Роль строевых упражнений в психофизическом развитии ребенка
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
1.Значение строевых упражнений
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Строевые упражнения – совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, удобном и целесообразном размещении занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:
Строй – установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.
Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Фланги – правая и левая оконечности строя.
Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним
Размыкание – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.
2.Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах.
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».
Со второй младшей группы детей приучают строиться (с помощью воспитателя) — в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.
В старших группах ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.
Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.
Построение в колонну
Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя.
Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.
В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенки или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
В средней группе дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры – архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети – направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.
Дети старшей группы должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как ровняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем и содержание требований к старшим детям значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда как прием обучения, требующий одновременных и четких действий не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений.
Построение в шеренгу
В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров — предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров – игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.
По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться — носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.
Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.
Построение в круг
Круг – самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа (“Чей круг самый ровный?”).
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем – один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Построение врассыпную
Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях – при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.
Место воспитателя во всех случаях — на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.
3.Методика обучения строевым упражнениям
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно для всех групп, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом уроке. Для более успешного овладения строевыми упражнениями целесообразно с первых же занятий начинать учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо». В старших группах без ориентира: «первое звено — направо, второе — налево — марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного использования пространственной терминологии ребенком 5-6 лет.
4.Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизн.
Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительностью 30-45 минут. Они включают в себя уже известные детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения, в том числе, это могут быть и строевые упражнения.
Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.
Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.
В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.
Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.
В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.
5.Игры на построение и перестроение
Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как “Чье звено быстрее построится”, “Ищи вожатого”, в которых воспитателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения – равнение в строю, дистанцию.
В интересной форме можно предложить дошкольникам становиться в колонну строго на свое место. В игре “Репка” (аналог игры “Чье звено быстрее построится”) каждая колонна состоит из семи человек — репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием правильности построения послужат маски – шапочки и детали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенствовать конкретные навыки строя, отдавая следующие команды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпрямить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть перед собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстояние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В основе всех этих требований лежат игровые задания типа “Кто лучше построится”.
Старшие дети достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа “Построй, как хочешь”. Например: “В колонну стройся!.. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль”.
Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу “рассыпается”, дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту – в старших группах или просто строиться – в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.
Игра «Робот». В нее могут играть взрослый и ребенок или несколько детей. Необходимо с помощью веревки ограничить на полу трассу, как для автогонок с поворотами и сужениями. «Робот» с закрытыми глазами идет по дороге, выполняя инструкции помощника (штурмана). Можно играть командами по 2 человека. Потом ролями нужно поменяться: робот становится штурманом.
Игра « Карусели». Играющие становятся в круг, держаться за руки (в младшем возрасте при знакомстве с игрой можно использовать обруч или веревку). Дети вместе с воспитателем идут по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (Ходьба ускоряется до бега)
Тише, тише, не спешите! (Движение замедляется)
Карусель остановите.
Раз, два. Раз, два.
Вот и кончилась игра. Стоп!
Игра «Поезд». Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колонне «паровозом» встает воспитатель или кто-нибудь из детей в старших группах. «Паровоз» дает гудок, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъезжая к станции, дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар: «Ш-ш-ш-ш». Игру можно повторять несколько раз.
6.Последовательность обучения определенному виду строевых упражнений в конкретной группе
Обучению детей построения в круг начинается уже с первой младшей группы. Для начала можно использовать игру «Карусель». Для освоения понятий «круг, хождение по кругу» можно использовать обруч. Дети берутся за него одной рукой. Движение идет по кругу в одну сторону. Воспитатель произносит текст игры. Когда дети понимают, что значит ходить по кругу, можно обходиться без обруча. Дети держатся за руки и так же выполняют движения по кругу.
Для обучению понятия «круг» можно также использовать игру «Пузырь». Дети держаться за руки, образуя маленький круг «пузырь». Дети делают шаги назад, произнося следующий текст:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
И не лопайся!
Образуется большой круг. Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» и пузырь лопается. Дети при этом снова делают маленький круг, издавая звук «Ш-ш-ш».
Список литературы
1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
Источник
Виктория Киндрук
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Строевые упражнения являются средством формирования у детей правильной осанки, согласованности действий, умения ориентироваться в пространстве.
В первой младшей группе даже простейшие построения (друг за другом, в круг и в пары) малодоступны детям. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг.
В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.
Все построения проводятся с помощью педагога (воспитателя и руководителя физического воспитания). Он показывает каждому ребенку его место среди других детей,например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место.
Для построения в круг используются следующие приёмы:
1 прием. Дети становятся сначала в шеренгу, берутся за руки. Педагог берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.
2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубики др., которые обозначают центр круга. Педагог предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Руководитель физ. воспитания всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.
Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным педагогам ориентирам (к окну, куклам, скамейке, либо двигаясь за ним самим).
Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Педагог предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению педагога каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.
Во второй младшей группе дети уже более самостоятельны при построениях. По указанию педагога они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом.
Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Чтобы добиться этого, педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.
Детей приучают становиться в шеренгу, т. е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (т. е. колонны). Из этого положения руководитель физического воспитания предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, педагог становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему.Другой способ: дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками.
Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку.Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки.
Руководитель физического воспитания показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).
Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.
В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну,в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания в вводной части занятия: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражненийприменяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др.Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т. п.
В колонну и шеренгу воспитанников средней группы приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы дети становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Педагог объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу, надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии.
Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.
Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает звеньевых (т. е. ведущих). По сигналу звеньевые выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу – во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, звеньевые направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к педагогу. Остальные ребята становятся за ними друг за другом в свои звенья. В начале обучения звеньевым можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.
Можно строиться вокруг водящих в несколько кругов. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Педагог приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его.
Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.
Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.
Указания для построения, перестроения и поворотов педагог дает в форме простого распоряжения, а не команды. («Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за звеньевыми и т. п.»).
В старшей группе воспитанников же довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов.
Круг из колонны по два дети образуют следующим образом: стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, направляющий и замыкающий в шеренгах соединяют руки, все отходят назад – образуется круг. Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. В этом случае дети по сигналу педагога поворачиваются не лицом друг к другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, замыкающие в шеренгах соединяют круги. Этим же приемом проводится построение из несколько звеньев в несколько кругов.
При построенияхдетей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам.
Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала руководитель физ. воспит. предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько шагов на месте, а в это время педагог называет тех детей, которые будут направляющими в звеньях, первое звено поворачивается и идет по залу, за ним – следующие звенья.Педагог говорит: «Направляющие на месте». По этому сигналу дети продолжают идти на месте до команды «Стой». Размыкание звеньев значительно облегчается, если для каждого звена имеется свой ориентир (кегля, флажок, кубик, к которому должны идти направляющие).
В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению педагога «Змейкой!».
Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны,руководитель физического воспитания подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены,педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала.
Воспитанники осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны.Все дети одновременно по указанию педагога: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» – поднимают руки в стороны и расходятся вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу.
Повороты воспитанники совершают, как и раньше, простым переступанием на месте.
Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.
Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как “Чье звено быстрее построится“, “Ищи вожатого”, в которых преподавателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения – равнение в строю, дистанцию.
Старшие дети достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа “Построй, как хочешь”.Например: “В колонну стройся. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль”.
Чаще других в перестроенияхиспользуется движение врассыпную: колонна по сигналу “рассыпается”, дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну.В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту – в старших группах или просто строиться – в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или выполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.
Обучение строевым упражнениям принято разделять на три этапа, но четкую границу между этапами провести трудно, однако их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения.
Первый этап (ознакомление) направлен на создание предварительного представления о строевом упражнении. При обучении строевым упражнениям применяются словесный метод и метод наглядной демонстрации. На практике чаще всего метод наглядной демонстрации сочетается со словесным методом. При этом используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения.
Второй этап (разучивание) сконцентрирован на разучивание строевого упражнения. На данном этапе используется метод упражнения. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения двигательного действия. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений. Этот метод применим, в основном, к обучению строевых приемов.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные строевые упражнения. Они предварительно делятся на самостоятельные составные части и выполняются под счет раздельным способом. Например, при обученииповороту налево подаются следующие предварительные и исполнительные команды: «Поворот налево по разделениям, делай – раз!» показывается поворот на пятке левой ноги и правом носке (дети поворачиваются и выдерживают паузу, по команде «Делай –два!» приставляют правую ногу к левой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра – во!» или «Нале – во!».
Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных частей движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. При этом можно корректировать ошибки детей, а они, в свою очередь, осознают и запоминают правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой.
В практической работе команда «Делай!» часто заменяется конкретными распоряжениями, «подсказом»,например: ««Поворот на пятке левой ноги и правом носке – Раз!», выдерживается пауза, «Приставить правую – Два!» – одновременно с исполнительной командой выполняется указанное действие.
Перестроение из двухшереножного строя в одношереножный: «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, делай – раз!», делай – два!», делай – три!», или «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, шаг левой в сторону – раз, шаг правой – два, приставить левую – три!».
Выбор методического приема для обучения строевых упражнений зависит от содержания упражнения и задач, которые ставит преподаватель. Так, для активизации внимания целесообразно использовать объяснение без показа; для повышения двигательной плотности используется показ с объяснением. Следует признать наиболее эффективным при обучении строевым упражнениям метод «По разделениям».
Третий этап (совершенствование техники исполнения) направлен на формирование навыка выполнения строевого упражнения. На данном этапе используются методы стандартного упражнения, игровой, соревновательный. Методический прием – изменение условий обучения, – применяется на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой строевого упражнения.
При выполнении перестроенияили размыкания следует соблюдать определенную последовательность в произношении команд:
1) название строя;
2) направление движения (для размыкания – величина интервала);
3) способ исполнения;
4) исполнительная команда.
Например: 1) при перестроении поворотом в движении подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. п.) налево – МАРШ!»;
2) при выполнении размыкания приставными шагами подается команда «Вправо (или влево, или от середины) на два шага приставными шагами разом – КНИСЬ!».
Если при подаче команды для размыкания не указывается необходимое количество шагов, то занимающиеся выполняют размыкание на один шаг («Вправо (или влево, или от середины) приставными шагами разом – КНИСЬ!»).
При терминологической записи строевых упражненийтакже соблюдается определенная последовательность:
1) название строя;
2) название передвижения (в обход, противоходом);
3) направление движения (направо, налево);
4) способ выполнения (шагом, бегом);
5) исполнительная команда («МАРШ!»).
Например, «В колонну по четыре налево – МАРШ!».
В соответствии с одним из основных дидактических принципов «от простого к сложному» изучение строевых упражнений начинается с простых строевых приемов на месте и в движении. В начале обучения рекомендуется выполнять строевые упражнения по разделениям.
Для успешного проведения строевых упражнений необходимо
знать:
– команды строевых упражнений;
– методику обучения строевым упражнениям;
уметь:
– правильно подавать команды строевых упражнений (точность команды, интонация и громкость голоса в произношении, осанка преподавателя);
– рационально выбрать место перед строем (на месте, в движении);
– вести подсчет в различном темпе или использовать соответствующий темп музыкального сопровождения при выполнении упражнений;
– определять индивидуальные и групповые ошибки при выполнении строевых упражнений (видеть одновременно всех занимающихся, стоящих в строю).
При обучении строевым упражнениям большое значение имеет личный пример преподавателя. При подаче команд строевых упражнений необходимо принимать основную стойку (нельзя стоять расслаблено, руки держать на поясе или за спиной).
При обучении строевым упражнениям, выполняемым каждым занимающимся в отдельности, преподаватель показывает новый прием. При изучении разновидностей перестроений или размыканий в показе принимает участие группа занимающихся. Показ строевых приемов должен быть образцовым.
Источник