Роль сверстников в психологическом развитии ребенка
Роль сверстника в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Друг с другом общаясь, совместно играя,
Дети себя и мир постигают.
Каким же ребёнок пойдёт в первый класс,
Взрослые, это зависит от нас!
Когда же впервые появляется общение сверстников?
К концу первого года жизни. Ранние контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Какие формы общения существуют, и каков вклад каждой формы общения в психическое развитие дошкольников?
М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и стремится к самовыражению. Общение отличается непосредственностью. Хотя малыш пытается подражать товарищу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны. Общение сводится к отдельным эпизодам. Для установления контактов малыши используют действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции малышей очень сильны. На данном этапе сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Чтобы ребенку научиться общаться, ему необходим детский коллектив, в котором малыш должен проводить не менее трех часов ежедневно. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Этому способствуют совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание; совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, произвольное внимание и произвольная память. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. В то же время у дошкольников ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей, складываются устойчивые избирательные предпочтения. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Не выделяет желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. В играх-соревнованиях формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. У ребёнка развивается критичность, терпимость, умение встать на чужую точку зрения и согласовать свое мнение с мнением других людей. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. Разговаривают прежде всего о том, что видят, или о том, что у них есть. Стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Речь является основой перестройки всех психических процессов ребенка: познавательных, эмоциональных и волевых. К концу дошкольного возраста между детьми появляются первые ростки дружбы.
Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Еще в 30-х годах 20 века Ж. Пиаже привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка.
Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий: формирование навыков социального взаимодействия, совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией, выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры, становление самооценки путем сравнения себя с другими детьми, развитие эмпатии, способности к заботе.
Но ведь ребёнок общается не только со сверстниками, но и со взрослыми. В чём отличие этого общения?
Плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных.
Потребность быть понятым в общении, игре заставляет ребенка высказываться яснее и правильнее. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Обращенная к сверстнику, она становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм поведения. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные действия, непредсказуемые слова и звукосочетания: принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, сочиняют разные небылицы, придумывают новые названия знакомым предметам… Такая свобода имеет большой психологический смысл. Если взрослый даёт ребенку культурные нормы общения, учит говорить как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда можно попробовать себя – на что я способен. Не случайно игры, требующие проявления творческого начала, чаще происходят вместе со сверстником. Ребенка привлекает в сверстнике возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому.
Другая отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Для ребенка важнее своё действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Только в общении с другими детьми ребенок учится ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание своей воли (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то нереальное). Ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить свои желания, настроения, требования. Для плодотворного сотрудничества друг с другом детям необходимо обрести взаимопонимание. Дети обычно совершают тяжелую внутреннюю работу, направленную на то, чтобы один понял другого, чтобы прийти к согласию.
Действия, адресованные сверстнику, характеризуется яркой эмоциональной насыщенностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Такая сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые выражаются: в осознании собственного; в осознании своего поведения; в интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно-ролевых играх. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия для развития и обучения их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.
Для полноценного общения детей недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослыми, контакты со сверстниками примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Необходима целенаправленная организация детского общения. Взрослый (в первую очередь, родители и воспитатель детского сада) налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение. Надо обучать детей решать конфликты через обсуждение: помогать ребенку выявить проблему, которая возникла в ходе его общения со сверстниками, высказать идеи по ее решению, принять решение, устраивающее обе стороны.
Совместно играя, друг с другом общаясь,
Свой внутренний мир дети обогащают.
Чтобы росли счастливыми дети,
Мы, взрослые, с вами за это в ответе!
Источник
Роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка
Общение со сверстниками – необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [6].
Общение ребенка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.
В возрасте трех лет контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в своё, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.
Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Усвоив закон “очередности” и отдавая на время свое “сокровище” товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.
А что если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны?
Выявление отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Ребенок, не прошедший “школы” общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.
Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.
Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна. Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, – а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо родительской опорой, либо колоссальной помехой. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания, как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
Источник
Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.
Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.
Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.
Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.
В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.
Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.
Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:
- — владеют разнообразными социальными навыками;
- — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- — чувствительны к потребностям и действиям других;
- — не навязывают свою волю другим детям;
- — соглашаются играть рядом с другими детьми;
- — умеют поддержать дружеские отношения;
- — при необходимости приходят на помощь;
- — способны поддержать разговор;
- — делятся интересной информацией;
- — откликаются на предложения других детей;
- — умеют разрешать конфликты;
- — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).
В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.
Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.
Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.
По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.
Задания для самопроверки
- 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
- 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.
Основная литература
- 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
- 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.
Дополнительная литература
- 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
- 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.
Источник