Роль технических задач в развитии личности ребенка

Развитие технических способностей детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена такая задача, как сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [6]. В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е. А. Глуховской, С. Р. Евинзон, Н. В. Клоповой, В. Ф. Копосовой, Л. В. Мещеряковой, В. Ф. Овчинникова, В. Г. Рындак и др. Мы склонны рассматривать творческий потенциал личности как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности [4]. Мы поддерживаем точку зрения ученого и подчеркиваем, что способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. К этим способностям можно отнести музыкальные, художественно-творческие, литературные, лингвистические, математические, технические, спортивные и другие. Остро встает проблема развития технических способностей детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий. Проанализируем особенности развития технических способностей детей дошкольного возраста. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Исследователи В. Ю. Шурыгин, А. В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями. Под техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее:

  • наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;
  • точность и живость пространственных представлений;
  • комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);
  • техническое мышление (способность понимать логику технических устройств). И. В. Абокумова, К. А. Бабиянц рассматривают технические способности как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и понимание технических устройств.

На наш взгляд, технические способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У такой личности должна быть хорошо

Технические способности – это взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности: – понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций; – умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями); – изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование, навешивание технических функций на предметы-заместители); – проявление в продуктах творчества ребенка идей технического изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и узкий одновременно), уместное использование датчиков и их программирование в игре с конструкторами первороботами, способность комбинировать технические системы). При этом важно учитывать, что такая работа требует не только особых умственных способностей, но и высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Выявив особые характеристики, соответствующие человеку, обладающему техническими способностями, мы можем определить основы развития технических способностей детей дошкольного возраста, выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития:

1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);

2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);

3. развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).

Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей. При этом мы ориентируемся на результаты деятельности детей в продуктах творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в развитии сверстников на 1,5-3 года, то мы можем говорить о признаках одаренности. В области развития технических способностей это может реализовываться в способностях ребенка 4–5 или 5,5–6 лет в установлении закономерностей, выполнении логических операций таких, как анализ и синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения (например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество и т.д.).

Приведем пример творческих технических задач для детей старшего дошкольного возраста: представить проект кошкиного дома, который не сгорит; придумать экодом, модельустановку, обеспечивающую охрану окружающей среды, идею прибора нейтрализации радиации, модель технического средства для экологического туризма.

Рассмотрим подробнее особенности развития технических способностей детей в различные возрастные периоды. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. О значимости развития мелкой моторики рук говорили такие ученые как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, М. Монтессори, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова и др. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития в будущем. Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте станет пропедевтикой развития конструкторских способностей в последующих возрастных этапах. При конструировании и сборки технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д. Так конструкторы Lego для детей дошкольного возраста делятся на 4 основных блока: «Время играть», «Творческое конструирование», «Ранняя математика и английские буквы» (АВС), «Простые механизмы», которые максимально отвечают возможностям и требованиям развития детей дошкольного возраста.

Каждый из 4-х блоков содержит в себе наборы конструкторов Lego для детей раннего возраста (от 1,5 лет), среднего возраста (от 3 лет) и дошкольного возраста (от 5 лет). Для каждой возрастной группы специально разработаны удобные по размеру детали: крупные (DUPLO) – для малышей от 1,5 до 5 лет; мелкие (SYSTEM) – для детей постарше, от 5 лет, что постепенно усовершенствует развитие мелкой моторики, концентрации внимания и памяти ребенка. Наборы конструкторов Lego для детей более старшего возраста (от 5 лет) дают ребенку возможность получить первые представления о технике и науке. Конструкторы Lego содержат в себе детали, оси, болты, колеса, балки, рычаги и шестеренки, что позволяет ребенку собирать технику различной тематики и уровня сложности: домик, вертолет, подъемный кран и т. д., что дает возможность поближе познакомиться с принципами работы простейших основных механизмов.

Развитие пространственного мышления является следующей ступенью развития технических способностей детей. Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые: Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, Л. Л. Гурова, В. П. Зинченко, Е. Н. КабановаМеллер, A. M. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Сазонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и другие. В их исследованиях раскрывается природа восприятия пространства и возникновение пространственных представлений, в частности, процессы ощущений, восприятий и представлений рассматриваются в неразрывном единстве. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее, сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников.

Что же касается мышления отвлеченного, логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний. Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). В младшем школьном возрасте речь идет о пространственных соотношениях элементов: правее – левее, выше – ниже; умении понимать расположение деталей: если один элемент выше, то другой оказывается ниже. Ребенок 5–6 лет способен выйти на новый уровень пространственного мышления, избавившись от мыслительного эгоцентризма. Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма ребенок сможет не ранее 8 лет. Приведем пример мыслительного эгоцентризма ребенка 4–5 лет. На рисунке слева направо изображено три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) изображено дерево, а на самой маленькой горе сидит человека. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. Взрослый спрашивает ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе?..». Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет мысленно поворачивать объекты, он не видит объекты глазами другого человека, поэтому ответ ребенка будет следующим: «Человек видит дерево». Младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого человека может находиться слева.

Профилактику пространственного мыслительного эгоцентризма можно проводить через игры, направленные на освоение пространства, например, игра «Найти клад» по плану квартиры (дома, участка) или игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная). Также развитию зрительноинтеллектуальных операций способствует срисовывание (продолжение) клеточных орнаментов. Преодолению мыслительного эгоцентризма служат и логические задачи: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер было у Маши?..». Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем «Петя», делает ошибку в подсчете сестер. Преодоление мыслительного эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно-следственную логику.

Формируются пространственные представления у детей дошкольного возраста в процессе обучения следующим путем:

1) наблюдение;

2) восприятие и осмысливание информации;

3) практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);

4) мысленное оперирование пространственного представления.

На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей.

Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.

Абстрактно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства (6 лет), многие дети еще не владеют логикой. Н. Н. Поддьяков изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерного для логического мышления. Вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач».

Развитие технических способностей детей старшего дошкольного возраста опирается на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления, индивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования, элементарную компьютерную грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов. Средствами развития технических способностей детей дошкольного возраста выступают легоконструкторы и первороботы. Например, работа с легоконструктором «Роболаб» и «WeDo» развивает навыки программирования. Дети имеют возможность дистанционно строить карусели, машины, роботов, подъемные краны и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение. Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

Литература

1. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов (в процессе изучения математики): дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 182 с.

2. Кураев Г.А. Психология человека – DJVU. – Ростов н/Д, 2002. – 232 с.

3. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.–272 с. 4. Емельянова И.Е. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов – Челябинск: Рекпол, 2011. – 131 с.

5. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 48 с. 6. Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования от 03.06.2013 г. № 466 [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org

Источник

                                         Виноградова Елена Александровна,

                                                         воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Роль труда в формировании личности дошкольника

А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».  

     Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

    Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

       Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

    Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

    «Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

В своих работах Н.К. Крупская  неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Великий педагог  В.А. Сухомлинский  писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».

      В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.    Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

    Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей.    Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

        В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы.                                                                              Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

    Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

    Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники  знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и

    Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

   Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.    

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также

    Дежурства – форма  организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

    Совместная деятельность —  еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

1. Уход за растениями.

2. Починка игрушек.

3. Подготовка к продуктивной деятельности.

        Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и  к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Список литературы.

  1. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005.
  2. Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.  
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Источник