Роль учителя в развитии одаренного ребенка
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Краснослободцева Н.В.- музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов
“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его
общения и совместной деятельности
со взрослым, результат его собственной
активности”
Н.Н. Поддьяков
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
В настоящее время сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. Поэтому в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.
Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.
Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.
Педагог должен:
– быть доброжелательным и чутким;
– разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
– иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
– иметь высокий уровень интеллектуального развития;
– иметь широкий круг интересов и умений;
– быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
– иметь живой и активный характер;
– обладать чувством юмора;
– проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
– иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
– обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Формы работы с одаренными детьми:
– творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);
– групповые занятия;
– факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
– кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
– занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
– конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
– работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей).
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко – одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003. – 95с.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М Слуцкого. – М.: Прогресс. 1991. – 376 с.
3. Основы педагогического мастерства / под ред. Якушева С.Д. − М.: «Академия» 2008. − 256 с.
4. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003. − 95с.
5. Штерн В. Умственная одаренность. − СПб.: Союз, 1997. − 128с.
Источник
Статья на тему «Роль педагога в формировании детской одаренности»
Учитель русского языка и литературы Крюкова Татьяна Викторовна, ГБОУ гимназия № 505 Красносельский район, г. Санкт-Петербург
Характеристика одаренного/талантливого ребенка
Фамилия Имя ребенка
Пряников Илья Дмитриевич
Учреждение среднего
( общего)образования
ГБОУ гимназия № 505 Красносельский район, г. Санкт-Петербург
Он,Ю г. Санкт-Петербург
одаренность в познавательной деятельности
Степень сформированности одаренности
Актуальная одаренность
Формы проявления одаренности
Явная одаренность
Проявления в различных видах деятельности
Общая одаренность
Особенности возрастного развития
Ранняя одаренность
Приемлемая стратегия обучения
Стратегия обогащения
Приемлемая методическая модель обучения
Свободная модель
Приемлемые формы обучения
– индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
– система творческих конкурсов, олимпиад;
Ключевые направления развития одаренности
– Активное отношение к окружающему миру.
– Самостоятельность.
– Организация индивидуального стиля деятельности
– Создание мотивации к развитию и обучению
Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; на занятиях они требуют особого подхода. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Наблюдение, свидетельствующее о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания.
Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме и выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:
дети с высоким IQ;
дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М.А.Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей:
«сообразительные»;
«блестящие ученики»;
«креативы»;
«компетентные»;
«талантливые»;
«мудрые».
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы увидеть и развить способности обучающихся. К большому сожалению, далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от педагога. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Известно, что самым важным человеком для детей в раннем возрасте является его первый учитель, перед которым, как раз таки и стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступлении в школу каждый родитель должен тщательно отнестись к выбору заведения, в котором будет учиться их ребёнок, класса и, самое главное, учителя. Учитель – это не только предмет для передачи знаний, но и прежде всего человек, который должен любить свою профессию и своих учеников, к каждому из которых должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы у каждого выявить способности, или наоборот, отставание в развитии. Каждый учитель начальных классов обязательно должен знать, как правильно направить руки ребёнка «в нужное русло», для того чтобы он вырос индивидуальной личностью. Ведь это очень важно для его будущего и настоящего его родителей.
Важную роль в этом направлении следует отнести взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно–воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся в проектировании индивидуального маршрута обучения, проектировании собственного жизненного пути, воспитании гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.
Одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми составляет мотивация, позитивная Я-концепция. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало. Не менее важна и профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основанная на его личностной готовностью специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.
В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Учитель должен:
разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
быть доброжелательным и чутким;
уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
обладать чувством юмора;
быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
стимулировать когнитивные способности учащихся.
Таким образом, можно выделить следующие требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми:
Наличие собственной педагогической концепции;
Профессиональная компетентность;
Высокая теоретическая подготовка;
Активная научно-методическая деятельность;
Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
Знание возрастной психологии;
Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
Высокий уровень знаний предмета;
Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
Наличие организаторских способностей.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
– комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
– длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
– анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
-использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п;
– подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
– оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения)
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
– различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
– специальные психодиагностические тренинги;
– экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
– проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; – экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; – организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
– проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть, отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
5
Источник