Роль телевидения в развитие ребенка

Роль телевидения в развитие ребенка thumbnail

Консультация для родителей.

(2013-2014 учебный год)

Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось выражение «экранные дети»? может это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

Мы проанализировали (на примере Москвы), сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам. Ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль» и т.п.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно. Мы проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т.п.).

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к нарушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство в закрытом помещении, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь  от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери. Однако страшные образы или звуки, которые ребёнок воспринимает с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергался ночному кошмару.

В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов. При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

Исследования Х.Хекхаузена показали: дети. Которые в семье чаще всего подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма. Следовательно. Он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский писал: «…Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значение… Ясно, что ребёнок. Который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребёнок, который вообще не понимает, что здесь произошло… Влияние среды на развитие ребёнка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

Читайте также:  Положения для центра развития ребенка

В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.   

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запомнит ту информацию, которая показана в начале или в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и в конец детских программ рекламные ролики. Поэтому ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят. Чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

Классические российские мультфильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается в два раза.

Пример из практики. К психологу пришла мама, с ужасом констатируя, что её сын трёх лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царят любовь и взаимопонимание, ребёнок не мог услышать ни чего подобного. По словам мамы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит зарубежные фильмы и с удовольствием смотрит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто замирает, даже не обращает на нас внимания». Поэтому молодые родители покупают ребёнку целые сборники зарубежных мультфильмов, особе не анализируя их содержания. – «они  очень красочные, в них много компьютерных эффектов».

К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глубоким нравственным содержанием. Безусловно есть очень хорошие фильмы, например диснеевские, но, видимо, их прокат дорог, и поэтому наши дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами насилия, агрессии, обмана. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие – ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка, по мнению психологов. Имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни детей. ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами, помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
  • Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  • Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  • Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Совместное обсуждение поможет им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Читайте также:  Карт а развития ребенка 6 7 лет

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе. И сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

По материалам статьи «Психическое здоровье дошкольника и телевидение»

Т.В.Корнеевой,

Кандидат педагогических наук,

МГПУ

Источник

Влияние телевидения на детей

Рейтинг
15

Позволяя ребенку смотреть телевизор, важно делать это не в ущерб физактивности и учебной деятельности

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Телевидение играет важную роль в жизни каждого ребенка. Благодаря ему дети погружаются в мир, полный магии, приключений, супергероев, и живут в нем. Иногда это вызывает беспокойство родителей – в зависимости от того, какие фильмы и телепередачи смотрят дети.

Телевидение формирует характер и личность ребенка, оно может даже изменить его взгляды на жизнь. Если вы примете меры предосторожности, ваш ребенок будет смотреть телепередачи, не подвергая себя негативному влиянию телевидения.

Если ребенок смотрит криминальные драмы или фильмы ужасов, а затем страдает от кошмаров, у него сформировались негативные привычки, связанные с телевидением. Дети проводят перед экранами телевизоров значительную часть своего свободного времени, и это формирует их личность. Правильные телевизионные программы дают ребенку необходимые сведения об окружающем мире и обществе, а также обеспечивают его социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Важно соблюдать баланс между просмотром телепрограмм, играми и учебой, если вы хотите, чтобы ребенок оставался физически активным.

Положительное влияние телевидения на детей

Просмотр телепрограмм имеет для детей ряд преимуществ. Рассмотрим некоторые из них.

1. Развлечение

Детские телепередачи учат детей различным навыкам: справляться со сложными эмоциями, общаться со сверстниками, выходить из сложных ситуаций. Просматривая развлекательные шоу и викторины, дети развивают воображение.

2. Обучение

Образовательные программы подталкивают детей к действиям. Если ребенку не нравятся традиционные методы обучения, образовательные программы могут стать отличным способом заставить его учиться. Такие программы развивают у детей навык решения проблем и аналитическое мышление.

3. Спорт

Просмотр спортивных программ (футбол, баскетбол и т. д.) может вызвать интерес ребенка к занятиям спортом и играм на улице. Спортивные шоу мотивируют детей проявлять физическую активность, вести здоровый образ жизни. В конечном итоге это приводит к физическому и эмоциональному благополучию.

4. Культура

Ваш ребенок любит исследовать окружающий мир и путешествовать? С помощью культурных телепрограмм и тревел-шоу он может познакомиться со всеми чудесами мира. Изучение разных культур способствует социальному развитию ребенка. Он становится более толерантным к представителям других культур и начинает мыслить более целостно.

5. Творчество

Телевизионные программы могут касаться любых тем: от кулинарии и различных ремесел до музыки и театра. Телеканалы об искусстве и отдельные программы о музыке, художественном искусстве и т.д. побуждают детей искать свое призвание и проявлять творческие способности.

6. Успеваемость в школе

Ответственный просмотр телепрограмм приводит к эмоциональному благополучию ребенка. Это, в свою очередь, приводит к улучшению успеваемости. Исследователи утверждают, что дети, которые смотрят информационные и образовательные программы, в академической успешности превосходят сверстников.

7. Здоровые способы снятия стресса

Просмотр телепрограмм является для детей здоровым способом справиться со стрессом, который они получают в школе. Телевидение в разумных дозах может улучшить настроение ребенка и помочь ему справиться с эмоциональными проблемами.

8. Современные технологии

Благодаря доступу к телевизионному контенту дети учатся использовать новые технологии и следят за социальными тенденциями. Телевидение делает детей более осведомленными и информированными.

9. Языковое и эмоциональное развитие

Если ребенок изучает иностранный язык, вы можете помочь ему понять лексику и грамматику с помощью образовательных телепрограмм или фильмов. Кроме того, позитивные передачи учат ребенка здоровому эмоциональному поведению и социальным навыкам, которые в будущем сыграют важную роль в их успешности в жизни.

10. Поддержание интереса

Если ваш ребенок постоянно бегает по дому и не может усидеть на месте ни минуты, позвольте ему посмотреть телевизор. Это избавит его от скуки. Ребенку будет интересно, а телевизионный контент будет развивать его познавательную сферу. Однако вам стоит следить за тем, чтобы это практиковалось лишь изредка и не входило в привычку.

11. Социальное развитие

Дети, которые видят по телевизору положительных героев, стараются имитировать их поведение. Это касается как задач, связанных с соперничеством, так и сотрудничества с людьми. Например, если любимый персонаж ребенка хорошо учится, занимается спортом, принимает участие в общественных мероприятиях, ребенок будет стараться поступать так же. Таким образом, телевидение помогает ребенку в социальном развитии.

12. Личностный рост и независимое мышление

Просмотр телепередач развивает независимое и нестандартное мышление ребенка. Эти навыки очень важны в мире, в котором ценится креативность и разностороннее мышление.

Читайте также:  Как игры влияют на развитие памяти ребенка

Негативное влияние телевидения на ребенка

Просмотр телепрограмм может иметь на ребенка и негативное влияние. Рассмотрим главные недостатки телевидения для детей.

1. Телевидение крадет время

Дети, которые проводят перед телевизором слишком много времени, могут упустить возможности, которые им предоставляет жизнь. Уделяя слишком много внимания просмотру телепрограмм, ребенок тратит драгоценное время, которое мог бы посвятить более важным делам: общению с друзьями, выполнению домашних заданий, играм на улице и т. д.

2. Недостаточно развитые языковые и социальные навыки

Вам может показаться, что данный пункт противоречит тому, что было сказано по поводу преимуществ телевидения. Но телевидение действительно вредит детям до двух лет. В этом возрасте мозг ребенка развивается. Ребенок развивает социальные и эмоциональные навыки. Проблема в том, что телевизор, в отличие от людей, не улыбается, не разговаривает и не взаимодействует с ребенком. В этот период он уязвим, поэтому телевидение влияет на психическое состояние ребенка. Даже в более позднем возрасте излишнее время перед экраном может ограничивать социальное взаимодействие ребенка. В долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на его языковое и социальное развитие.

3. Телевидение плохо влияет на творчество и воображение ребенка

Если ребенок постоянно смотрит телевизор вместо того чтобы играть на улице и исследовать реальный мир, он не сможет хорошо развить свое воображение. Дети, привыкшие смотреть телевизор, не могут стимулировать свое воображение, самостоятельно формулировать идеи. Они пассивно потребляют, а не создают.

4. Невозможность сконцентрироваться

Дети, которые ежедневно проводят перед экраном 2-3 часа и больше, часто в школе страдают от дефицита внимания. У таких детей существует большая вероятность развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок не может концентрировать внимание и сосредотачиваться. Это касается не только учебы, но и спорта, и других сфер. Ребенок может не хотеть участвовать в занятиях творчеством.

5. Низкая продуктивность

Продуктивность – это ключ к достижениям в жизни. Если ребенок постоянно смотрит телевизор и ничего не делает для достижений в учебе, социальной или эмоциональной жизни, он напрасно тратит свое время.

6. Лишний вес

Дети, которые слишком много смотрят телевизор, подвержены риску развития ожирения и других проблем со здоровьем. Часто привычка проводить все свободное время за экраном продолжается у ребенка и в подростковом возрасте.

7. Проблемы со зрением и сердечно-сосудистые заболевания

У ребенка, который злоупотребляет просмотром телепрограмм, может развиться т. н. «синдром ленивого глаза». Оно заключается в размытом или ослабленном зрении, которое нельзя исправить с помощью очков или линз. Злоупотребление телевидением также приводит к низкой физической активности и малоподвижному образу жизни. Это может повлиять на сердечно-сосудистую систему и мозг. Впоследствии это может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям и сужению артерий.

8. Плохое поведение

Согласно исследованиям, чрезмерный просмотр телепрограмм может изменить структуру мозга и спровоцировать негативное поведение, особенно насилие и агрессию. Дети, которые смотрят программы, не подходящие им по возрасту, больше других подвержены такому риску.

9. Проблемы с самооценкой

Телевидение дает детям искаженное представление о мире. Передачи, в которых показывается идеальная жизнь, может снижать самооценку ребенка

10. Эмоциональные изменения

Дети, смотрящие телепередачи, в которых освещаются такие темы, как секс, наркотики, злоупотребление алкоголем и т. д., становятся эмоционально уязвимыми. Они слишком маленькие, чтобы правильно понять эти проблемы, поэтому могут получить искаженное представление о реальности и подвергнуться психологическому влиянию.

11. Плохая успеваемость

Если ребенок слишком много времени проводит за просмотром телепрограмм, он меньше занимается другими делами. Иногда дети даже пропускают уроки или не делают домашние задания из-за того, что смотрят телевизор. В конечном итоге это плохо сказывается на их успеваемости.

12. Расстройства обучения

Чрезмерный просмотр телепрограмм может вызывать ряд проблем: от недостаточно развитых навыков слушания и творческих навыков до нарушений мелкой моторики. Это происходит тогда, когда ребенок не проявляет умственную и физическую активность. Если у ребенка развивается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он не может сосредоточиться на учебе.

Как родителям защитить ребенка от вредного воздействия телевидения

Рассмотрим конкретные действия, которые могут совершить родители, чтобы предотвратить вредное воздействие телевидения.

  • ограничьте количество времени, которое ребенок проводит за телевизором;
  • убедитесь, что ребенок смотрит качественные программы, соответствующие возрасту;
  • смотрите телевизор вместе с ребенком, чтобы убедиться, что он смотрит полезные и развивающие передачи. Это также поможет укрепить связь между вами;
  • не ставьте телевизор в спальне и выключайте его, когда программа закончится;
  • не устанавливайте слишком строгих правил, поскольку ребенок станет чрезмерно привязанным к телевизору.

Можно ли давать маленьким детям смотреть телевизор?

Детям младше двух лет нельзя смотреть телевизор, поскольку их мозг еще развивается и остается уязвимым. В этом возрасте у детей развиваются эмоциональные и социальные навыки, поэтому родители должны общаться с ними, заботиться об их эмоциональных потребностях, учить их читать, писать и рисовать.

В этом возрасте развивается познавательная сфера ребенка, поэтому лучше всего держать телевизор подальше от детей до двух лет.

В просмотре телепрограмм важно соблюдать меру. Убедитесь, что ребенок смотрит качественные программы и продуктивно проводит свое свободное время – так вы обеспечите его правильное развитие. Просмотр телепередач – это часть ежедневной жизни и, если подойти к нему правильно, это может пойти ребенку на пользу.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.

Развитие ребенка
23.03.2020

Источник