Роль театрализованной игры в эмоциональном развитии ребенка

Мазаева Екатерина
Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников

«Мы понимаем, что главное в детстве – игра,

Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,

В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –

Учим идти их по жизни дорогой добра…»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоциональног о развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.

Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.

Решение задач эмоционального развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.

.В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять симпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Читайте также:  Программа развития по готовности ребенка в школу

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни можно использовать разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки “Репка” малыши “тянут” репку, при разыгрывании сказки “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованнаяигра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализациинеобходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни

Источник

Людмила Телешенко
Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Гармония ума и сердца –вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе игровой деятельности.

Несомненно, ребенок,привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов игровой деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять занятия педагога. Радостно творить, активно взаимодействовать с педагогом – вот что развивает творческое начало в каждом ребенке. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятий и так же активно участвовать в игровом самовыражении.

При всем разнообразии видов игровой деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно – образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения,сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Читайте также:  Консультация для родителей на тему влияние родительских установок на развитие ребенка

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.

Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи,навыки связной речи,расширяется ее интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии сего эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому –преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального состояния ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие –наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразных по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не всегда должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры,интерес, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться. Для закрепления приобретённых навыков необходимо проводить беседы с родителями по поводу эмоций ребёнка, а также привлекать родителей в создании костюма для более яркого передачи образа.

Этюд «Маленькая история про медведя»

Педагог: По лесным чащобам рыщет

И у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка,

Мишенька-топтыжка…

(Звучит музыка «Медведь». Дети изображают неуклюжие,тяжелые шаги лесного зверя. Движения,мимика, жесты, походка соответствует образу и характеру музыки и носят импровизационный характер.)

Хоть и хвастает он силой,

Любит ягодой малиной,

Как ребята-малыши

Лакомиться от души.

Посмотри, в глуши лесной

Мишка пляшет под сосной!

Звучит музыка «Пляска медведя».Дети свободно пляшут. Движения передают веселое настроение пляшущего медведя.

Этюд «Как заяц стал храбрым»

Педагог: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался.Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка». Очень обидно было ему это слышать, но ничего он с собой поделать не мог…

Звучит музыка «Зайчик»,которая повторяется дважды. Дети изображают зайчика, свободно выбирая жесты, мимику, движения.

Ну, какой же трусишка

Это бедный зайчишка!

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону – прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва…

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил,сказав:

«Ты не бойся меня,

Отнесу я тебя

Где камыш и вода!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит музыка «Зайчик пляшет».Дети изображают пляшущего зайчика: их движения,мимика соответствует характеру музыки.

Источник

Консультация для воспитателей по теме: «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников»

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Как отмечает Л.Ф. Островская, игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Неслучайно игру считают одной из главных форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.

Читайте также:  Книги по развитию ребенка до 3 лет скачать fb2

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, осуществляется возможность проявить свою самостоятельность в деятельности. Для ребенка в игровой деятельности важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им – реальные.

Игры – драматизации, действие с театрализованной куклой помогают глубже понять рассказы, стихи, сказки, почувствовать их художественную ценность.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Это помогает преодолеть робость, стеснительность, замкнутость, застенчивость, и наоборот, развивается активность, индивидуальность, самостоятельность, инициативность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Выводы:

1. Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей.

3. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи.

4. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.

Источник