные средства значительно расширяются:
труд –
каждый трудовое задание для младше школьного возраста представляет определённые
умственные задачи, он должен понять и осознать, что ему нужно сделать
Источник
Светлана Граборова
Умственное воспитание детей
Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания.
В процессе умственного воспитания детей обучают определёнными знаниями и умениями. Формируют у них процессы восприятия, памяти. Мышления, развивают их пытливость, любознательность.
Важная задача умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы сообщая детям элементарные знания, вместе с этим формировать у них определённые способы восприятия (умение наблюдать, внимательно рассматривать и обследовать рукой предметы и т. д, а также простейшие способы умственной деятельности – умение анализировать, сравнивать и обобщать то, что было воспринято.
Умственное развитие детей происходит более интенсивно, если они усваивают не отдельные, разрозненные сведения, а известную систему элементарных знаний, отражающую простые, но существенные связи и зависимости, характерные для той или иной доступной ребёнку области действительности (живой и неживой природы, общественной жизни и т. д.).
Умственное воспитание детей – это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности детей – игра, труд, занятия и т. д.
Мышление ребёнка – дошкольника носит не абстрактный, а конкретный, наглядно- действенный и наглядно – образный характер. Однако это не означает, что дошкольники могут познавать лишь внешнюю сторону отдельных явлений, не способны выделить их общие существенные свойства.
Содержание и методы умственного воспитания в наших детских садах разрабатывались в соответствии с основными положениями советской педагогики и психологии, рассматривающих процесс психического развития детей как результат усвоения общественного опыта человечества. В этом процессе умственное развитие ребёнка – дошкольника выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, как овладение элементарными знаниями и умениями. Такое усвоение знаний и умений является необходимым условием развития умственных способностей ребёнка, развития его восприятия, памяти, мышления.
Для того чтобы овладение новыми знаниями и умениями проходило успешно, необходимо, чтобы ребёнок усваивал их не пассивно, а активно, в процессе игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности.
Важной составной частью содержания умственного воспитания дошкольников является формирование и обогащение их наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, играющего существенную роль в познавательной деятельности маленького ребёнка.
Наиболее эффективно умственное воспитание дошкольников осуществляется в процессе обучения на занятиях. На занятиях создаются все условия для овладения знаниями в систематизированном виде.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется и вне занятий. Правильно организованная игра, экскурсия, беседа во время прогулки и т. д. расширяет кругозор детей, формирует у них умение наблюдать, анализировать.
В качестве основных методов обучения детей на занятиях выступают методы, направленные на формирование новых знаний, новых способов мыслительной деятельности.
Важную роль в дошкольном обучении играет организация воспитателем продуктивной деятельности детей – конструирование, рисования, труда и т. д. Эти деятельности имеют свою специфику, которая заключается в том, что здесь дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют окружающую среду, получая в результате реальный продукт.
Существенное внимание следует уделять формированию у детей умений планировать свою практическую деятельность – что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы выполнить основную задачу.
Существенное значение для умственного воспитания дошкольников имеют игровые методы. Дидактические игры, как правило. используются для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях. С помощью этих игр уточняются и закрепляются знания детей об основных свойствах предметов (форме, величине, цвете, о явлениях живой и неживой природы, математические знания и т. д.
Закреплению усвоенных знаний способствует также отражение детьми полученных впечатлений в игре, в конструировании, в изобразительной деятельности. Активно используя полученные знания в такого рода деятельностях, ребёнок прочно их запоминает и начинает их осмысливать более полно и глубоко.
В процессе обучения на занятиях воспитатель формирует у детей элементы учебной деятельности, вырабатывает умение внимательно слушать и выполнять указания. Действовать в соответствии с предложенным словесным или наглядным образцом, что имеет первостепенное значение для подготовки детей к школе, к систематическому обучению основам наук.
Источник
Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.
В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.
Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.
Взаимосвязь развития и воспитания
По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.
Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:
- Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
- Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
- Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
- Овладение простейшими навыками деятельности ума.
Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.
Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).
Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:
- Познание через общение;
- Развитие через предметную деятельность;
- Формирование интеллекта с помощью игры;
- Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
- Приобщение к трудовой практике;
- Применение полученных знаний в продуктивной сфере.
Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.
Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:
- Быстрое и качественное усвоение новой информации;
- Накопление базы знаний;
- Активное творческое мышление;
- Умение использовать способы овладения познанием.
Работа по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.
Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания. Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией. Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.
Закономерности развития ума
Содержание умственного воспитания направлено на рассмотрение следующих вопросов:
- Реализация целей и задач;
- Развитие ощущений;
- Анализ восприятия;
- Исследование наглядного материала;
- Формирование особенностей познания и интеллекта;
- Внедрение новых методов, форм и средств.
Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:
- Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
- Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
- Уметь выделять главное и второстепенное;
- Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
- Обладать определенной подготовкой к учебе.
Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.
Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.
Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:
- Совершенствовать представления об окружающем мире;
- Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
- Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
- Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.
Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.
В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:
- Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
- Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д. );
- Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
- Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
- Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
- Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.
Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.
- Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
- Коммуникативные умения и навыки — важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
- Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
- Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
- У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
- Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.
Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.
Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.
Необходимость сенсорного воспитания
Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.
С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:
- Различать цвета и их оттенки;
- Группировать предметы по форме и содержанию;
- Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.
Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.
Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.
В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.
В начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.
Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых — развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.
Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.
Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.
В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.
Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.
Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями. Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности. Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.
Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.
Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.
Мысль как фактор умственного развития
Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.
Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.
Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.
Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.
Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.
С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.
Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.
Коммуникативные навыки и умения
Переоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.
Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.
Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:
- Активное пополнение словарного запаса;
- Формирование основ грамматического строя речи;
- Онтогенез навыков связной речи;
- Привитие культуры применения диалогических форм общения.
Любознательность – основа интеллектуального развития
Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.
Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.
Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.
Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.
Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:
- Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
- Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).
С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.
Мир, окружающий ребенка
Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.
Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.
В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:
- Знания о природных явлениях;
- Познание мира вещей и предметов;
- Вовлечение в трудовую деятельность;
- Привитие знаний о людях труда;
- Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.
С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:
- Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
- Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.
Подведем итоги
Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества. Развитие ума пом