Роль сверстников в социальном развитии личности ребенка
Роль сверстника в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Друг с другом общаясь, совместно играя,
Дети себя и мир постигают.
Каким же ребёнок пойдёт в первый класс,
Взрослые, это зависит от нас!
Когда же впервые появляется общение сверстников?
К концу первого года жизни. Ранние контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Какие формы общения существуют, и каков вклад каждой формы общения в психическое развитие дошкольников?
М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и стремится к самовыражению. Общение отличается непосредственностью. Хотя малыш пытается подражать товарищу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны. Общение сводится к отдельным эпизодам. Для установления контактов малыши используют действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции малышей очень сильны. На данном этапе сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Чтобы ребенку научиться общаться, ему необходим детский коллектив, в котором малыш должен проводить не менее трех часов ежедневно. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Этому способствуют совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание; совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, произвольное внимание и произвольная память. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. В то же время у дошкольников ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей, складываются устойчивые избирательные предпочтения. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Не выделяет желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. В играх-соревнованиях формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. У ребёнка развивается критичность, терпимость, умение встать на чужую точку зрения и согласовать свое мнение с мнением других людей. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. Разговаривают прежде всего о том, что видят, или о том, что у них есть. Стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Речь является основой перестройки всех психических процессов ребенка: познавательных, эмоциональных и волевых. К концу дошкольного возраста между детьми появляются первые ростки дружбы.
Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Еще в 30-х годах 20 века Ж. Пиаже привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка.
Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий: формирование навыков социального взаимодействия, совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией, выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры, становление самооценки путем сравнения себя с другими детьми, развитие эмпатии, способности к заботе.
Но ведь ребёнок общается не только со сверстниками, но и со взрослыми. В чём отличие этого общения?
Плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных.
Потребность быть понятым в общении, игре заставляет ребенка высказываться яснее и правильнее. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Обращенная к сверстнику, она становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм поведения. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные действия, непредсказуемые слова и звукосочетания: принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, сочиняют разные небылицы, придумывают новые названия знакомым предметам… Такая свобода имеет большой психологический смысл. Если взрослый даёт ребенку культурные нормы общения, учит говорить как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда можно попробовать себя – на что я способен. Не случайно игры, требующие проявления творческого начала, чаще происходят вместе со сверстником. Ребенка привлекает в сверстнике возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому.
Другая отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Для ребенка важнее своё действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Только в общении с другими детьми ребенок учится ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание своей воли (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то нереальное). Ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить свои желания, настроения, требования. Для плодотворного сотрудничества друг с другом детям необходимо обрести взаимопонимание. Дети обычно совершают тяжелую внутреннюю работу, направленную на то, чтобы один понял другого, чтобы прийти к согласию.
Действия, адресованные сверстнику, характеризуется яркой эмоциональной насыщенностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Такая сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые выражаются: в осознании собственного; в осознании своего поведения; в интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно-ролевых играх. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия для развития и обучения их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.
Для полноценного общения детей недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослыми, контакты со сверстниками примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Необходима целенаправленная организация детского общения. Взрослый (в первую очередь, родители и воспитатель детского сада) налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение. Надо обучать детей решать конфликты через обсуждение: помогать ребенку выявить проблему, которая возникла в ходе его общения со сверстниками, высказать идеи по ее решению, принять решение, устраивающее обе стороны.
Совместно играя, друг с другом общаясь,
Свой внутренний мир дети обогащают.
Чтобы росли счастливыми дети,
Мы, взрослые, с вами за это в ответе!
Источник
7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.
В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебной и переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных им в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных усилий для того, чтобы определить свое отношение к этим людям и установить с ними контакты.
Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обусловливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.
Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; в чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имеющих взрывной характер и закрытых от взрослых.
Подростковый тип общения, появляясь у отдельных ребят в III классе, характерен для учащихся IV–VI классов и сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, в VII классе.
Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков со всеми категориями партнеров в различных сферах жизнедеятельности определяются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъекта жизнедеятельности.
Общение подростков со сверстниками протекает, главным образом, в процессе совместной деятельности. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками – очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Вместе с тем, чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
– приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;
– научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения);
– научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы;
– помощь членам в достижении автономии от общества, возрастных и социальных страт;
– создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионального состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик):
По юридическому статусуи месту в социальнойсистеме группы делятся на:
– официальные, т.е. признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями; и неофициальные, существующие как бы сами по себе;
– организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные;
. – институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру и членство; и спонтанно-стихийные.
По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых индивид состоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.
По численности они делятся на большие (болельщики некоего спортобщества) и малые, в которых взаимоотношения являются личными, «лицом к лицу».
Состав юношеских групп включает такие признаки, как возраст (в отличие от школьного класса, большинство стихийно возникающих групп разновозрастные) , пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся смешанными) и социальный состав (только школьники или кто-то еще).
По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.
По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функционирующими в рамках какого-то социально-педагогического учреждения), дворовыми, уличными и т.д.
По своим целям и функциям они могут быть монофункциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными.
По типу лидерства они могут быть демократическими или авторитарными.
По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоциальными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.
Источник