Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Консультация для воспитателей и родителей. 

«Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существует множество различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие творческого потенциала детей, но в данной статье речь пойдет о театрализованных играх. Это наиболее эффективный и наглядный способ привить детям необходимые навыки и умения, научить их действовать в определенных ситуациях, показать на конкретных примерах некоторые законы жизни и правила. Кроме того, именно через игру дети могут научиться мыслить и обдумывать свои поступки, именно в игре они могут раскрыть свои таланты и скрытые способности, что непременно пригодится им в дальнейшем обучении и в дальнейшей практической жизни. 

Известно, что для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”, – писала Н.К. Крупская. 

Игра созвучна природе ребенка. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. 

Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. 

На практике игровая деятельность выполняет следующие функции: 

–  развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); 

– коммуникативную (освоение диалектики общения); 

– самореализации (в игре как полигоне человеческой практики); 

–  игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); 

– диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); 

– функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); 

– межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); 

– социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития). 

Что касается театрализованных игр, то они непосредственно связаны с другими видами деятельности дошкольников. Они органично вливаются в занятия по таким темам как окружающий мир, художественная литература, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность. Кроме того, большинство подобных игр и упражнений могут применяться на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.  

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют 

развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. 

Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как: 

– формирование эстетического вкуса; 

– нравственное воспитание; 

– художественное образование и воспитание детей; 

– развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); 

– воспитание воли; 

– развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической); 

– создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности; 

– решение конфликтных ситуаций через игру. 

Применение театрализованных игр на занятиях помогает детям раскрыть свой духовный и творческий потенциал, раскрепоститься и таким образом приобщиться к социальному миру взрослых.  

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. 

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Здесь возможна импровизация, которая может касаться не только текста, но и сценического действия. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. 

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников: 

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. 

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. 

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. 

В режиссерской игре “артистами” являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер” управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности, здесь наиболее важна интонация и мимика.  

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др. 

Читайте также:  Новые технологии в развитии ребенка

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. 

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. 

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. 

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. 

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. 

Источник

Статья «Театрализованные игры и их роль в развитии творческих способностей дошкольников»

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка» Носова Ольга Васильевна

Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие у детей творческих способностей. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Основным приоритетом деятельности педагога является систематическая, целенаправленная организация развития творческой личности ребёнка, посредством включения его в игры с целью максимального развития основных социальных функций. Одним из важнейших проявлений человеческой личности является творчество. Учёные и психологи (А.В. Запорожец, А.Д. Леонтьев и др.) отмечают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, у них наиболее развиты коммуникативные навыки. В дошкольном возрасте следует развивать литературные, художественные, музыкальные способности детей через игровую деятельность, так как игра наиболее доступный ребёнку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В процессе творческой деятельности он накапливает опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, находить связи и зависимости, делать простейшие умозаключения – всё то, что в совокупности составляет творческие способности. Из всех видов игр, театрализованная игра, оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место других в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения дошкольников к духовному богатству. Театральные игры способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Ежедневно, в образовательной деятельности, мы отводим место для ознакомления детей с разными видами сказок – русскими народными, о животных, бытовыми, волшебными, сказочными героями, их внешним видом, характером, особенностями жизни, волшебниками, их волшебством. Закрепляем знания о сказках в играх «Лови – скажи», «Волшебная палочка», «Угадай сказку», «Покажи сказку мимикой и жестами», «Если бы я был волшебником».

В специально созданных сюжетно-игровых ситуациях, например, »Изобрази медведя», «Как разговаривает зайчик», дети передают взаимодействие образов известных литературных героев. Это требует от них самостоятельного поиска художественных средств, подчёркивающих наиболее яркие черты того или иного персонажа, выражение собственного отношения к нему и ко всему происходящему. Участие детей в подборе элементов декораций и костюмов, их активное использование при создании образа помогает детям осмысливать игровые ситуации, характер персонажа, настроиться на более эмоциональную передачу игрового образа. Присутствие зрителей, жюри, оценивающих действия детей, значительно повышают интерес воспитанников к театрализованной деятельности. Например, любимая игра-конкурс детей «Вспомни и покажи», в которой им предлагается угадать сказку по элементам костюма, по описанию места действия или характера одного из героев, по эпизоду, где рассказано, как герой сказки решил трудную задачу, вспомнить героев, дать характеристику персонажам, показать мимикой, жестами отрывок из произведения. Дети с удовольствием фантазировали, придумывали костюмы, рисовали маски, мастерили из картона короны, шапочки и т.п.

Для развития эмоционального воображения, творческих способностей используем упражнения, игры:

– «Покажи мимикой, что тебе грустно или весело, тревожно, что ты удивлён…»;

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в физическом развитии это

– «Рассмеши Несмеяну»;

– «Укрась свою работу так, как тебе хочется (в рисовании, аппликации). Изобрази хоровод настроений (в лепке)»;

– «Расскажи стихотворение, как будто ты – малыш, волшебник, гном, тигр, зайчик»;

«Нарисуй замок злого колдуна, замок доброй феи»;

– «Волшебный экран»;

– «Измени настроение»;

– «Сочини сказку о разных человечках: стеклянном, мыльном, красном, толстом»;

– «Придумай сказку по трём картинкам»;

– «Сочини сказку при помощи картинок»;

– «Расскажи сказку по предложенной пиктограмме».

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, родителями. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к развлечениям, утренникам, спектаклям, учат роли. 

Формы работы с родителями:

  • тематические консультации по вопросам художественно-эстетического развития;

  • папки-передвижки «Театр на кухне», «Играем в кукольный театр»;

  • литературные викторины, брейн-ринг «По дороге сказок»;

  • день открытых дверей;

  • совместное участие в драматизациях детей и родителей;

  • привлечение родителей к изготовлению разных видов театров, декораций, элементов костюмов;

  • творческие конкурсы.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение их педагогической культуры.

Из опыта работы, можно с уверенностью констатировать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрыть творческие способности, развивает речь и что самое важное – социальные функции.

Источник

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка.

Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

 К.С.Станиславский

      Актуальность  данной статьи  в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

      Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

      Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

    Главная цель работы с театрализованной деятельностью – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. 

      В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

      Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо “живой” игрушки все-таки возможно!

      Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка – умение сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.             Театрализованные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают его к духовным ценностям.             Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

      Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр – один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

      Получится ли у ребенка играть в театре? Я с уверенностью могу сказать – обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что  только в театре ребенок может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь, стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней – таких разных и загадочных.

Читайте также:  Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка

      Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С детьми важно уделять внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Нужно добиваться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

      При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.

      Вместе с детьми можно  сочинять маленькие истории,  придумывать диалоги героев. Позже дети смогут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

      В танцевальном творчестве, внимание стоит уделить воспитанию интереса и желанию двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов. Активно использовать различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых нужно активно привлечь родителей воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа, используются игры на внимание, фантазию.

    Постепенно дети учатся исполнять мини-монологи и диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.  

      На занятиях можно использовать театральные  этюды, которые развивают  у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).   Такие   игры   рассчитаны   на активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   указаний,   а   соучастником  педагогического   процесса.  

     Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

      Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. 

      В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

      Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что данная статья является введением к большой и плодотворной работе по развитию творческих способностей посредством вовлечения детей в театрализованную деятельность.

                                                                Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и  

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет  он            Жизненной тропой!!!

                                                                                             Г. Попова  

Казакова Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №1.

Источник