Роль театра в развитии личности ребенка
Роль театра в развитии личности ребенка.
Автор статьи: Шульга Кристина Владиславовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 185
с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга.
Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которая лежит в основе пьесы, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей создается продукт, что важно и значимо для ребенка любого возраста.
Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
- художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- развитие коммуникативных качеств личности (обучением вербальным невербальным видам общения);
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии;
- развитие речи, интонации, дикции, ораторского мастерства;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. В наши дни, посредством театральных постановок определенной культурологической направленности дети знакомятся с историей, культурой и традициями той или иной страны, становясь непосредственными участниками важнейших ее событий или обычаев.
Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря этому ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что дает им чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее.
Так как театр – искусство коллективное, и творцом спектакля является не отдельно взятый человек, а творческий ансамбль, где у каждого ребенка – своя творческая задача, которая дает ему возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Ощущение единства коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, тогда, когда ребята, получив основы театральной подготовки, приступают к репетициям спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников. Не менее важный человек, отвечающий за музыкальное оформление или техническое обеспечение, чем исполнитель главной роли. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Именно при таком отношении всех ребят может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании». Ведь театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.
Театр – это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. (В. А. Сухомлинский)
Литература
1. Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
2. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г.
3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус.- СПб.Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008.
Источник
Роль театра в развитии и воспитании детей
“Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.” (Вольтер)
«Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру добра» – сказал Н.В. Гоголь.
О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и т. д.
Выступление перед аудиторией формирует уверенность в себе, легче проходит адаптация. Играя какую-то роль, ребенок получает удовольствие и ему хочется идти в детский сад. Опыт социальных навыков поведения, способствует развитию у дошкольников всех компонентов речи. В театре особое внимание уделяется на четкое произношение слов, эмоциональную, интонационную выразительность, на связность речи. Занятия театральной деятельностью вместе с тем решают и другие задачи: развитие мышления, внимания. Памяти, общей и мелкой моторики.
Занятия по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Театр имеет огромное значение и в воспитании ребенка. Детский театр – уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок иногда настолько сопереживает героям сказки, что рвется на сцену, чтобы помочь своему любимому персонажу справиться со злодеем. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Поэтому при просмотре спектакля более активно развивается речь малыша. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.
Можно много времени тратить, чтобы каждый раз уговаривать ребенка мыть руки и не капризничать во время еды, не достигая нужного результата, а можно сводить его в Театр, где он сам сможет разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Театр станет для ребенка настоящей «школой чувств», поскольку там он научится улавливать чужие эмоции, переживать.
Выбирая Театр, очень важно знать, сколько по времени длится действие. Ребенок до 5 лет может воспринимать спектакль только на протяжении 35-40 минут. После этого его внимание начинает рассеиваться. С трех лет ребенка можно водить не только на кукольные, но и на драматические спектакли, с участием «живых» актеров. Продолжительность таких спектаклей тоже не должна превышать 40 минут.
На Театре во все времена лежала почетная и ответственная миссия помогать человеку стать Творцом своей собственной судьбы. А маленькому человеку для достижения этого еще надо приобрести характер, с помощью которого он в дальнейшем сможет воплотить все свои мечты и стать счастливым.
Источник
Актуальность темы.
Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй речи.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.
Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.
Для реализации этих задач мы используем следующие программы:
· « Театр-творчество-дети» Н. Ф.Сорокина,
· «Росинка» Л. В. Куцакова, С. И.Мерзлякова.
· «Арт-фантазия» Э. Г.Чурилова
Театрализованная игра, как вид творческой игры
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Театр помощник в воспитании и образовании детей
Выдающийся советский композитор и педагог Д. Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.
ПАМЯТЬ.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.
Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.
Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.
Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», – и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.
Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.
ФАНТАЗИЯ.
Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».
Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.
При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.
Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.
Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ.
В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.
Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.
В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.
Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».
Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться на долго.
Например, ребенок слушает музыку П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик» и в его воображении возникают увлекательные картины приключений героев сказки. Маленький зритель и не замечает, что музыка, которая показалась ему в обыденной жизни непонятной и далекой от его мироощущения, становится «естественной», понятной, красивой. Без сомнения, имена Э. Т. А. Гофмана и П. И. Чайковского, балет «Щелкунчик» и сами понятия «классическая музыка», «балет», «симфонический оркестр» отложатся в памяти детей на всю жизнь.
Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор? Что-то раскрашивать или вырезать детям не в новинку, а вот сплести украшения из бисера для Золушки и придворных дам – дело новое, интересное, увлекательное. Бисероплетение станет для малышей еще одной ступенькой на пути приобретения ими новых знаний.
Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам спектакль дают представления о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.
Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.
Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.
Источник