Роль творчества в развитии личности ребенка ушинский

Роль творчества в развитии личности ребенка ушинский thumbnail

Константин Дмитриевич Ушинский основоположник научной педагогики в России, ознакомиться с его работами весьма ценно для специалиста в сфере дошкольного образования. Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети ,начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык – выражение мысли в слове.

Слово “фольклор”, которым часто обозначают понятие “устное народное творчество”, произошло от соединения двух английских слов: folk – “народ” и lore – “мудрость”. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.  Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.  Иными словами, народное творчество таит в себе мудрость поколений. Изучение народной культуры- ключ к культурному генофонду и раскрытие огромного потенциала личности.

  Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и прочее. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. В игровой деятельности мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, а так же внимание. К сожалению, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо, в том время, как это необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. В подвижных же  народных играх воспитываются еще и  психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

  • Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
  • Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
  • Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности .

Читайте также:  Как влияет прививка на развитие ребенка

Источник

Титульный лист

Воспитательная ценность сказок К.Д. Ушинского, их роль в современном дошкольном чтении («Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля»).

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Педагогическая ценность сказки…………………………………….5

Роль сказок в современном дошкольном чтении…………………..6

Актуальность изучения сказки в работах К.Д. Ушинского..………7

Воспитательное значение сказок К.Д. Ушинского………………….9

Заключение…………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………14

Введение

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей дошкольного возраста, их социализации, нравственного воспитания и др.. Думаем, что именно работа со сказкой, широко применяемая в системе дошкольного образования, способствует достижения данных целей.

Тема нашей работы заявлена как «Воспитательная ценность сказок К.Д. Ушинского, их роль в современном дошкольном чтении («Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля»)».

Актуальность работы определяется тем, что сказка изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в культурной ситуации и преодолеть кризисные периоды дошкольного возраста.

Основная цель – рассмотреть значение сказок К.Д. Ушинского в процессе воспитания дошкольников.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. определить роль сказок в современном воспитании дошкольников;

  2. выявить теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказок К.Д. Ушинского на дошкольников;

  3. рассмотреть воспитательную ценность следующих сказок К.Д. Ушинского: «Плутишка кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля».

Данная тема достаточно разработана, существует множество исследований, рассматривающих роль сказок в дошкольном воспитании. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [4].

В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [4, с. 93].

По мнению основоположника этнопедагогики Г.Н. Волкова, «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [5, с. 125].

Работы современных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

Педагогическая ценность сказки

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему «…с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов… ничтожная часть их… как бы вытекает наружу через узкое отверстие… Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[10, 315]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Они дают ответы на важные вопросы.

Роль сказок в современном дошкольном чтении

Как мы уже отметили, сказка является одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердца к сердцу. Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка. В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга» – самый сильный лесной зверь, его глупость – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Читайте также:  Центр развития для ребенка 1 год новосибирск

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть.

В сказках всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях. Такая ясность оценок в сказках существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки, дошкольники входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.

Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько плохи зло, предательство, жадность.

Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и на подсознание дошкольника.

Актуальность изучения сказки в работах К.Д. Ушинского

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [6, с. 108–109]. Создавая сказки, К.Д Ушинский следовал своей концепции системы обучения родному языку, так как язык должен отражать многовековой опыт духовной жизни народа. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.

Он считал, что постижение родного языка в начальной работе с дошкольниками может организовываться и посредством сказки. Для реализации данной цели К.Д. Ушинский предлагал использовать разные способы, в том числе наглядные материалы (иллюстрации к сказкам) и чтение художественных произведений. Это лучший способ организовать «подготовительное обучение», так как оно должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным.

Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Данные идеи, предложенные К.Д. Ушинским, нашли отражение и в современной дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов.

Воспитательное значение сказок К.Д. Ушинского

Предложенные для анализа сказки написаны для детей дошкольного и младшего возраста: они невелики по объему, их тематика разнообразна, они развивают кругозор, дидактичны.

Они написаны простым языком, близким к народному, создавая поэтику народной речи, К.Д. Ушинский вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.

К сказкам о животных мы можем отнести следующие: «Плутишка кот», «Журавль и цапля», они повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, предусмотрительности, невежестве, отсутствии гостеприимства и т.д.

Так, работая со сказкой «Плутишка кот», дети могут расширить свой словарный запас, узнав, кто такой «плут» (кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек). Дети видят, как кот Васька ворует сметану, обманывает козла и барана, тем самым уговаривает их сбежать. Он вроде бы плохой герой, однако он позаботился о своих спутниках и на лугу развел костер, чтобы баран и козел грелись. Это характеризует кота как хорошего товарища, но при этом он всегда ищет свою выгоду (пригласил медведя, который просился на ночлег). Именно последний шаг и спас героев от волков.

Таким образом, мы видим, что из всех поступков Васьки (украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей) хороших больше, это проявляется и в авторской характеристике персонажа. Ушинский называет Ваську «кот – мурлышка», «серый – лобишко», «котик – коток», «серенький лобок», «серый кот», «бестолковый лоб», «котишка – мурлышка», «мурлыка». Мы видим, что ласковых слов больше, поэтому можно утверждать, что Васька не является «плутом» в полном смысле этого слова, он «плутишка», способный на обман, но всегда для общей выгоды.

Эта сказка учит нас любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать. Кроме этого, сказка учит товариществу и взаимной помощи.

Сказка «Журавль и цапля» также относится к сказкам о животных, так как действующие лица в ней сова, журавль и цапля. Сова непосредственно в действиях не участвовала, она лишь наблюдала за всем происходящим со стороны.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития ребенка форум

Главный герой журавль решил жениться на цапле, в то же время и цапля отправилась свататься к журавлю, однако они не могут договориться, все время отказывают друг другу. Именно поэтому у сказки нет финала, она заканчивается следующим: «Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Дошкольники понимают, что все проблемы журавля и цапли от их нерешительности, неумении договориться. Они глупо и смешно выглядят со стороны. Часто люди, как и персонажи данной сказки не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу, из-за этого возникают конфликты и обиды, способные лишить человека счастья.

Сказки «Мена» и «Вареный топор» можно отнести к бытовым, в них рассматриваются ситуации, произошедшие в обыденной жизни, а главные герои – люди. Они также обладают большим воспитательным значением, помогают учиться на ошибках других людей, узнавать что-либо.

Так, например, в сказке «Мена» мы видим, как старик обменивает разные предметы, желая получить большую выгоду, однако остается ни с чем. Главный герой скромный и простодушный, все с легкостью его обманывают, забирая его добро себе, он не понимает ценности вещей, его обмен можно назвать неравноценным. Также мы можем сказать, что старик храбрый, так как он не побоялся спасти купца, именно за это он был вознагражден.

Педагог может объяснить детям, что именно в таком поведении заключается счастье героя. Эта сказка К. Д. Ушинского показывает, что не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, уважении, любви. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. К сказке подходит пословица «На что и клад, когда в семье лад».

Сказка «Мена» кроме непосредственно воспитательного значения, поможет педагогам показать красоту русского языка, так как там много устаревших слов: «баршник», «коробейник», «овчар», «плетень», «серячок».

Другая сказка «Вареный топор» также посвящена простому человеку, главный герой – солдат. Дошкольники узнают об истории нашего государства, педагог может сообщить им следующие факты: когда заканчивались войны, царь всегда распускал войско и солдаты самостоятельно добирались до родных мест. В дороге им приходилось и голодать, и попрошайничать, чтобы не умереть с голоду. В таких случаях всегда на помощь приходила народная смекалка. (Когда солдат, заходя в хату, начинал рассказывать хозяйке, какой он справный помощник и как можно сварить кашу из обыкновенного топора).

Мы видим, что ленивая, скупая и негостеприимная старуха оказалась глупой, она не поняла, что таким образом солдат выманил у нее все для каши. К сказке подходит пословица «Не жалей алтына, отдашь полтину» или «Скупой платит дважды». На примере этого текста дети узнают, что нельзя быть жадным и злым, нужно помогать нуждающимся, иначе все может закончиться плохо.

Сказка «Сивка-бурка» относится к волшебным сказкам, она учит детей быть смелыми, а также быть добрыми, и что важно – быть честными с собой и старшими. На примере Ивана-дурака автор показывает, что успех и счастье приходит к трудолюбивым и сообразительным людям. Братья Иванушки не захотели добросовестно стеречь пшеницу и проспали свое счастье. А Иванушка честно сторожил, не смыкая глаз, за это он и получил вознаграждение.

Далее, сказка учит быть скромными и не хвастаться. Иван не стал всем рассказывать о своей находке. Благодаря такому отцовскому подарку Иван-дурак смог завоевать сердце царской дочки. Автор учит читателя не лениться, быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей. Такому человеку обязательно воздастся за его доброту.

К этой сказке можно подобрать следующую пословицу «Наше счастье в наших руках», «Добившись удач, об этом не судачь».

Заключение

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.

2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются примером искусства фольклорного слова.

3. Сказки способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.

4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации дошкольников к чтению и дальнейшему изучению литературы.

5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.

6. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].

7. В проанализированных нами бытовых сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки,

8. В сказках о животных могут воспеваться находчивость (плутовство), взаимопомощь и дружба.

9. Идеал человека, данный в волшебных сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель. [3, с. 5–6]

Список использованной литературы

  1. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка». Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1977.Т. XXXVI. № 3.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

  4. Воспитательное значение сказок. [Электронный ресурс]. Код доступа: https://www.detskiysad.ru/audioskazki/znachenie.html. Дата обращения 18.11.20017.

  5. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993.

  6. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. Педагогика. Психология.

  7. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. / Под ред. Борликова Г.М. Элиста, 2003.

  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1997.

  9. Ушинский К.Д. Сказки. [Электронный ресурс]. Код доступа: https://skazkoved.ru/index.php?fid=2&sid=24. Дата обращения 18.11.20017.

  10. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Источник