Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения
«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения»
Под предметно – развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную.
Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности ребёнка, а также всех присущих детям видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
В создании развивающей среды очень важно учитывать возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей и, в случае ДОУ для детей с нарушением зрения, состояние их здоровья.
Специалисты (Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.) выделяют следующие особенности развития детей с нарушением зрения:
- снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность);
- задержка процесса координации движений;
- затруднение в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния);
- снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений;
- неумение многих детей с нарушением зрения общаться в диалоге, из-за неумения слушать собеседника; слабо развитая монологическая речь;
- индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость), снижение скорости усвоения информации;
- возможные затруднения мышления (анализ и синтез информации), больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
- особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот – заторможенности действий;
И, несомненно, особенным детям требуются специальные условия, игры, игрушки и пособия. Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Педагоги МБДОУ № 73 города Орла, которых объединяет одно общее желание максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создают уют в группах, кабинетах и залах, но и заботятся о коррекционной направленности предметно – развивающей среды, реализуя её по следующим направлениям:
– создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
– профилактика зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
– вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Учитывая потребности детей с нарушением зрения, находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации среды. Естественно, в каждой группе, в каждом кабинете имеются подставки, схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному, метки на стекле по Э.С. Аветисову, подвесные модули и лабиринты на разных уровнях высоты, как и требуется в учреждении, воспитывающем и обучающем детей с нарушением зрения. Но особого внимания заслуживают коррекционно – развивающие пособия, специальные игры для развития и тренировки зрения, изготовленные умелыми руками наших педагогов.
Изготовленные коррекционные пособия распределены по направлениям. Подготовительными упражнениями для активизации и стимуляции зрительных функций является работа с пособиями «Веселые огоньки», «Стрелоплан». На ортоптическом этапе лечения используется пособие «Поймай рыбку». Для развития бинокулярного зрения используются специально изготовленные картинки: «Волна», «Круг», «Заведи изображения», «Выдели фигуру в зашумленном поле». Для развития пространственной ориентировки на таких играх, как «Кошка и мышка», «Рыбки», «Дидактическая ширма» моделируются разные пространственные ситуации. Для развития умений ориентироваться по схеме используется пособие «Полянка», индивидуальные маршруты – планшеты. Для развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий разработаны пособия «Настенное панно для развития зрительно-моторной координации», «Дидактическая ширма». Развитию мелкой моторики рук способствуют пособия «Яблочки и груши», «Божья коровка», «Гусеница», «Подсолнушек». Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, собраны «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.
И воспитатели, и специалисты нашего учреждения считают необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.
Учитывая актуальность данного вопроса, организация среды проходит красной нитью через всю методическую работу в ДОУ. Эта проблема поднималась и на МО, и на семинаре – практикуме «Предметно – развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения», и в отчетах по самообразованию. В смотре – конкурсе «Наша группа – лучшая!» одним из параметров оценки было состояние коррекционно – развивающей среды.
Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в специализированном учреждении для детей с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Гимназия № 1637 (структурное подразделение дошкольного образования №2)
111401, Москва, ул. Металлургов, д.16 тел.(495)304-08-72
e-mail: gou724@newmail.ru (495)304-03-00
Дрожжина О.В., воспитатель
Консультация для педагогов:
«Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».
Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно обустроена предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостатков психофизического развития.
Коррекционно-развивающая среда в группе для детей с нарушением зрения – это соблюдение санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, освещения и многое другое. К основным характеристикам этой среды относится: морально–психологический климат, экология и гигиена; современный дизайн, рациональный режим жизни, труд и отдых, современные образовательные программы, методики и технологии.
Коррекционно-развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Требованиями к ее организации являются: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами.
Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Плаксина Л.И. и Л.С. Сековец в своей работе «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
– превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
– пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);
– преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
– специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина, В.А. Петровский и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, то есть среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения.
В период плеоптического лечения включаются в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Задания, в которых учат детей выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.
В период ортоптического лечения с детьми проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
На этапе стереоскопического лечения проводятся с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними. Такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку».
В группе должны быть выделены различные зоны и уголки коррекционно-оздоровительной направленности. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду группы и спальни, нужно учитывать особенности зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для их здоровья, обучения и развития.
Наблюдения и опыты в уголке экспериментирования показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для их развития и саморазвития.
Большое внимание уделяется наличию в коррекционных уголках различных подставок, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом, играми – это рассматривание иллюстраций, выкладывание узора, чтения «наложенных» изображений, изображений в «зашумленном» фоне.
В групповых комнатах и кабинетах специалистов имеются схемы зрительных маршрутов. При работе с книгой и рассматривании иллюстраций источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность, и не было ослепления глаз.
Изображения на иллюстрациях должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятия детей с нарушением зрения. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.
Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.
По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные упражнения, прослеживая взглядом за конкретными предметами, не напрягая зрение.
Проведение физкультминуток позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей.
Социализироваться и адаптироваться в окружающем мире детям с нарушением зрения помогает сюжетно-ролевая игра. Основной задачей педагогов является формирование у детей навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные способности и способствуют восстановлению зрительных функций. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекционной деятельности. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов взаимодействия в игре. А также на создание коррекционно-развивающей среды, которая обогащает зрительный сенсорный опыт дошкольников с нарушением зрения.
Необходимо научить ребенка не только правильно видеть и понимать окружающий мир, воспринимать и обрабатывать информацию.
В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды. Это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей. Позиция взрослого направлена на совместное выделение объекта, его опознание, поддержание у ребенка поисковой энергии.
Активно влияют на развитие остроты зрения игры на ориентировку в пространстве: лабиринты. Для повышения остроты зрения можно использовать игровое упражнение: «Веселый контур». Детям дают задание по обводке через кальку контурных изображений, штриховке и обводке.
Обучение детей с опорой на ведущую сферу сенсорного опыта – одно из условий эффективности познания. При активизации знаний важно задействовать и учить дошкольников использовать все сферы сенсорного опыта в когнитивной, исследовательской деятельности. Если ребёнок при запоминании чувствует, видит, слышит и ощущает информацию одновременно, то он сможет более успешно восстановить всю информацию в памяти.
Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушением зрения.
Используемые литературные источники:
- Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии. – М. 1987.
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.2001.
- Иванковская С.А. Здоровьесберегающие приёмы работы с детьми дошкольного возраста. // Приложение к журналу «Методист», «Мастер-класс», № 7. 2007.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология: учебное пособие для педагогических институтов.- М. 1985.
- Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев. 1992.
- Плаксина Л.И.Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М. 1998.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
- Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. – М. 2001.
- Феоктистова В.А. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. – Л.1983
- Щелкунова Н.И. Формирование культуры здоровья. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №8, 2008.
Источник
«Особенности организации и построения предметно – пространственной среды в дошкольной организации для детей
с нарушением зрения»
Заведующий муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский
сад комбинированного вида № 54 г. Белгорода
Григорова Оксана Николаевна
Основной задачей нашего детского сада является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Для детей, имеющих зрительные нарушения – это уникальное учреждение, где многое предусмотрено для лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения:
Это – малыши от 3 до 7 лет с нарушениями зрения.
Это влюбленные в свое дело сотрудники, которых объединяет одно общее желание: понять ребенка, не навязывая ему своей воли, помочь быть самим собой, осознать себя как здоровую личность.
Это интегрированное образование с использованием здоровьесберегающих технологий.
Это дом, где организованная среда создает наилучшие условия для здоровой физической и психической жизни ребенка.
Весь педагогический коллектив пытается максимально приблизить атмосферу детского сада к домашней, не только создают уют в группах, теплых спальнях, светлых игровых комнатах, но, прежде всего, создавая душевный комфорт и уют в сердцах взрослых и детей.
В основном наши педагоги и воспитатели – квалифицированные специалисты, мастера своего дела, имеющие высшее образование, постоянно повышающие профессиональный уровень, а главное – любящие детей.
Главное для нашего коллектива:
– Воспитание здоровой личности и внимание к индивидуальности каждого ребенка. Наши дети не боятся рассуждать, ошибаться и спрашивать, к концу пребывания в детском саду у дошкольников сформировано ценностное отношение к своему здоровью.
-Обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным зрением.
-Реализация коррекционной программы и квалифицированное восстановление зрительных функций у детей.
-Организация образовательного процесса на основании проведения периодических диагностических исследований, контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков.
-Использование специальных методов и средств обучения детей с нарушением зрения.
-Осуществление коррекционно-развивающей работы, посредством систематического проведения коррекционных занятий по направлениям (зрительное восприятие, пространственная ориентировка, СБО, развитие речи, осязание и мелкая моторика, развитие сохранные анализаторов)
Основной целью нашего детского сада является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
Нам очень важно, чтобы дети жили в условиях, максимально приближенных к домашним, и каждый ребенок чувствовал, что его здесь любят, ждут, понимают и принимают. Предметом особой заботы педагога является формирование здорового психологического климата, нравственной атмосферы, проявленной заботы друг о друге, оказание своевременной помощи каждому ребенку и семье.
Развивающая среда нашего детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков зрительных функций, речевого и психического развития, воспитательно-образовательной работы.
Важнейшим условием успешности влияния предметно- пространственной развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка.
Содержание развивающей предметной среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно – возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.
Для формирования личности и устранения, имеющихся у детей проблем, связанных с сенсорной недостаточностью, необходимы определенные условия. Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. В некоторых случаях требуется наличие специальных приспособлений, адаптированных к условиям и зрительным возможностям развития детей.
В нашем ДОУ, создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.
Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:
- в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;
- в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метку на стекле по Аветисову.
- педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно).
- для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;
Медицинское обслуживание детского сада нацелено на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. По показаниям врача-офтальмолога детям назначается офтальмологическое лечение, которое проводит медсестра ортоптистка.
Физкультурно – музыкальный зал отвечает новым педагогическим требованиям. Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель знают каждого ребёнка, располагают данными медицинских осмотров, периодически консультируются с врачом–офтальмологом, медсестрой ортоптисткой, учитывают состояние ребенка на каждом занятии, дифференцированно планируют физическую нагрузку.
Инструктором по физической культуре наряду с традиционными спортивными пособиями, используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д. а также авторские пособия, разработанные самим инструктором.
Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности ребёнка, а также всех присущих детям видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
На сегодняшний день опыт работы нашего учреждения может быть рекомендован как наиболее целесообразный и результативный по работе с детьми с нарушением зрения.
Источник